Кэрролл Джон Дейли – американский писатель, родоначальник крутого детектива, создатель серии романов и рассказов о частном детективе Рейсе Уильямсе, прототипе всех известных нам крутых детективов.

Биография

Кэрролл Джон Дейли (Carroll John Daly) родился 14 сентября 1889 года в Йонкерсе (Нью-Йорк, США). Кэрролл получил хорошее образование: средняя школа в Йонкерсе, Институт Де Ла Сейлл и Американская академия драматического искусства в Нью-Йорке. Но из-за необходимости содержать семью отказался от карьеры артиста и стал киномехаником, сменив до этого несколько мест работы — менеджер по продажам, стенографист и другие. По тем временам эта профессия приносила неплохие деньги, а со временем Дейли даже смог выкупать несколько кинотеатров в родном Йонкерсе, Нью-Йорке, Атлантик-Сити и Нью-Джерси. Биографы отмечают факт, что Дейли вероятно был совладельцем первого кинотеатра в Атлантик-Сити. 11 декабря 1913 года Дейли женился на Маргарет Г. Блейкли (Margaret G. Blakely).

Свою литературную карьеру он начал с публикации  повести Долли (Dolly) в октябре 1922 года в журнале Черная Маска. Уже в декабре в этом же журнале выходит его вторая повесть Грохочущий Джек (Roarin’ Jack) под псевдонимом Джон Д. Кэрролл. Став публикуемым писателем, он позволил себе переехать в хороший район Нью-Йорка. Кинотеатры и литература приносили ему стабильный доход, обеспечивающий его небольшую семью, Дейли жил с женой и единственным сыном. Литература никогда не приносила сверхдоходом, но они жить в достатке. В своем кругу, Дейли прослыл человеком с большим количеством причуд, например, он никогда не выходил из дому зимой.

Его близкий друг Эрл Стенли Гарднер поясняет, что писатель не любил выходить из дома, поскольку боялся попасть в передрягу, и тут же рассказывает случай, когда писатель возвращаясь домой купил пистолет 45 каллибра, чтобы писать об оружии не из головы, но тут же был арестован полицией, обвинившей Дейли в хранении оружия.

В 1953 году Дейли с женой переехал в пригород Лос-Анджелеса. Его сын Джон стал актером кино, а также иногда снимался в телефильмах и игровых шоу. Семья жила в скромной квартирке, тогда как Дейли был объявлен почетным членом клуба писателей. Он продолжал работать, пока позволяло здоровье. Последние три года жизни Дейли провел в больнице, где и скончался 16 января 1958 года.

Кэрролл Дейли считается создателем крутого детектива (hard-boiled detective). Именно он первым в октябре 1922 года опубликовал в журнале Черная маска повесть, которая считается первым крутым детективом в истории жанра. За свою многолетнюю карьеру Дейли написал 10 романов и порядка 250 рассказов.

Стилистика его произведений была очень слабой, особенно по сравнению с пришедшими ему на смену Реймондом Чандлером и Россом Макдональдом, но чувство аудитории, ее потребностей и коллективных стимулов было обострено и Дейли делал по мере своего таланта и сил многое, что позволяло ему безошибочно добиваться признания у своих читателей.

Рейс Уильямс (Race Williams) — главный герой восьми романов и ряда рассказов Кэрролла Дейли, стал прототипом, на который равнялись Сэм Спейд и Майк Хаммер, с которого снимали мерки Чандлер и Макдональд. Впервые появился в истории Рыцари открытой ладони (Knights of the Open Palm), напечатанной в Черной маске 1 июня 1923 года. Уильямс — тридцатилетний, скупой на слова частный детектив. Его спецификой является охота на преступников по заданию клиентов. Уильям формулирует свое кредо так: Я ничего не боюсь, поскольку в любой момент я могу от этого отказаться, а относительно своих поступков, он утверждает, моя этика — это мое дело.  Истории Дейли нацеливают внимание читателей на действие, поэтому сюжет в них прост и безыскусен. Уильямс пользуется своими кулаками и пистолетами на полную мощь против бандитов и злодеев всех мастей. Он сам себе хозяин и никто ему не приказ, но дело он свое знает и делает все по высшему разряду. Романы и повести Дейли перегружены расовыми и сексуальными шаблонами и стереотипами, злодеями и красавицами, а их невероятная популярность свидетельство умения автора схватывать курсирующие в народном сознании темы, на которые невольно обращали внимание авторы идущие следом.

