Эндрю Вакс и его герои

Эндрю Вакс — нью-йоркский адвокат, специализирующийся в области подростковой преступности, привлек внимание читателей США и Западной Европы в 1987 году, когда был опубликован его первый роман-триллер Флад (Flood, 1985). Успешный дебют писателя-адвоката (кстати, Вакс не оставил адвокатскую практику до сих пор) был в немалой степени обусловлен нетрадиционным подходом автора к криминальному жанру: в центр романного сюжета был поставлен не полицейский и не частный сыщик, а самодеятельный детектив без лицензии, к тому же — бывший зэк Бэрк. Бэрк — свой человек в криминальном подполье Нью-Йорка, водящий знакомство с боссами и шестерками преступного мира и оказывающий платные услуги всякому, кто предлагает хорошие деньги, — проституткам, сутенерам, мелким бизнесменам. Впрочем, детективная самодеятельность Бэрка подчинена не только корыстным интересам, но и определенному моральному кодексу. Которому он неукоснительно следует — и это единственное, что сближает его с традиционным типом американского детектива-моралиста от Филипа Mapлоу и Майка Хаммера до Лью Арчера и Майка Торелло

Andrew-Vachss

После успеха романа Флад Эндрю Вакс практически ежегодно выпускал новые книги о Бэрке, теперь уже отчетливо выстроившиеся в сериал. К настоящему моменту писатель опубликовал семь романов.

По сути, каждая книга серии — это отдельная глава жизненной одиссеи Бэрка, неприкаянного одиночки, приходящего на выручку несчастным и обиженным обитателям социального дна большого города. (Ближайшая аналогия — герои американского телесериала Хукер, демонстрировавшегося по российскому ТВ). Книги Эндрю Вакса интересны ярким описанием — можно даже сказать, живописанием — темных сторон повседневной жизни сегодняшнего Нью-Йорка, неизменно увлекательной интригой, в которой удачно синтезированы приметы многих популярных жанров: романы Вакса — это и детективы-триллеры с лихо закрученным сюжетом, и любовные мелодрамы (неслучайно многие книги названы по имени очередной возлюбленной Бэрка), а отчасти и неоготические романы с элементами мистики (Жертвоприношение). Необычный стиль писателя — рваная эллиптичность письма и емкая точность подчас метафорических описаний-характеристик мрачного городского пейзажа и персонажей — придает особый колорит его прозе.

Коварная Кэнди

События в романе Коварная Кэнди (Hard Candy, 1989) практически выстраиваются по той же схеме, что в Печальной Белль: Бэрк тратит массу времени на разного рода подготовительные мероприятия, подключая операции своих неизменных друзей помощников (китаянку Маму, негра Про и монгола Крота). Впрочем, есть одно существенное отличие: в противоположность главной героине предыдущего романа, Кэнди не только не вызывает симпатии у Бэрка, но и провоцирует его на крайне жестокое обращение: она связана с Уэсли, и, оказывается, бегство Эльвиры послужило для коварной Кэнди лишь удобной возможностью подкопаться к Трейну.

Сюжет романа столь же незамысловат, как и в его книге Печальная Белль: проститутка Кэнди просит Бэрка вернуть ее пятнадцатилетнюю дочь Эльвиру, попавшую в сети полуподпольной секты некоего злодея Трейна. Как и во всех романах Эндрю Вакса, злодей — фигура скорее условная. Вся его деятельность окутана тайной, и ни герой, ни читатель так до конца и не понимает, чем же он занимается и в чем сила его притягательности: выясняется, что Эльвира убегает к нему по собственной воле. Однако суть сюжета не в поисках Эльвиры, а в том, что мафия Нью-Йорка заказывает убийство Трейна. Убить его должен известный киллер Уэсли. В свою очередь Трейн нанимает Бэрка ликвидировать Уэсли…

Эндрю Вакс — писатель безусловно одаренный. Однако, по сравнению с Ридли Пирсоном, ему явно недостает силы воображения. Прочитанные подряд, его романы (их можно было бы определить как сентиментальные триллеры) создают впечатление вариаций одной и той же темы. В рецензируемых вещах ощущается исчерпанность той сюжетной схемы, которая обеспечила успех его первых книг о Бэрке.

Если Ридли Пирсон представляет собой пример писателя, работающего в рамках традиционного канона, то криминальные истории Эндрю Вакса из этого канона явно выламываются.

Добавить комментарий