Сара Парецки

Сара Парецки

Американская писательница Сара Парецки известна тем, что создала самый популярный образ частного-детектива женщины —  В. И. Варшавски.

Сара Парецки. Биография

Сара Парецки (Sara Paretsky) родилась 8 июня 1947 года в Канзасе. Будущая писательница росла в большой семье, где родители прививали детям либеральные и социально-активные ценности. Так если старшие дети в семье Парецки учились в колледже на средства из семейного бюджета, Сару отправили на секретарские курсы, а затем работать, чтобы девочка внесла свою долю оплаты за обучение. Подобное отношение не сломило Сару, а лишь закалило для будущей жизни. Девочка с ранних лет увлеклась литературой,  создавая в воображении сильных героинь и написанием историй о мужественных женщинах.

Позже она перебралась жить в Чикаго, город, обеспечивший ее романы щедрыми и красочными городскими пейзажами. Здесь же она продолжила обучение, получив докторскую степень в области истории. В Чикаго же Парецки устроились работать в крупную страховую компанию и начала писать романы, хотя формального образования в области литературы у нее не было. Кстати именно события в страховой компании стали фоном для ее первых трех романов.

В 60-е годы Сара Парецки увлекается идеями женского движения, которые помогли ей принять новые ценности о возможности занять общественное пространство. В дальнейшем писательница будет использовать риторику феминизма, но переосмыслит многие тезисы и перескажет их в ироничной манере.

Сегодня писательница на деле помогает девочками найти свои таланты, являясь учредителем литературной ассоциации Сестры в преступности, она регулярно выделяет из своих средств стипендии и гранты для талантливых студентов в науке и искусстве.

О творчестве

Сара Парецки одна из самых оригинальных писательниц детективного жанра, как и созданный ею в жанре крутого детектива невероятный персонаж.

Больше чем феминизм, на творчество Парецки повлияли работы классика детектива Дороти Л. Сэйерс, которой американская писательница подражала не только стилистически, но у которой заимствовала идею социальных отношений и роли женщины в обществе. Именно романы Сэйерс вдохновили ее на создание женщины, освобожденной от пассивных женских черт.

В отличие от большинства своих коллег Сара Парецки пишет только если есть вдохновение. Например, после явного спада, заметного в романе Туннельное зрение (Tunnel Vision), писательница несмотря на возражения издателя на время остановила написание серии. Издательство пыталось выкрутиться в этой ситуации, издав сборник рассказов о В. И. Варшавски. Но пауза явно затянулась. За это время Парецки написала роман о бездомных в Чикаго (Призрак Страны — Ghost Country, 1998). Она продолжала публиковать книги, главной темой которых были политически эссе о терактах 11 сентября, заказные убийства и другие политические вопросы. По словам писательницы, ее очень тревожила политика, проводимая администрацией Джорджа Буша-младшего. Свои опасения по этому вопросу она выразила в книге мемуаров, больше похожей на медитацию (В эпоху молчания — Age of Silence, 2007).

Сегодня писательница изредка продолжает писать романы в знаменитой серии о частном детективе В. И. Варшавски, и как ни парадоксально работает над ними с удвоенной энергией, поскольку все эти книги неизменно отмечены положительными рецензиями критиков.

В. И. Варшавски отличается жестким нравом и широким спектром способностей, отчего обычно перекладывают на ее хрупкие плечи самую сложную работу, с которой не справляются даже сильные мужчины. Парецки очень проницательный автор. Она сумела внимательно и методично использовать стереотипы и шаблоны крутого детектива, т.е., мужского жанра, чтобы представить читателям женщину, ничуть не уступающую любому мужчине.

Парецки не боится описывать свою героиню как циничную и язвительную, за что ее часто критиковали сторонники феминизма, особенно трудно они переживают сардонические замечания женщины-детектива собственно в адрес женского движения.

Героиня романов Сары Парецки — один из самых ярких образов не только крутом детективе, но в целом в истории жанра. Ее популярность проложила дорогу для других авторов с не менее интересными и характерными персонажами из второй волны детектива, увлечения женскими детективами 80-х годов.

Но увлечение детективами Парецки было не минутной слабостью читателей и  читательниц, писательница неоднократно была номинирована и получала высшие премии детективного жанра на протяжении 80-х, 90-х и в новом тысячелетии. Лучшим доказательством ее таланта являются алмазный кинжал Картье, полученный Парецки в 2002 году за вклад в развитие жанра и другие премии.

Возмещение и только

Первый роман Сары Парецки стал результатом твердого решения, принятого в Новый год. Начинающая писательница решила в течение 1979 года написать роман или умереть пытаясь. Финальным итогом этих попыток стал роман Возмещение и только (Indemnity Only), опубликованный в 1982 году.

Отличительной особенностью детективов Сары Парецки является пристальный интерес к преступлениям в финансовой сфере. Причину своего интереса писательница объяснила в одном из интервью, выстрелы — это трагедия, но именно мошенничество виляет на тысячи людей. В одном из предисловий писательница сказала, что именно книги дали ей шанс, хорошенько отколошматить плохих парней, которым обычно все сходит с рук, даже если дело доходит до суда.

Главным героем, точнее героиней, которая поколачивает плохих парней в романах Парецки стала В. И. Варшавски (V. I. Warshawski). Девушка с андрогинным именем, которое судя по развитию событий в первом романе больше походит для мужчины, чем для женщины. Друзья прозвали ее по первым инициалам В. И. и мы также станем ее так называть.

