Сью Графтон

Сью Графтон

Сью Графтон, известная созданием Алфавитной серии, которая буквально изменила лицо крутого детектива. Несмотря на то, что писательница была не первой в списке женщин создательниц образов крутого детектива, а ее героиня Кинси Милхоун, продолжает традиции заложенные такими писательницами как Марсия Мюллер и Сара Парецки, благодаря талантливому воплощению и безумной популярности ее романов, именно она стала одной из первых в числе писательниц, чьи произведения называют Второй волной Золотого века.

Биография

Сью Тейлор Графтон (Sue Taylor Grafton) родилась 24 апреля 1940 года в Луисвилле (Кентукки). Ее отец, Корнелиус Уоррен Графтон (Cornelius Warren Grafton), был известным писателем, создателем популярных криминальных романов, среди которых самым известным остается Крыса начала грызть веревку (The Rat Began to Gnaw the Rope).

После обучения на факультете английской литературы в Университете Луисвилля, работает клерком в больнице, кассиром и секретарем в медицинском ассоциации Санта-Моники. Подражая отцу Графтон начала писать еще в 18 лет. Работа над первым романом заняла четыре года. После чего она упорно пишет еще шесть романов, из которых только два были опубликованы: Кэссия Дейн (Keziah Dane, 1967) и Лолли-Мадонна войны (Lolly-Madonna War, 1969).

Кэссия Дейн — назван по имени главной героини, матери шестерых детей, которая недавно овдовела. Тяжелые описания бедноты и убогой жизни, скрашиваются поэтичным языком, который уже в первых романах Графтон хорошо виден, но критики справедливо отмечают почти полное отсутствие действия, из-за чего роман не имел коммерческого успеха.

Другой роман известен благодаря его аллюзиям с войной во Вьетнаме. Опубликованный в разгар военных действий роман Лолли-Мадонна войны рассказывает историю двух бедных семей, которые враждуют друг с другом. Молодые представителей этих семей надеются разрешить конфликт посредством брака, но инцидент перерастает в кровопролитие в выливается в открытую войну.

Особой популярностью ее произведения не пользовались, поэтому Сью, чтобы набить руку, начинает писать сценарии для голливудский кинокомпаний. На протяжении 15 лет она пишет только сценарии, в том числе для таких известных телефильмов фильмов как Любовь в бегах и Марк, я люблю тебя. За свой сценарий к фильму Прогулка через огонь был удостоена премии Кристофера.

Работа в киностудиях помогла ей познакомиться со своим будущим мужем — Стивеном Хамфри (Steven Humphrey). Именно муж стал соавтором сценарных адаптаций романов Агаты Кристи (Тайна Карибского бассейна и Игристый цианид).

Работа помогла писательнице отточить мастерство, а знакомство в романами Джона Д. Макдональда, чье творчество буквально вдохновило ее на возврат к написанию романов. Особенно ей понравилась серия романов, где в названии используются дни недели, недолго думая, Сью Графтон составила список преступлений на все буквы латинского алфавита. Так возникла знаменитая Алфавитная серия. Писательница вспоминает, что ее первый роман из Алфавитной серии был написан в попытках уйти из Голливуда, от телевизионных продюсеров, которые портят работу писателя.

Серия связана не только названием, но и сквозным героем детективом Кинси Милхоун (Kinsey Millhone), а также местом действия — вымышленным городом Санта-Тереза.

Я — Кинси Милхоун. Работаю частным детективом по лицензии, выданной штатом Калифорния. Мне тридцать два года, дважды разведена, детей нет. Позавчера я застрелила человека, и этот факт неприятно давит на мою психику. Я легко схожусь с людьми, и у меня много друзей. Квартирка маленькая, но мне нравится жить в тесноте. Большую часть жизни я провела в трейлерах, но со временем они стали, на мой вкус, уж слишком экзотичны, и сейчас я обитаю в однокомнатной холостяцкой квартире. Никаких домашних животных не держу, нет у меня и комнатных растений. Я немало времени провожу в пути, и мне не доставляет удовольствия надолго оставлять кого-то в одиночестве. Не считая опасностей, связанных с моей работой, в остальном я всегда жила обычной жизнью, спокойно и без особых событий. Убийство этого типа расстроило меня, и я еще не до конца его осмыслила. Но уже передала в полицию соответствующее заявление, проставив на всех страницах свои инициалы и подпись. Аналогичную форму я заполнила и для официальной картотеки. Оба документа изложены нейтральным языком, с употреблением туманных выражений, из которых непросто восстановить точный смысл событий.

