Дональд Уэстлейк

Американский писатель Дональд Уэстлейк известен несколькими популярными сериями криминальных романов с комической направленностью.

Дональд Эдвин Уэстлейк (Donald Edwin Westlake) родился 12 июля 1933 года в Бруклине. Получил образование в Champlain College и Университете штата Нью-Йорк в Бингемтоне. С 1954 по 1956 годы служил в ВВС США.

В 1957 году женился на Недре Хендерсон (Nedra Henderson). Но брак продлился меньше десяти лет, поэтому в 1967 году Уэстлейк женится на Сандре Фоли (Sandra Foley), с которой писатель прожил тоже меньше десяти лет вместе. Несмотря на кратковременные браки, Уэстлейк был отцом четырех детей.

К следующему браку Уэстлейк подходил более серьезно, в 1979 году он женился на писательнице Абигейл Адамс (Abigail Adams), которая активно помогала ему в творческой работе и даже стала соавтором двух романов.

Вернувшись из армии, Уэстлейк за полгода сменил несколько рабочих мест, после чего быстро определился, что хочет стать профессиональным писателем. Первый роман Уэстлейка вышел в 1960 году, после чего за свою жизнь написал еще более 60 романов.

Часть его произведений выходила под собственной фамилией, но большинство под псевдонимами: Ричард Старк (Richard Stark), Такер Коу (Tucker Coe), Курт Кларк (Curt Clark) и Тимоти Дж. Калвер (Timothy J. Culver). Уэстлейк быстро стал одним из самых плодовитых писателей популярной литературы. Американский писатель отличался не только универсальностью, оставив после себя произведения в самых разных жанрах от научной фантастики и детектива до детских историй, но и качеством. Например, криминальный роман с комическим уклоном Боже, храни Марка (God Save the Mark) был отмечен премией Эдгар, вручаемой Ассоциацией детективных писателей Америки, продемонстрировав высокий литературный уровень творчества Уэстлейка.

Интересно, что писатель хорошо понимал необходимость баланса между литературой и популяризацией, что видно из его интервью, где он вдумчиво рассказывает о своем опыте и взаимоотношениях с издательствами и литературным агентством.

Творчество Дональда Уэстлейка

Комбинируя закрученную интригу детектива с энергичными элементами комедии, Дональд Уэстлейк изобрел свою собственную форму криминального детектива — комические происшествия (comic caper). Именно юмор стал одним из важнейших элементов в творчестве Уэстлейка.

В большинстве сюжетов Уэстлейка неуклюжие герои сталкиваются с крушением их надежд и чаяний и полным разрушением их повседневной жизни, в то же время им удается избежать наказания или возмездия, а также избавиться от опасных врагов. В итоге, несмотря на полное снятие напряжение и отсутствие опасности в финале, своего рода хэппи-энд, герои остаются у разбитого корыта. Это упрощенный вариант, который Уэстлейк обычно изыскано усложняет, расширяя его или перестраивая сюжетные повороты. Например, читатель заворожен невероятно сложными и смелыми планами Дортмундера, героя одной из серий Уэстлейка, но невольно рассмеется, когда все это внезапно обрушиться в финале. Смех, неизбежно появляется в финале историй Уэстлейка, как обязательный элемент созданного им поджанра.

Романы Уэстлейка обожали экранизировать режиссеры, не только американские, но также английские и французские. Еще больше его обожали актеры, поскольку фильмы по его книгами заставляли смеяться зрителей, и при этом не унижали, а возвышали актеров. Уэстлейк также работал в киноиндустрии, наиболее известным примером его сотрудничества, является сценарий к фильму Кидалы (The Grifters, 1990) по роману Джима Томпсона, отмеченный Оскаром.

Дональд Уэстлейк уникальный обладатель четырех Эдгаров, высшей награды Американской ассоциации детективных писателей. Первую награду он получил, как мы уже упоминали за роман в 1967, вторая награда была ему вручена за рассказ Слишком много Крукс (Too Many Crooks, 1989), опубликованный в Плейбое. Третий Эдгар был за сценарий к фильму Кидалы, а в 1993 году писатель стал обладателем звания Гранд-мастер. Помимо этих отличий, Дональд Уэстлейк обладатель множества литературных наград и премий.

Избранная библиография

Под псевдонимом Алан Маршалл (Alan Marshall)

Все мои возлюбленные (All My Lovers, 1959)
Голодный человек (Man Hungry, 1959)
Салли (Sally, 1959)
Все об Аннет (All About Annette, 1960)
Летние девушки (Virgin’s Summer, 1960)
Жена по соседству (The Wife Next Door, 1960)
Девушка по прозвищу Медовая (A Girl Called Honey, 1960), совместно с Лоуренсом Блоком, который писал под псевдонимом Шелдон Лорд
Итак, желание (So Willing, 1960), совместно с Лоуренсом Блоком, который писал под псевдонимом Шелдон Лорд
Позвони мне грешник (Call Me Sinner, 1961)
Страсти вокруг игрушки (Passion’s Plaything, 1961)
Закрытое (Off Limits, 1961)

Серия о Филе Кроуфорде (Phil Crawford)

Любовь за кулисами (Backstage Love, 1959)
Все девушки были готовы (All the Girls Were Willing, 1960)
Грех мародерства (Sin Prowl, 1963)

Под псевдонимом Эдвин Уэст (Edwin West)

