Автор детективных романов, знаменитый нью-йоркский сыщик, издатель популярного журнала детективов, составителя множества антологий, основатель и президент американского Детективного клуба — Эллери Куин.

Биография

На самом деле, Эллери Куин — это псевдоним двух американцев, еврейского происхождения, двоюродных братьев Фредерика Даннэя (Frederic Dannay) и Манфреда Б. Ли (Manfred B. Lee). Оба родились в Бруклине (Нью-Йорк), получили высшее образование, занимались рядовой литературно-издательской деятельностью, пока в 1928 году случайно не наткнулись на рекламное объявление о конкурсе на лучший детективный роман. Приз в 7,5 тысяч долларов показался кузенам не лишним, и первый роман – Тайна римской шляпы — стал победителем конкурса, но издать его не успели, поскольку владельцы обанкротились и журнал перешел к другому владельцу, который нисколько не смущаясь объявил победителем другого участника. Недолго думая, кузены отдали роман в другое издательство, и он был опубликован в 1929 году. Он был издан под псевдонимом Эллери Куин, и в нем уже действовал молодой сыщик под этим именем. Эллери — не профессионал в прямом смысле этого слова; расследование преступлений — его хобби; профессионалом, только классом пониже, является второй сквозной герой — его отец, инспектор нью-йоркской полиции Ричард Куин. В отличие от традиционных детективных пар такого рода, предпочитавших добавить изображать спутника детектива в комичном свете, роль Ричарда выписана с достаточным уважением и доброжелательностью; по крайней мере, на нее вполне распространяется сыновняя любовь и почтительность. Эллери ощущает себя в какой-то мере помощником отца, хотя партнерство здесь, конечно, неравноценное.

В 1931 году Даннэй и Ли бросили свою работу и целиком посвятили свое время литературной работе. В течение нескольких десятилетий братья публиковали по одному или два романа в год. Большинство их произведений опубликовано под псевдонимом Эллери Куин, но несколько романов составляющих серию о Друри Лейне (Drury Lane) опубликованы под псевдонимом Барнаби Росс (Barnaby Ross).

Нельзя не упомянуть о такой характерной черте романов Куина, как пристрастие, порой, может быть, даже чрезмерное, к демонстрации эрудиции и интеллекта в областях, далеких от обычного круга интересов преступников. Сам Эллери Куин предстает в образе сноба с моноклем в глазу и повадками выпускника Гарварда. Читатели тоже не остаются без работы. Для разгадывания тайн читателю романа С глазу на глаз нужно знать нотную грамоту, Последнего дела Друри Лейна — (из тетралогии о сыщике-актере, изданной под псевдонимом Барнэби Росс) — творчество Шекспира, Алые буквы — быть энциклопедически образованным человеком. Да и в менее нагруженных подобным образом романах Эллери свободно оперирует многочисленными цитатами из классических текстов, ненавязчиво показывая, что и сыщику не чужда подлинная культура.

Впрочем, романы братьев являют собой чистый образец классического романа, почти хрестоматийные приемы расследования, больше характерные для золотого века детектива. Например, Тайна больничных туфель — один из первых его романов, вполне характерный для начального этапа. Элери Куин проявляет исключительное внимание к аранжировке, как преступления, так и его раскрытия. Ему важно установить не только кто, но и каким образом убил, и в изобретательности тех сложнейших конструкций, которые должны запутать сыщика, автор достигает замечательных успехов. Только цепь событий помогает Эллери Куину найти необходимый ключ к тайне убийства пожилой и очень богатой леди Дурн в привилегированном госпитале и отказаться от ряда выглядящих убедительными, но все же ложных линий расследования. Но на пути к разгадке он не раз близок к отчаянию. Если бы не моя гордость и не тот факт, что отец должен продолжать дальше вести дело независимо от моего решения, — продолжал Эллери, — я бы, фигурально говоря, воткнул в себя меч и обрел покой на небесах… Если бы я знал, почему убийца хотел заставить нас поверить, что оба убийства являются частью одного и того же преступления, я бы знал историю… Но мне еще необходимо получить доказательства, что оба… совершены одним негодяем…

Еще одна безусловно привлекательная черта романов Куина — уникальность исполнения преступления: каждое из них строго привязано к обстановке, в которой происходит действие, а преступник активно использует колорит места для маскировки своих поступков.