Романы алфавитной серии пользовались необычайной популярностью среди читателей. На данный момент Графтон написала 22 романа, а изданы они в 28 странах на 26 языках, в том числе на русском.

Романы был неоднократно отмечены различными литературными премиями (Литературная премия Росса Макдональда, Кинджал Картье, британской ассоциации детективных писателей, Гран-при премии Мастер Детективных писателей Америки и других).

Писательница отказалась продавать права на экранизацию своих романов, и публично заявила, что в завещании запрет на экранизацию стоит отдельным пунктом. Вероятно сказался богатый опыт работы в Голливуде.

Кинси Милхоун

Главная героиня детективных романов американской писательницы Сью Графтон, так называемой Алфавитной серии — частный детектив Кинси Милхоун (Kinsey Millhone).

Большинство биографических сведений о героине появились не только в книгах серии, но и на сайте писательницы, часто это сведения не отражены даже в романах.

Кинси родилась 5 мая 1950 года в городе Санта-Тереза (Калифорния). Ее имя — это девичья фамилия ее матери. Когда Кинси было пять лет, ее родители погибли в автокатастрофе, и она осталась жить у своей тети Джин, сестре матери, проживающей в трейлере в Санта-Терезе. Когда Кинси исполнилось двадцать, тетя Джин умерла, поэтому Графтон описывает героиню дважды осиротевшую, одинокую душу в этом мире.

К каждым новым романом в серии Графтон все больше рассказывает об окружении ее детектива. Время от времени особым светом озаряются второстепенные персонажи, придавая новые оттенки главной героине.

Кинси живет в кругу постоянных друзей и знакомых, подобно живому человеку. Среди ее друзей ее арендодатель Генри Питтс. Несмотря на свои 80 лет, Питтс ведет активный образ жизни и любит отвлечь Кинси от рутины, кроссвордами или веселыми шутками. Еще один друг Кинси — Рози, владелица ресторана, где сыщица регулярно питается. У Кинси случаются романы, например, известно о ее романе с полицейским детективом Йоном Роббом (Jonah Robb) или частным детективом Робертом Дитцем (Robert Dietz), но обычно все это быстро заканчивается, ведь Кинси классическая одиночка.

У нее за плечами два года (четыре тысячи часов) работы в полиции, необходимых для получения лицензии частного детектива. Она обожает порядок во всех делах, особенно в небольших, таких как, просроченная книга из библиотеки или парковка в неположенном месте, поэтому у нее дома идеальный порядок.

Графтон подробно описывает ее работу детектива. Кинси зарабатывает достаточно денег, чтобы содержать себя, но она отнюдь не богата. Она ездит на стареньком Фольксвагене, носит джинсы и водолазки. Достоверно известно, что у нее только одно выходное платье. Она живет в маленькой квартирке, переоборудованной из старого гаража, любит арахисовое масло и бутерброды, но холодильник ее постоянно пуст. Для поддержания физической формы она регулярно бегает по утрам, пусть ей и не особо это нравится.

Кинси Милхоун работящий человек, но бывает допускает ошибки, поскольку писательница описывает ее как обычного человека, а не фантастического супермена. Кинси — стала феминистским стереотипом, женщиной просто делающей свою работу, грамотно и без суеты.

Ростом частный детектив — 1,71 метра, вес ее при этом только 53 с половиной килограмма. У нее короткие густые волосы, которые она регулярно обрезает маникюрными ножницами.

Героиня Сью Графтон старее гораздо медленнее, чем выходят книги. Между романами Б и М прошло 9 лет, тогда как в первом ей 32, а во втором 35. Но в жизни Кинси происходят изменения, в первую очередь эмоциональные. Ей трудно сдержать эмоции в первом романе А, когда она впервые убивает человека, а со временем она грубеет и бесконечная погоня за преступниками формирует в ней жесткий и непреклонный характер. Со временем Кинси все больше иронизирует, оттачивая свое остроумие в нелепых ситуациях ее повседневной жизни.