Черная маска

Союз между Кэрроллом Джоном Дейли и журналом Черная маска был общим благом, как для писателя, так и для издателей. Но на протяжении всей творческой карьеры Дейли, его отношения с редакторами оставались крайне напряженными. Плодовитый писатель скандалил и ругался с четырьмя главными редакторами журнала и пережил всех, неизменно оставаясь на гребне популярности.

Первая история Дейли вышла в Черной маске в октябре 1922 года под редакцией Джорджа Саттона (George W. Sutton). Главный редактор журнала не очень хорошо ощущал читательские потребности и литературные тренды. Например, он в своих редакторских предисловиях обещал, что будет особое внимание уделять бататам из вестернов (Western yams), а также странным, жутким и таинственным историям, историям о призраках. Но перебороть всеобщее увлечение детективами Саттону не удалось, к тому же в его актив следует записать открытие таких имен как Дейли или Хэммет.

Именно Саттон сформировал журнальную политику, нацеленную на серийных героев, политику способную гарантировать журналу уверенность в растущем спросе без провальных номеров. С популярным автором Саттону не удалось наладить хорошие отношения, однажды он бросил в лицо Дейли, вы можете зарабатывать деньги на этом парне Уильямсе1, который кажется нравится всем, кроме меня. Тайным агентом и открытым почитателем историй Дейли был помощник Саттона — Гарри Норт (Harry North), который потакал и носился со странностями писателя, ведь популярного автора все время норовили сманить конкуренты из журнала Дайм детектив в лице главного редактора Рона Гуларта.

Сменивший Саттона Филипп Коди (Philip C. Cody) сохранил автора, пригласив его публиковать еще больше историй, ссылаясь на работы Хэммета, который выступал на тех порах последователем и подражателем Дейли.

Вскоре в Черную маску пришел человек изменивший традиции крутого детектива — Джозеф Томпсон Шоу (Joseph Thompson Shaw), по прозвищу Кап (Cap), который взял на себя бразды правления в конце 1926 года. Шоу часто называют легендой журнальных детективов, поскольку именно он вырастил Реймонда Чандлера и способствовал эволюции знаменитого стиля.

Но отношения Шоу и Дейли были полны конфликтов и взаимных упреков. Хотя редактор в 1927 году инициировал серию, известную под названием Оскал зверя (The Snarl of the Beast), но Шоу не выказывал любви к творчеству Дейли. Возможно будь его воля вообще перестал публиковать истории Дейли, но это сильно ударило бы по прибыли журнала и доходам инвесторов, а потому Кап терпел популярного автора. К началу 1934 года Дейли сам ушел из Черной маски. Популярный писатель вернулся только после ухода Шоу, так ему был ненавистен это человек, и еще на протяжении десяти лет после этого он успешно публиковал свои истории в журнале.

О творчестве

В 1923 году Кэрролл Джон Дейли опубликовал две истории, сыгравшие важную роль в развитии крутого детектива.

Три пушки Терри

15 мая был опубликована история Три пушки Терри (Three Gun Terry), где появляется частный детектив Терри Мак (Terry Mack), который является первым крутым детективом в истории этого жанра.

История написана в жестком стиле, ставшем стереотипным для произведений этого жанра. Терри обладатель трех пистолетов, которые использует при любом удобном случае, когда герой его предыдущего рассказа Фальшивый Бертон Комбс, остался в кульминационный момент без оружия.

Рыцари раскрытой ладони

1 июня 1923 года Дейли в Черной маске публикует рассказ Рыцари раскрытой ладони (The Knights of the Open Palm), в котором впервые появляется частный детектив Рейс Уильямс (Race Williams), ставший самым известным персонажем американского писателя. Рейс Уильямс на протяжении десяти лет был одним из самых популярных героев журнальных детективов, украшая своим портретом обложки журналов на их страницах, он оставлял кровавый след и горы трупов.

Герой стал альтер-эго самого Дейли, по удачному выражению одного из критиков писатель днем был Кэрроллом Джоном Дейли, а ночью становился Рейсом Уильямсом.