Со второй половины тридцатых годов Эллери Куин переориентировался на кино- и радио-продукцию. Специалистами Голливуда стали и автор, и его герой. Для характеристики этого этапа достаточно сказать, что с 1939 по 1948 год еженедельно появляется новый сюжет для радио-серии Приключения Эллери Куина. В эти же годы один из братьев — Ф. Даннэй — начал издательскую деятельность, основав Детективный журнал Эллери Куина (Ellery Queen’s Mystery Magazine) — своего рода продолжающуюся антологию жанра.

Наиболее значительные романы Куина позднего периода отмечены дальнейшим усложнением сюжетов, углублением индивидуальных характеристик действующих лиц, тщательной разработкой обстоятельств места и образа действия героев, подключением логико-психологических перевертышей в духе Алисы в стране чудес, религиозных и исторических мотивов.

Расследует инспектор Куин — это история о самостоятельном расследовании преступления, связанного с киднэппингом (торговлей детьми), которое предпринял уже вышедший на пенсию старший Куин. Случайно познакомившийся со служанкой одного богатого дома, где появился, но через некоторое время оказался задушенным грудной младенец. Куин соглашается с подозрениями женщины о том, что это дело нечисто, и начинает частное расследование. Я не могу передать это дело полиции. Но, конечно, я сделаю так, когда закончу свое расследование! Сейчас же это наше с вами дело… Полиция ведь не хотела им заниматься… На помощь себе Куин приглашает таких же, как он, полицейских-пенсионеров.

Счастливые и довольные, они молча слушали Ричарда Куина, раздававшего этим изнывающим от безделья и одиночества людям соломинки, за которые они с благодарностью хватались. И после того как каждый из них получил задание и скрылся в вечерних сумерках, Джесси заметила:
— Ну, теперь мне его в известной степени жаль.
— Это кого же?
— Элтона Хамфри…

Сентиментальная улыбка украшает повествование, которое сочетает в себе элементы процедурного детектива (с погоней, слежкой, стрельбой), романа-загадки (тайна смерти младенца выводит инспектора на широко поставленный преступный бизнес) и вполне лирическую линию о возникшей глубокой симпатии между двумя одинокими немолодыми людьми.

В конце шестидесятых годов Эллери Куин продолжил традицию подражания Артуру Конан Дойлу, сочинив историю о противостоянии великого Холмса знаменитому преступнику Джеку Потрошителю, терроризировавшему лондонцев осенью 1888 года (и оставшемуся в действительности неизвестным). Автору удалось весьма убедительно имитировать стиль, манеру повествования Дойла, но роман не ограничивается этим. Неизвестная рукопись доктора Уотсона отнюдь не случайно попала в руки Куина. Сыщик-писатель, мучающийся над своим новым романом, легко обнаруживает логическую ошибку доктора Уотсона, на которую «почему-то» не указал тому Холмс, а также вычисляет, кому и зачем было нужно познакомить его с историей лорда Карфакса. Любопытно отметить, что в основу рукописи Уотсона Куин положил реальную гипотезу относительно личности преступника, существовавшего в Англии конца века.

Более широкое знакомство с творчеством Эллери Куина подтвердит его исключительно симпатичную приверженность идее детектива как логической игры, тем более занятной, чем она изысканней по форме и содержанию.

Из статей

Короли американского интеллектуального детектива

Псевдоним пожалуй самых известных американских авторов классических детективов, совпадающий с именем главного героя — Эллери Куин, который объединил двоюродных братьев Мафреда Б. Ли и Фредерика Даннэя.

Биография

Братья известны не только своими блестящими романами и рассказами, но и созданием одного из самых популярных детективных журналов, озаглавленных в соответствии с их псевдонимом Детективный журнал Эллери Куина (Ellery Queen’s Mystery Magazine), а также созданием радиопостановок, в которых были инсценированы лучшие произведения детективного жанра. Эллери Куин — известных бренд, которым подписан целый ряд известных и популярных антологий и сборников детективных произведений. Надо отметить, что журнал Эллери Куина благодаря блестящей редакторской работе, смог воспитать целое поколение американских писателей. Многие молодые авторы были рады увидеть свои работы на страницах журнала, а его респектабельная политика, позволила молодежи влиться в ряды уже известных авторов. По словам американских критиков порядка тридцати лауреатов Пулитцеровской премии и двенадцать лауреатов Нобелевской премии было опубликовано на его страницах. К примеру, среди авторов, чьи произведения опубликовались в журнале Эллери Куина были Джон Стейнбек и Синклер Льюис.