Кинси Милхоун заботится о себе сама, и не видит ничего особенного в своем статусе незамужней женщины. А изощренные убийства, с которыми она обычно сталкивается, происходят на бытовом фоне: озабоченная загадочной смертью дочери официантка, молодой человек пытающийся доказать, что авария произошла не по его вине, или муж обманывающий страховую компанию. В большинстве случаев Кинси показывает пример другим женщинам, того как можно бороться за себя и победить, защитить, отстоять. Упрямый, настойчивый частный детектив, всегда приводит злодеев к ответственности, хотя не видит в этом никакого геройства.

Кинси — трудоголик, тщательно обдумывающая все жизненные ситуации из своей жизни, а также обладающая острым глазом, ведь это так необходимо в ее работе.

Кинси часто сравнивают с очень похожей героиней романов Сары Парецки — И. Варшавски. Обе героини жесткие и умные детективы, заложившие основы крутого женского детектива. Мы укажем на наиболее характерные отличия. Варшавски — бывший адвокат, поэтому в ее расследования связаны с женскими обществами, Кинси выбиралась из бедноты, и многому научилась на житейской практике. Ключевым отличием обеих серия является характер преступлений, которые расследуют Кински и Ифигения. Графтон как мы упоминали, тяготеет к семейным головоломкам и социальными проблемами, ее практически не волнует политика, в отличие от Варшавски. Обе героини не раз попадают в непростые ситуации, где требуется физическая сила, но благодаря своей женской находчивости выходят из этих ситуаций с честью. Обе были ранены. Кинси живет на калифорнийском побережье, а красивая природа в романах Графтон контрастирует с преступными наклонностями человеческого сообщества, способствует выздоровлению и умиротворению человеческой души. Варшавски напротив, живет в Чикаго, где городские кварталы и трущобы содействуют росту криминала. Несмотря на внешнее сходство и близкую по характеру работу, обе женщины очень разные.

Сью Графтон долгое время проработала сценаристом на телевидении, а потому догадываясь о технологиях воплощения героев на экране, однозначно отказала любым киностудиям в праве экранизировать свои романы и даже использовать элементы сюжетов для экранизаций.

Алфавитная серия

После многих лет работы телесценаристом Сью Графтон (Sue Grafton) решила взяться за детективный роман. В своем интервью Графтон рассказывает, что идея Алфавитной серии (The Alphabet Series) пришла ей во время ожесточенных споров с бывшем мужем, с которым они, частенько лежа в постели, изобретали в воображении новые варианты литературного убийства. Свой гнев и свое воображение она смогла реализовать в романе, название для которого долго не могла придумать и поэтому называла его на первую букву алфавита — А (роман назывался А для Алиби). В романе Графтон придумала изощренный способ убийства, посредством отравления ядовитым растением. Над первым романом Сью Графтон работала почти пять лет. По признанию писательницы, она стремилась добиться реалистичности, тщательно изучала и описывала работу детектива, и старалась описать все происходящее собственными глазами. Графтон читала книги о ядах или криминалистике, которые читает в романе ее героиня, училась владеть оружием и освоить навыки слежки, необходимые для работы частному детективу.

Сегодня критики соглашаются, что названия романов расставленные по буквам алфавита, не только великолепный маркетинговый ход, но и великолепный мнемонический прием. Со временем названия на букву алфавита переросли в простую и увлекательную игру с читателем. К выходу нового романа страсти по поводу его названия накаляются и поклонники серии предлагают сотни вариантов на очередную букву алфавита. Графтон подливает в эту интригу масла, в ряде романов давая героям фамилии на ту же букву, что и название. Так в романе на Ф героиней была Бейли Фаулер, а в К — Лорна Кеплер и так далее.

Тираж первого романа был небольшим — всего шесть тысяч экземпляров, но к концу 90-х годов общий тираж ее книг перевалил за десятки миллионов, а романы были переведены на 23 языка. Семь романов попали в список бестселлеров Нью-Йорк таймс, а первые тиражи романов серии, начиная с букв Л и М, уже начинаются с миллиона экземпляров.