Дейли носил большие очки, из-за которых поглядывал на окружающий мир словно мышка. Известно, что писатель очень боялся стоматологов, зимних холодов и обладал целым комплексом фобий. Рейс Уильямс напротив, физическими параметрами резко выделялся даже на фоне крутых детективов: ростом он шесть футов, а весом 180 фунтов2. Писатель характеризует детектива как сторонника честных дуэлей, и добавляет еще он никогда не прикончит парня, если в этом не будет необходимости.

Одна из самых известных историй о Рейсе Уильямсе — Рыцари раскрытой ладони3, рассказывает о том, как частный детектив берется помочь отцу семнадцатилетнего паренька Вилли, решившему дать показания против нескольких членов Ку-клукс-клана. Рейс обнаруживает, что все население маленькой деревушки делится на две группы: членов клана и смертельно запуганных жителей. Никто не желает помочь детективу в поисках.

Но бесстрашный детектив с помощью своего кольта 44 калибра сильно пошатнул влияние клана, уменьшив количество его членов и спас мальчика. Эта история — прекрасная иллюстрация философии Дейли. Рейс выступает на защиту слабых афро-американцев, также как в других случаях он защищает китайцев или женщин. Вероятно, Дейли считал, что бандиты, как организованная группа, существующая вне закона, может существовать только в далекой от знакомого для автора и читателей обстановки большого города. Куклуксклановец был более зловещим персонажем и совсем незамеченными при этом оставались преступники из большого города.

Из предисловий

Кэрролл Джон Дейли признан большинством критиков и исследователей первым писателем, сочинявшим в жанре крутого детектива. Несмотря на свою популярность в Америке в период между двумя мировыми войнами, публикация его рассказа или новеллы в те годы могла поднять тираж журнала на 20-30 процентов, сегодня его имя и творчество практически забыто.

Самым известным героем произведений Дейли является частный детектив Рейс Уильямс (Race Williams), герой ставший образцом не только для Сэма Спейда и Филипа Марло, героев Дэшила Хэммета и Реймонда Чандлера, но послуживший прототипом для Спенсера из романов Роберта Паркера и даже В. И. Варшавски, женщины-детектива из романов Сары Парецки.

Большинство критиков отзываются о сочинениях Дейли весьма пренебрежительно, постоянно мелькают фразы о сыромкорявом стиле, тексте, языке. Но тот факт, что его рассказы оказали мощное влияние не только на Дэшила Хэммета, но на жанр в целом, заслуживает пристального внимания. В своем письме, датированном 1950 годом, Микки Спиллейн пишет, первый и единственный автор, чей стиль оказал на меня существенное влияние. Рейс стал моделью для Майка (Хаммера — p.n.). Герой, созданный воображением Дейли, является архитипическим частным детективом, крутым, остряком, находчивым, регулярно использующим насилие для решения проблем, и лишь иногда проявляющим сострадание к жертвам, которых он спасает. Хотя его поведение всегда основано на непоколебимых моральных принципах.

Как отмечают критики, единственное правило Уильямса можно свести к одной фразе, не убить того, кто этого не заслужил. Впрочем, подобная оценка является слишком узкой и не способна отразить ряд положительных черт мелькающих на гранитном лице детектива. Уильямс всегда откликается на просьбы тех, кто нуждается в его помощи, регулярно защищает слабых и всегда без жалости по отношению к себе с головой окунается в любое приключение.

Кэрролл Джон Дейли был человеком своего времени, поэтому мог легко употребить по отношению женщинам или людям азиатской национальности жаргонные термины — дамы и желтые. Читатели воспитанные на детективной литературе, использовавшей высокопарный стиль и описывающей героев-сыщиков с аристократическим манерами, использование жаргонизмов в историях Дейли стало настоящим шоком для читателей, создававшим ощущение разорвавшейся бомбы. Отсутствие стиля, к чему сводится большинство упреков в адрес Дейли, никоим образом не снижает потенциал его рассказов. Романы и рассказы Дейли не так просты, как это может показаться на первый взгляд. В его сочинениях регулярно встречаются ссылки на произведения Шекспира, Натаниэля Хоторна и других. Наконец, изобретение литературного суб-жанра само по себе является значительной заслугой, о которой часто забывают критики.