Братья родились в 1905 году, а их совместное творчество началось в 1928 году с достаточно курьезного случая. Они представили на конкурс рукопись своего первого романа, за который надеялись выручить немного денег, а когда жюри присудило им первую премию, оказалось, что компания, спонсирующая этот проект обанкротилась, в результате, братья должны были отдать рукопись для публикации в другое издательство. В этом романе действовал частный сыщик Эллери Куин, успех романа вдохновил их на идею подписывать свои произведения именем главного героя. Идея была настолько оригинальна и гениальна для своего времени, что книги о детективе Эллери Куине, подписанные им самим моментально раскупались, а авторы получили выгодные контракты от ряда издательств.

Братья родились с разницей в 10 месяцев в Нью-Йорке, где и прожили всю свою жизнь. Они оба были из еврейских семей и оба сменили свои еврейские имена и фамилии на англоязычные. Даннэй был трижды женат, и от двух первых жен имел трех сыновей. Ли был женат на бывшей актрисе, участвовавшей в радиопостановках, которая родила ему четырех дочерей и четырех сыновей.

Они познакомились с детективной литературой также вместе, когда обоим было по 12 лет. Дэнней лежал больной с воспалением уха, а ему для развлечения принесли книгу Артура Конан Дойла Приключения Шерлока Холмса. После чего оба буквально заболели любовью к английскому сыщику и это увлечение пронесли с собой через всю жизнь.

Братьев можно считать основоположниками американского интеллектуального детектива, поскольку до них самой крупной фигурой в этом жанре был Эдгар Аллан По, живший на столетие раньше и С. С. Ван Дайн, чьи истории о детективе Фило Венсе, были высочайшим достижением американского детектива до появления Эллери Куина. В это же время в Англии начинается расцвет Золотого века детектива, представленного такими авторами как Марджери Аллингем, Агата Кристи, Дороти Сэйерс, Джон Диксон Карр и другими. Главную конкуренцию британским авторам составили интеллектуальные детективы Эллери Куина и представители нарождающегося жанра крутого детектива.

Творчество американских авторов, растянувшееся более чем на полвека, можно четко распределить на четыре этапа, каждый из которых мы обсудим более подробно.

На протяжении нескольких десятилетий их совместного творчества их не раз спрашивали, каковы были функции каждого в работе над конкретным романом. В большинстве случаев авторы отшучивались, мол это творческая тайна или рекламный трюк, чтобы еще больше заинтересовать читателей. Но по рассказам детей, которые по обрывкам особенно горячих обсуждений догадывались как рождаются гениальные детективы, а критики восстанавливают следующую картинку работы над новой книгой. Даннэй создавал скелеты, а Ли одевал эти скелеты в приличные костюмы. Достоверно известно, что для каждого романа Даннэй создавал конспект, объемом примерно в 25 тысяч слов, куда входили сюжет, описание персонажей, разработка улик и хода расследования, а дальше конспект метался между авторами, которые часто горячо спорили и даже ругались в ходе работы над романом. Братья шутили, что они ведут бои за каждый свой роман. В конце концов роман доводили до объема в сто тысяч слов (более или менее) и только после этого рукопись отдавали издателям. Сохранились воспоминания очевидцев их совместной работы на киностудиях Голливуда, которые рассказывают, что работа проходила бурно и режиссеры даже жаловались на постоянный шум в студии.

Первый период

Первый период в творчестве братьев Фредерика Даннэя и Манфреда Ли, работающих под псевдонимом Эллери Куин начался романом Тайна исчезнувшей шляпы или Тайна римской шляпы (The Roman Hat Mystery, 1929), с которым произошла неприятная история, которая и подвигла их на долговременное совместное творчество, а завершается по мнению критиков романом Тайна испанского мыса (The Spanish Cape Mystery, 1935). За этот период братья успели написать девять романов, пять из них были подписанный псевдонимом Эллери Куин и четыре — Барнаби Росс (Barnaby Ross), а также множество рассказов, которые были опубликованы в 1934 году в сборнике под названием Приключения Эллери Куина. Как уже догадались читатели, название сборника точь-в-точь повторяло название первого сборника рассказов о Шерлоке Холмсе Артура Конан Дойля, авторы словно отдавали дань почтения автору, навсегда изменившему их жизнь.

Хотя произведения этого периода отличаются превосходным стилем, сюжетом и интригой, но именно в этот период еще чувствуется сильное влияние на их творчество лучших романов С.С. Ван Дайна. Это заметно в названиях романов и сюжетах, в наборе персонажей действующих в детективе. Наиболее очевидные примеры полицейский-головотяпа, отец наставник и другие. Но главное заимствование — это идея супер-интеллектуального детектива, полного литературных и научных цитат, связанного скорее с культурными явлениями, чем с реальной жизнью, следовательно, занятых расследованием абстрактных случаев, имеющих мало общего с реальными преступлениями.