Ранние романы серии обрамлены отчетом, написанным по завершению дела. И все романы серии завершаются стандартной фразой С уважением, Кинси Милхоун. Этот литературный прием помогает читателю дистанцироваться от эмоциональных переживаний главной героини, описанных страстно и по-женски взволнованным языком. Во всех романах повествование ведется от первого лица, сжато и великолепно передавая внутренние переживания героини. Стиль напряженный и динамичный. Графтон старается писать описывать события просто, бесхитростно, отчего романы читаются легко, а тревожные моменты легко поддают динамику развитию.

Регулярно в романах Графтон загадка и расследование сосредоточено вокруг семейной тайны. Это напоминает о классических сюжетах из школы крутого детектива Реймонда Чандлера и Росса Макдональда, но если большинство стандартных крутых детективов начинаются с беспорядочного действия, Графтон нарушает эту традицию, в ее романах все упорядочено, повествование ясное и прозрачное.

Действие романов Графтон разворачивается в вымышленном городе Санта-Тереза, небольшом городке с населением 85 тысяч человек. Подобное решение не случайно, знатоки жанра помнят, что действие детективов Росса Макдональда происходит также в вымышленном доме, а проследив маршрут передвижений Кинси Милхоун на карте, читатели обнаружили, что подобно Лью Арчеру ее детектив путешествует по улицам Санта-Барбары. Красивый и богатый город, послуживший прототипом для романов Макдональда и Графтон, полный контрастов и вполне подходит для частного детектива. Но в отличие от романов Макдональда, произведения Графтон больше напоминают классические детективы с загадочными преступлениями на фоне живописного пейзажа.

Среди критиков Сью Графтон получила известность как автор, который никогда не повторяется. Это не свойственно писателям школы крутого детектива, которые часто используют близкие по тематике сюжеты и населяя их совершенно однообразными героями. Романы Сью Графтон в этом плане сближаются с психологическими триллерами, где сюжетное действие и его соответствующая подача не менее важны, чем детективная загадка.

Графтон постоянно экспериментирует с тематикой и стилистикой своей серии, создавая очередные тревожные и вдумчивые образцы жанра. Американская писательница постоянно рискует потерять интерес к своему персонажу, помещая их в новое окружение, но в отличие от коллег подобное новаторство помогает ей завоевать любовь и уважение знатоков детектива. Подобный подход не свойственен для авторов крутого детектива, особенно для тех кто добился признания у читателей. Это придает романам Алфавитной серии свежесть и новизну, которую редко встретить в сериальных подборках.

Сегодня волну ошеломительной популярности женских детективов 80-х годов обычно называют Вторым золотым веком. Среди его представительниц кроме Сью Графтон, такие известные писательницы как Марсия Мюллер, Сара Парецки, Филлис Дороти Джеймс и Барбара Уилсон. А романы этого периода смогли изменить не только общественное сознание, но помочь в осознании социальных и тендерных вопросов.

В 1982 году почти одновременно вышли первые романы Сью Графтон и Сары Парецки о частном детективе И. Варшавски, а сегодня спустя тридцать лет Сью Графтон и ее Алфавитная серия стали олицетворением Второго золотого века. Большинство из авторов, кто начинал в эти годы, не смогли добиться высокого признания критиков или популярности среди читателей, а некоторые и вовсе отошли от данного направления. Например, многочисленные романы Мюллер о девушке-детективе Шарон Маккоун, так и не смогли взломать списки бестселлеров, Сара Парецки в поздних романах серии переориентировалась на политическую тематику, Джеймс и вовсе написала только два романа о ее женщине-детективе Корделии Грей, популярность романов Барбары Уилсон также сильно упала.

Критики особо строго относящиеся к жанровой классификации, указывают, что Кинси Милхоун не является воплощением феминистских идеалов. Например, самый эрудированный знаток в данной области Кэтлин Грэгори Клейн считает, что в Кинси воплощены феминистские наклонности, но она не феминистка. Хотя вероятно, более важно, что Сью Графтон в своих романах смогла изменить лицо американского детектива, а ее истории стали неотъемлемой частью мирового детектива со своим уникальным стилем.

Оцените статью
Добавить комментарий