Избавительница

Когда в конце XIX века Израэль Зангвил работал над своим романом Загадочное происшествие на Биг Боу, он планировал написать пародию, в которой бы высмеивался основной принцип детектива – равенство писателя и читателя, но роман стал основой для нового направления в детективном жанре – убийства в закрытой комнате.

В начале XX века Эдмунд Клирихью Бентли опубликовал роман Последнее дело Трента, который по мысли автора должен был стать финальным аккордом в истории детективного жанра, но написанный в иронической форме роман стал не просто популярным, он стал основополагающим для структуры детектива классического образца, одним из предшественников детективов Золотого века. Более того, сам Бентли в 30 годы был избран президентом Детективного клуба.

Элизабет Джордж — очередной пример того как писатели пытающиеся изменить детектив, и выйти за пределы жанра, уйти от детектива, лишь дают новый толчок для его развития, создают новый виток в истории детектива и поднимают на новую ступень.

В 1988 году, свой первый роман Элизабет Джордж — Великое избавление, писательница планировала сделать переходом от формально-структурированного детектива классического образца к роману психологическому, где персонажи важнее, чем детективная загадка. Как она сказала Тому Нолану в Тайной сцене (Mystery Scene, 2001) можно использовать эту форму как скелет, на котором развесить всевозможные вещи.

Но американская писательница просчиталась, детектив в ее романах вышел на новый виток, а критики и рецензенты буквально осыпали его лестными отзывами, а автора комплиментами. Роман получил огромное количество различных призов и наград детективного жанра (Энтони, Агата, Гран-При полицейского романа во Франции) и был номинирован на самые престижные награды (Макавити и Эдгара).

В словарях обычно пишут, что Элизабет Джордж продолжает работать в рамках классического детектива Золотого века. С самого первого романа психология героев привлекает писательницу больше, чем стремление к разрешению тайны. Ее интересует и волнует динамика дисфункциональных семейных отношений и развитие героя в различных ситуациях, поэтому она сместила фокус своих детективов с традиционного вопроса кто-убил, на вопрос почему-убил.

Невероятная популярность романа среди читателей, особенно в Европе, нисколько не ослабла с появлением последующих детективов, которых критики неизменно отмечали призами, а читатели вниманием.

Добавить комментарий