Эллери Куин даже своим внешним видом доказывал читателю о своем происхождении из мира литературы, … с очень приятным, надо сказать, лицом, с удлиненными тонкими чертами и крупными ясными глазами мыслителя. … высокий, худощавый, широкоплечий и спортивный. Добавим сюда еще и пенсне и перед нам интеллигент, со спортивной фигурой. В более поздних работах братья иронизируют над этим субчиком, называя его самым большим педантом.

С не меньшей экстравагантностью описывают нам отца Эллери — Ричарда Куина, регулярно появлявшегося в ранних романах, чтобы оказать помощь в расследовании. Ричард Квин, уже поседевший, с густой шевелюрой и пышными усами и больше обычного напоминавший птицу худым, заостренным, морщинистым лицом, — стройный, невысокий пожилой джентльмен, отличавшийся несовременным пристрастием к галстукам, выносливостью борзой собаки и широким знанием преступного мира. Инспектор раздраженно крутил в руках табакерку.

Подобной экстравагантностью обладают методы и орудия, используемые детективом: Он снова приподнял крышку чайника, заглянул внутрь, затем, достав из карманного набора инструментов, с которым был неразлучен, крошечную стеклянную пробирку, накапал в нее затхлой холодной воды из чайника, положил на место крышку, заткнул пробирку пробкой и спрятал ее в оттопыренный карман.

Романы этого периода буквально распирает от странных обстоятельств, противоречивых показаний свидетелей, загадочных подсказок, альтернативных решений и виртуозных рассуждений, наполненных массой культурных аллюзий, ссылок. Критики характеризовали их, как трескотню интеллектуального возбуждения. Вот пример, одного из рядовых комментариев детектива, сделанных в ходе расследования, которые рассыпаны по текстам романов: … слово «идиот» имеет греческое происхождение и этимологически означало просто невежественного человека в эллинском обществе. А вовсе не слабоумного.

Несмотря на этот интеллектуализм авторы играют с читателем в честную игру, читатель должен знать абсолютно все что делает детектив, чтобы не оставалось ни малейшей зацепки, которая появилась бы до этого расследования. Игра ведется скрупулезно, а в иногда братья, словно подначивая читателя, предлагают ему распутать загадку раньше, чем это сделает сам Эллери Куин. Они всегда очень гордились этой честностью и в своих интервью постоянно подчеркивали свой прозрачный метод расследования и абсолютное равенство с читателем.

Пожалуй, лучшим романом этого периода можно назвать детектив Тайна греческого гроба (The Greek Coffin Mystery, 1932). В нем разворачивается история смерти слепого дилера Георга Халкиса, занимавшегося торговлей картинами, который умер от сердечной недостаточности в своей библиотеке. После похорон, вернувшись домой, адвокат покойного обнаруживает, что завещание пропало. После тщательного расследования, Ричард Куин и его еще молодой сын приходят к выводу, что завещание может быть только в гробе с покойным. После вскрытия гроба в нем обнаруживается еще один труп задушенного мужчины. В результате поиски пропавшего завещания превращаются в расследование похищенной картины Леонардо да Винчи. К решению загадки детектив приходит на основе анализа воды в ситечке для чая и цвета галстука мертвеца. Но оказывается, что этот вариант решения загадки не является окончательным и «игрок на той стороне» продолжает плести дьявольский заговор. Лишь с четвертой попытки Эллери Куину удается раскрыть сложный план, требующий полного внимания и усердной концентрации. И хотя ряд сюжетных поворотов не являются лучшим решением для сюжета, именно этот роман, вероятно, представляет на суд читателей самую сложную интригу, из числа американских детективов Золотого века.

Другой псевдоним этого периода Барнаби Росс, Даннэй и Ли использовали для публикации тетралогии о Друри Лейне (Drury Lane), актере театра, уволенного из-за прогрессирующей глухоты и вынужденным зарабатывать себе на жизнь расследованием загадочных событий. Безумное, почти эдипово соперничество с великим английским драматургом Уильямом Шекспиром, скорее рекламный трюк и литературный прием, этой серии, попытка использовать знакомые читателям сюжеты, как фон на котором разворачивается детективная интрига.