Роман начинается с того, как в скромный офис частного детектива Варшавски прибывает профсоюзный чиновник Эндрю Макгроу, выдающий себя за банкира, с просьбой найти его пропавшую девушку. Макгроу нашел адрес Варшавски в адресном справочнике, и был уверен, что В. И.  это детектив-мужчина. Клиент явно расстроен и уверяет, что дело непростое, а потому постоянно допытывается, нет ли у Варшавски мужчины-партнера, способного справиться с «непростой задачей». В. И. уверяет, что может позаботиться о себе. Эта сцена настраивает читателей на необходимый тон, разоблачая беспочвенные ожидания. Читатели привыкшие видеть в качестве главного героя крутого детектива — мужчину, воплощены в образе первого клиента не способного скрыть свои чувства.

Студенческие демонстрации 60-х годов и последующие преобразование общественного сознания позволили читателям США лишь в 80-е годы открыть для себя женщин-детективов и женщин-авторов то, что в Англии было с блеском реализовано еще в 30-е годы в рамках классического детектива. В своих романах Сара Парецки еще не раз вернется к проблемному вопросу о реальном положении женщин в обществе, особенно ярко этот вопрос встанет в романе Трудное время (Hard Time, 1999).

Расследование Варшавски начинает факту исчезновения девушки, но фактически клиент скрывает истинные намерения, а тут еще и вмешиваются серьезные люди, оказывающие вынуждающие пойти Макгроу на попятную…

Расследование приводит к раскрытию убийства и изобличению виновных. В. И. анонимно сообщает о найденном трупе в полицию. Близкий друг отца Варшавски  полицейский Бобби Мэллори догадывается от кого поступила информация и предупреждает девушку, это не забава и не игра, это не подходящая работа для девушки. Аналогичные советы на протяжении всей серии В. И. будет получать не только от друзей, но и от врагов. Как пишет кто-то из критиков, мужские персонажи, не в состоянии смириться с образом жизни и высоким уровнем исполнения своих профессиональных обязанностей, которые по сути позволяют сексуальным красоткам заниматься настоящим мужским делом.

Опытный Мэллори догадывается о невидимых струнах затронутых Варшавски и делает предсказание о связях между организованной преступностью, профсоюзами и другими организациями, с которыми не стоит связываться, которое оказывается правдой. В. И. буквально на пороге своей квартиры сталкивается с двумя тяжеловесами. В неравной ситуации женщина показывает себя с неожиданной стороны, она оказывается умелым бойцом, наученной драться на улице. Но удача в схватке не сильно помогает Варшавски, из ее квартиры похищают документы и улики, связанные с расследованием.

А дела продолжают сваливаться на В. И. Богатая наследница просит найти ее отца и брата, которые в итоге оказываются мертвы. А Варшавски приходится пройти через угрозы и попытки подкупа, чтобы достичь цели. Девушка смело заявляет, вы можете меня уволить, но вам от меня не избавиться. Своей напористостью и честностью она напоминает знаменитого Филиппа Марлоу из романов классика крутого детектива Реймонда Чандлера.

В финале первого романа Сара Парецки пересказывает миф о царе Мидасе, который в своей жизни замечал только деньги. Варшавски помогает помириться отцу и дочери. Парецки и в дальнейшем будет регулярно обращаться к мифологическому пласту, отчего ее сюжеты приобретают громкий символический резонанс, а романы выходят на более широкий, универсальный уровень человеческого языка.

Уже в первом романе серии Парецки формирует основные угрозы и сюжетные элементы, которые будут в различных вариациях появляться на протяжении всей серии. Довольно часто Варшавски выручает своих друзей и коллег, спасает их от опасности или неминуемой гибели. Нередко расследования В. И. имеют переклички с ее прошлым, давая возможность автору рассказать об очередном эпизоде из ее биографии, углубить и расширить детали ее характера. На протяжении всей серии Парецки обогащает отношения В. И. с ее друзьями, коллегами, различными общественными институтами (полиция, банки и др.), которые показаны в тесном взаимодействии с политическим и социальным анализом американского общества, о котором у писательницы свое, часто не самое лицеприятное мнение.

Избранная библиография

  • Возмещение и только (Indemnity Only, 1982)
  • Тупик (Deadlock, 1984)
  • Заказы на убийство (Killing Orders, 1985)
  • Горькое лекарство (Bitter Medicine, 1987)
  • Кровавый выстрел (Blood Shot, 1988), в Великобритании опубликован как Токсический шок (Toxic Shock)
  • След от ожога (Burn Marks, 1990)
  • Ангел-хранитель (Guardian Angel, 1992)
  • Узость взглядов (Tunnel Vision, 1994)
  • Дух страны (Ghost Country, 1998)
  • Тяжелые времена (Hard Time, 1999)
  • Вспомнить все (Total Recall, 2001)
  • Черный список (Blacklist, 2003)
  • Распродажа (Fire Sale, 2005)
  • Обескровленный Канзас (Bleeding Kansas, 2008)
  • Серьезное дело (Hardball, 2009)
  • Наследие (Body Work, 2010)
  • Поломка (Breakdown, 2012)
  • Критическая масса (Critical Mass, 2013)
  • Ветки сзади (Brush Back, 2015)
  • Осадки (Fallout, 2017)
  • Shell Game, 2018
  • Dead Land, 2020
Оцените статью
Добавить комментарий