Брат и сестра (Brother and Sister, 1961)
Университетская кукла (Campus Doll, 1961)
Молодой и невинный (Young and Innocent, 1961)
Странное дело (Strange Affair, 1962)
Университетские влюбленные (Campus Lovers, 1963)

Под псевдонимом Ричард Старк (Richard Stark)

Серия о Паркере (Parker)

Охотник (The Hunter, 1962)
Человек, изменивший лицо (The Man With the Getaway Face, 1963)
Экипировка (The Outfit, 1963), в русском переводе — Мафия
Плакальщик (The Mourner, 1963)
Ограбление (The Score, 1963)
Джаггер (The Jugger, 1965), в русском переводе — В зловещей тиши Сагамора
Седьмой (The Seventh, 1966), в русском переводе — Паркер и дилетант
Рукоять (The Handle, 1966), в русском переводе — Авантюра
Афера с редкими монетами (The Rare Coin Score, 1967)
Ограбление Зеленого орла (The Green Eagle Score, 1967)
Похищение черного льда (The Black Ice Score, 1968)
Похищение кислого лимона (The Sour Lemon Score, 1969)
Роковой рубеж (Deadly Edge, 1971)
Сражение (Slayground, 1971)
Грабители (Plunder Squad, 1972)
Луна мясника (Butcher’s Moon, 1974)
Возвращение (Comeback, 1997)
Грабли (Backflash, 1998)
Огненная вспышка (Flashfire, 2000)
Противопожарная просека (Firebreak, 2001)
Побег (Breakout, 2002)
Никто не убегает навсегда (Nobody Runs Forever, 2004)
Спросите у попугаев (Ask the Parrot, 2006)
Грязные деньги (Dirty Money, 2008)

Серия об Алане Грофилде (Grofield)

Девица (The Damsel, 1967), в русском переводе — Дамочка, что надо
Дама (The Dame, 1969), в русском переводе — Жертвенный лицедей
Белая ворона
Дрозд (The Blackbird, 1969)
Лимоны никогда не лгут (Lemons Never Lie, 1971)

Под псевдонимом Таке Коу (Tucker Coe), серия о Митче Тобине (Mitchell Tobin)

Разная любовь, разная смерть (Kinds of Love, Kinds of Death, 1966)
Убийство среди детей (Murder Among Children, 1967), в русском переводе — Плата за страх
Восковое яблоко (Wax Apple, 1970)
Нефрит в овне (A Jade in Aries, 1970)
Не лгите себе (Don’t Lie To Me, 1972)

Под псевдонимом Сэмюэль Холт (Samuel Holt)

Один из нас неправ (One Of Us Is Wrong, 1986)
У меня есть средство получше (I Know A Trick Worth Two Of That, 1986)
То что я вам сказал трижды — ложь (What I Tell You Three Times Is False, 1987)
Четвертое измерение — смерть (The Fourth Dimension Is Death, 1989)

Изданные под собственным именем

Наемники (The Mercenaries, 1960)
Убивая время (Killing Time, 1961)
361 (361, 1962)
Килли (Killy, 1963)
Пожалейте его потом (Pity Him Afterwards, 1964)
Беглый голубь (The Fugitive Pigeon, 1965)
Занятое тело (The Busy Body, 1966)
Шпион в бочке меда (The Spy In The Ointment, 1966)
Боже упаси (God Save The Mark, 1967)
Филипп (Philip, 1967)
Кто украл Сасси Манун? (Who Stole Sassi Manoon? 1968)
Кто должен мне денег (Somebody Owes Me Money, 1969)
Копирование Баннеров (Up Your Banners, 1969)
Прощай Шехерезада (Adios Scheherezade, 1970)
Я был в офисе (I Gave At The Office, 1971)
Копы и воры (Cops And Robbers, 1972)
Трап! (Gangway! 1973)
Вдвое больше (Two Much, 1975)
Братья Хранители (Brothers Keepers, 1975)
Тайны ацтеков (Dancing Aztecs, 1976)
Замок в небе (Castle In The Air, 1980)
Кахава (Kahawa, 1981)
Вероятная история (A Likely Story, 1984)
Высокие приключения (High Adventure, 1985)
Священный монстр (Sacred Monster, 1989)
Люди (Humans, 1992)
Курить (Smoke, 1995)
Топор (The Ax, 1997)
Крюк (The Hook, 2000)
Наложить на запрет на это (Put A Lid On It, 2002)
Деньги в никуда (Money For Nothing, 2003)
Память (Memory, 2010)
Комедия окончена (The Comedy Is Finished, 2012)

Серия о Дортмундере (Dortmunder)

Острый камень (The Hot Rock, 1970), в русском переводе — Проклятый изумруд
Банковский выстрел (Bank Shot, 1972), в русском переводе — Банк который булькнул
Джимми Малыш (Jimmy the Kid, 1974)
Никто не совершенен (Nobody’s Perfect, 1977)
Зачем мне? (Why Me? 1983)
Хорошее поведение (Good Behavior, 1985)
Утонувшие надежды (Drowned Hopes, 1990)
Не спрашивай (Don’t Ask, 1993)
Самое худшее, что могло случиться? (What’s The Worst That Could Happen? 1996)
Плохие новости (Bad News, 2001)
Дорога к гибели (The Road to Ruin, 2004)
Следите за спиной! (Watch Your Back! 2005)
Что тут смешного? (What’s So Funny? 2007)
Получить реальный (Get Real, 2009)

Добавить комментарий