В первом романе тетралогии — Трагедия Икс (The Tragedy of X) появляются два мотива, которые станут клеймом для всего последующего творчества Эллери Куина. Первый мотив не позволяет читателям полноценно участвовать в расследовании, не знакомым с более ранним творчеством писателей, этот прием заимствован из романа Конан Дойля Долина страха, опубликованного в 1915 году. Второй мотив, регулярно появляется в форме различных вариаций во всем их творчестве, а именно умирающий сообщает ключевую для детективного расследования подсказку. Трагедия Икс — великолепная головоломка, образец для десятков последующих романов подобного типа, разворачивается на фоне описания всех видов транспорта (от трамвая до парохода), который авторы блестяще изобразили в романе. Описание парадигмы американского общества метафорически изображенного в виде дома с приведениями, Эллери Куин продолжает во втором романе квадрологии — Трагедия Игрек (The Tragedy of Y). Личность убийцы оказалась слишком шокирующей даже для американского общества 30-х годов, а описание садизма, насилия и разложения были крайне негативно восприняты как критиками, так и читателями того времени. Одним словом второй роман предстает одним из самых мрачных произведений своего десятилетия. Третий и четвертый роман квадрологии (Трагедия Зет и Последнее дело Друри Лейна) производят менее впечатляющее ощущение, поэтому авторы завершают мини-серию, позволив в четвертом и последнем романе серии главному герою Друри Лейну умереть.

Надо сказать, что мрачный характер и кровавые сцены характерны не только для этой серии, именно в этот момент, они создают один из самых кровавых романов за всю историю детективного жанра — Тайна египетского креста (The Egyptian Cross Mystery, 1932). В романе действует серийный убийца, который не только убивает свои жертвы, но и снимает с них голову, чтобы затем распять в форме буквы «Т».

Среди рассказов, написанных в первый период, наиболее интересные по своему сюжету и последующему детективному расследованию два рассказа — Стеклянная крышка часов (The Glass-Domed Clock) и Бородатая Леди (The Bearded Lady). В них также используется мотив, о котором мы упоминали выше — улика предоставленная умирающим. А также можно отметить рассказ Безумное чаепитие (The Mad Tea Party) в котором Эллери Куин по воле авторов попадает в мир нарисованный Льюисом Кэрроллом. Но читатели часто увлеченные сравниванием его с произведениями Кэрролла не замечают, что рассказ скорее вдохновлен детективным рассказом Эдгара Аллана По (“Ты еси муж, сотворивший сие!”).

Достойным финалом этого периода выступает один из лучших детективов за всю историю жанра — Светильник божий (The Lamp of God, 1934). Небольшая повесть из серии о расследованиях Эллери Куина, напоминающая рассказы Эдгара По из-за налета мистики: спрятанного золота, таинственной пропажи дома и целого ряда колоритных персонажей. Здесь детектив борется даже не с таинственными силами, а с настоящим абсурдом, сумасшествием и, конечно же, побеждает, как свет побеждает тьму, а жизнь побеждает смерть. Куин характеризует интригующую загадку и расследование как логическую цепь, в море насилия и мистического, где так востребован был именно призыв к рациональному. В нем присутствовали законченность и симметрия, свойственные подлинному искусству. Но, найдя нужное звено, мне удалось создать столь же стройную цепь разоблачительных умозаключений.

Второй период

К середине 30-х годов Даннэй и Ли начали получать хорошие деньги, которые появлялись не столько от продаж их книг, сколько от популярных журналов, которые были готовы платить большие деньги за небольшие рассказы и от кинокомпаний, покупающих права на экранизацию их работ.

Как признаются сами авторы, стремление заработать преобладало в этот период, поэтому Эллери Куин характерный для первого периода исчез, а вместе с ним и черты схожести с романами Ван Дайна. Эллери продает свою педантичность и интеллектуальность, удивительно, но в те времена за эти качества платили приличные деньги. Романы этого периода имеют менее запутанные сюжеты, поскольку основной упор делается на развитие главного персонажа и фона, которые стимулируют интерес к бытовым человеческим ситуациям. В этот период появляются дополнительные сюжетные линии, связанные с романтическими отношениями или биографическими отступлениями второстепенных персонажей.

Как признают критики, этот период способствовал отходу от заумной эрудиции к выписыванию основного сюжета. В стремлении сделать сюжеты более привлекательными для читателей, особенно под влиянием работы для кино, в романах появляются блестящие женские персонажи, а иногда произведения американских писателей просто до боли напоминают эксцентричные фильмы того периода. Но братья достаточно быстро осознали всю бессмысленность угодить продюсерам и зрителям и, в конце концов, отошли от своего стремления стать одним из этих сумасшедших.