Рассказ Фальшивый Бартон Комбс (The False Burton Combs), опубликованный в журнале Черная маска в декабре 1922 года, был признан первым образцовым крутым детективом. Пули свистят, хорошие парни побеждают, а детектив получает в финале красавицу-девчонку. Хотя в нем у героя еще нет моральных принципов, которые станут характерной чертой для большинства произведений автора, зато есть элементы, которые станут классическими признаками крутого детектива — красивая девушка, спрятанное оружие, смерть злодея — станут шаблонами, на которых будет построен весь жанр.

Рассказ ярко и бескомпромиссно высвечивает ряд наиболее характерных деталей того времени. Огромное влияние и небывалый рост организованной преступности и как следствие развития коррупции. Дейли рассказывает о том, как банды смогли подкупить нескольких полицейских и чиновников. Все попытки искоренить преступность заканчиваются неудачей и лишь сплачивают криминальные элементы. Гангстеры, которые связанны с нелегальным производством алкоголя вынуждены создать организацию, чтобы использовать для выживания не только оружие, но и юридические методы защиты. Организованная преступность проникает в сферы власти, спонсируя депутатов, выдвигающих свои кандидатуры на выборах, а затем использующих политику как метод защиты своих спонсоров. Анархия и бессилие официальных органов в борьбе с криминалом, выдвигают на первое место частного детектива, как единственное возможное решение частных проблем. Преступники безнаказанно наслаждаются жизнью, а невиновный вынужден искать защиту у сильного и волевого человека.

Хотя действие историй Кэрролла Джона Дейли разворачивается на фоне городского пейзажа, его истории сильно смахивают на вестерны, где мужественный и положительный во всех отношениях герой-одиночка восстанавливает справедливость став на сторону беззащитных. В завязке любого романа Дейли зло кажется сильным и могущественным, а детектив, выступающий против зла – одиночкой, но Рейс Уильямс всегда выходит победителем в схватке. И хотя победа его носит временный характер, и порядок будет восстановлен только до следующего инцидента, его победы внушают чувство уверенности и удовлетворения.

Избранная библиография

Серия о Рейсе Уильямсе

Рыцари раскрытой ладони (The Knights of the Open Palm, 1923)
Рычание зверя (The Snarl of the Beast, 1927)
Невидимая рука (The Hidden Hand, 1929)
Метка убийств (The Tag Murders, 1930)
Гнилая мощь (Tainted Power, 1931)
Третий убийца (The Third Murderer, 1931)
Убийца-любитель (The Amateur Murderer, 1933)
Убийство с Востока (Murder from the East, 1935)
Лучшие трупы (Better Corpses, 1940)

Серия о Ви Брауне (Vee Brown)

Убийство не будет ждать (Murder Won’t Wait, 1933)
Император Зла (Emperor of Evil, 1936)

Серия о Зале Дьявола (Satan Hall)

Жонглер смерти (Death’s Juggler, 1935), переиздавалась под названием Дело о дымящемся пистолете (The Mystery of the Smoking Gun)
Готов к сожжению (Ready to Burn, 1951)

Романы

Белый круг (The White Circle, 1926)
Двуствольный Герт (Two-Gun Gerta, 1926), совместно с C. C. Waddell
Человек в тени (The Man in the Shadows, 1928)
Господин Стрэнг (Mr. Strang, 1936)
Легион живых мертвецов (The Legion of the Living Dead, 1947)
Убийство в нашем доме (Murder at Our House, 1950)

  1. Саттон имеет в виду самого популярного персонажа, главного героя многих историй Кэрролла Джона Дейли — Рейса Уильямса.
  2. Рост — 1,85 метров, вес  — почти 82 килограмма.
  3. Редкий случай, когда имеется перевод на русский.

2 Comments

    1. Про американских писателей есть невероятный сайт, там вся библиография http://rraymond.narod.ru/contents.htm
      Так есть единственное указание про русские переводы Дейли — Рыцари раскрытой ладони. К сожалению. Может когда-нибудь издадут всех из Золотого века и возьмутся за крутой детектив.

      Дэш

Добавить комментарий