Карр. Писатель-недоучка

Джон Диксон Карр (John Dickson Carr) родился 30 ноября 1906 года в городе Юнионтаун (Uniontown) в Пенсильвании. Его отец, Вуд Николас Карр (Wooda Nicholas Carr) был обеспеченным адвокатом, который занявшись политикой, был даже избран в Конгресс. Его мать, Джулия, очень мало-эмоциональная женщина, к которой сын испытывал такое же спокойное, без эмоций сыновнее чувство. Его страстью были книги, любовь к которым привил ему отец, когда ему было еще только четыре года. Джон читал запоем и не мог остановиться, с легкостью он проглатывал романы Александра Дюма, Роберта Луиса Стивенсона, рассказы о Шерлоке Холмсе, но поскольку первой книгой была сказка Фрэнка Баума о стране Оз, именно это детское впечатление магии и волшебства, которое должно господствовать над реальностью осталось с писателем на всю жизнь. Тайны и романтика детектива также оставили свой глубокий след в юной душе, среди его любимых произведений были рассказы Жака Фатрелла, Роберта Юстаса и других писателей.

В школе учеба его не привлекала, хотя родители надеялись, что мальчик наконец возьмется за ум и сможет поступить в университет и стать подобно отцу адвокатом. Чтобы встряхнуть Джона родители отправляют его учиться в Высшую школу (Hill School), престижное частное учебное заведение с упором на литературе 1. Здесь Джон также не делал особых успехов, разве что в изучении английского и латыни, но провалив все экзамены по математике. Уже во время обучения в школе, Карр начал писать свои первые серьезные истории. Среди первых сочинений были приключенческие истории о Великом Гиньоле (Grand Guignol).

Из-за плохой успеваемости, родители отказались от надежды отправить сына в Гарвард, довольствуясь Хаверфордским колледжем, где молодой писатель продолжал строчить свои сенсационные рассказы. Его увлечения и привязанности, сохранившиеся с ним на всю жизнь, были ясны с ранней юности, с первых работ. Его привлекали тайны, приключения и романтика, а еще больше он любил комбинацию из всего перечисленного. Несмотря на свои не очень большие успехи в учебе, но благодаря его неиссякаемому энтузиазму его работы публикуют в журнале колледжа, а спустя два месяца он становится его редактором.

Уже в годы обучения в колледже Карр создает своего первого детектива Анри Бенколена (Henri Bencolin) французского префекта полиции (сродни Густаву Дюпену Эдгара По и месье Лекоку Габорио). Карр посвящает своему герою порядка полутора десятков рассказов и пять романов, в который много художественных красок тратит на создание атмосферы, напоминающей его более поздние Арабские ночи, слегка приторной от сверхъестественного, угрожающей и нарядно-карнавальной. Критики отмечают в этих историях о таинственных исчезновениях, крылатых кинжалах, привидениях из старинных замков, написанных очень эмоционально, а порой с использованием парадокса между восприятием преступления и его реальным исполнением, чувствуется сильное влияние Гилберта Честертона.

Джону не удается окончить колледж, но он удивительным образом смог убедить родителей о необходимости поездки в Париж, где он написал свой первый роман Дьявол Кинсмере (Devil Kinsmere, 1934), который был опубликован лишь позднее. Роман был написан в жанре исторических приключений, и опубликован под псевдонимом Роджер Фэйбейн (Roger Fairbairn). Возможно Карр мечтал стать историческим романистом подобно Рафаэлю Сабатини, ведь именно на эти годы приходится не только расцвет детективного романа, но и время великих исторических приключений, выходивших из под пера Сэмюэла Шеллабаргера (Samuel Shellabarger), Кеннет Робертс (Kenneth Roberts) и Маргарет Митчелл (Margaret Mitchell).

После возвращения домой в возрасте 23 лет Карр отказывается на время от исторических романов и публикует свой первый детектив — Прогулки на ночь (Walks by Night, 1930). Уже здесь на фоне жуткого убийства автор разворачивает историю невозможного убийства. Книга была хорошо принята критикой, отметившей, что жуткая история словно пародирует самое себя. Эту черту мы видим во всех последующих романах Карра, когда страшные истории, рассказываются на фоне уютного кафе или немного с игривой интонацией, от чего становятся не страшными, по-настоящему автора занимает только игра в прятки с читателем.

Следующие три романа из серии о детективе Бенколене также повторяют эту жуткую атмосферу, о которой автор рассказывает, словно удобно усевшись в кресле и попивая свой любимый грог. Романы Потерянная виселица (The Lost Gallows, 1931), Замок черепа (Castle Skull, 1931) и Труп среди восковых фигур (The Corpse in the Waxworks, 1932) богаты фольклорными и историческими мотивами, убийства происходят в символических местах словно усиливая необычность происходящего, но в итоге все колдовство, проклятия, нежить разрушается под напором логики.

Как мы уже упоминали честертоновская манера изложения повествования, поведение сыщика и целый ряд других признаков указывает на подражание или сильное влияние на романы Карра, оказанное английским писателем Г. К. Честертоном. Подобно знаменитому отцу Брауну, сыщик нарисованный Карром расследует дело не собирая улики или опрашивая свидетелей, Бенколен восстанавливает все детали преступления в своем воображении, погружаясь в атмосферу случившегося.

Истории Карра поражают своей зрелостью, но больше всего удивляет его стремление рассказать обо всем, как пишет автор в своем письме к Ф. Даннэю от неистового желания новичка втиснуть максимум сюрпризов, насколько это возможно в скромных пределах романа, от чего произведения раннего периода трещат по швам, обнажая стыки и авторские уловки.

  1. Выпускником школы еще до того как в нее поступил Джон Карр, был другой известный автор детективов Эдмунд Уилсон (Edmund Wilson).

Добавить комментарий