Они вспоминают, что это было время достатка, поскольку оба обзавелись своими домами и семьи, поскольку развод Мэнни Ли и другие семейные неурядицы не давали возможности спокойно работать дома, они были вынуждены снять офис в городе, где еженедельно встречались, чтобы обсудить проделанную работу и консолидировать свои материалы. Но с другой стороны, это было время накопления сил для очередного рывка, и как они рассказывали, на полу офиса валялся рваный коричневый конверт с надписью Идеи.

Своеобразным финалом для этого периода стало участие писателей в создании цикла передач для радио о приключения Эллери Куина, который дебютировал с июля 1939 года. В цикле они должны были переработать свои сюжеты для 60-минутной передачи для его озвучивания. Именно обращение к ранним работам, а также необходимость поставленная продюсерами цикла для привлечения женской аудитории вводят новый персонаж, привлекательную секретаршу Никки Портер. К счастью, идеи накопленные во время периода денег и кино, были блестяще реализованы в последующие годы.

Сюрреалистический детектив Эллери Куина

Самым знаменитым американским представителем детектива, сконцентрированного вокруг задачи-головоломки, был Эллери Куин, творец одноименного сыщика. Он в одинаковой мере и отличный писатель, и выдающийся эстет жанра, и недюжинный редактор.

Писательский псевдоним скрывает двух двоюродных братьев. Фредерик Данней (1905—1982) и Манфред Б. Ли (1905—1971) так никогда и не раскрыли, как они работали, каким было у них разделение труда. В дальнейшем, как мы это делали до сих пор, будем считать их одним лицом.

Первая книга Эллери Куина была написана в 1929 году, когда он решил принять участие в объявленном конкурсе, на котором и получил премию. За Тайной римской шляпы последовало еще около семидесяти других произведений, многие из которых имели международный успех.

Композиция его произведений в основном соответствует классической английской модели, однако цель его заключалась не просто в раскрытии правды в конце действия, но и в поэтапном анализе истины по ходу дела.

Он блестяще манипулирует страхом. В его тайнах, по крайней мере в их изложении, мало достоверности; они расширяются до ирреальности, под тенью страха принимая неправдоподобные и ужасающие пропорции. Страх, когда-то создавший религии, под пером Эллери Куина укрощается и становится скорее игрой. Он творит сюрреалистические детективные истории, что проявляется как в его странных образах, необычных тайнах, так и в гротесковом характере улик. В Живых и мертвых принадлежащий старой деве-миллионерше нью-йоркский дворец — подходящее место для сказок о ведьмах — населяют шесть юношей и девушек, родных и сводных братьев и сестер. Каждый из них обладает резко очерченным, индивидуальным характером. Среди них и собирает свою жатву смерть. В Решающем ударе преступник посылает облюбованной жертве вызывающие трепет подарки.

Чрезвычайное внимание уделяет Куин и выбору места действия. В истории Что-то случилось в универмаге труп оказывается в витрине, в Тайне римской шляпы убийство происходит на сцене во время спектакля. Первый акт Смерти, крутящей проигрыватель идет в радиостудии, и свидетелями убийства становятся миллионы слушателей.

Преступники часто скроены по образу и подобию частного детектива, носящего имя автора, они прибегают к переосложненным акциям, их преступления — это всего лишь абстрактные хитросплетения. В этих чрезвычайных приключениях частный детектив и преступник одинаково философствуют. Логика здесь утончается, становясь декоративным элементом.

В книгах Эллери Куина часто происходит несколько убийств; и преступление, и следствие являют у него процесс. Загадка предстает перед нами не статичной тайной, а меняющей облик задачей. Формулу классического английского детектива с одним неизвестным, где обычно приходится решать проблему одного преступления, автор заменяет уравнением со многими неизвестными.

Эллери Куин дошел до последней границы классической формы жанра. Часто разгадки его по вкусу лишь читателям-гурманам, узкой группе посвященных. Читая Алые буквы, приходится листать энциклопедию, для расшифровки С глазу на глаз нужно знать ноты, я для понимания Последнего дела Друри Лейна — творчество Шекспира.

Его сыщики — иллюзионисты. Они ослепляют нас каким-либо решением, чтобы потом, высмеяв нашу доверчивость, из-за одного недостающего звена элегантно разрушить тщательно выстроенную разгадку, перегруппировать все на наших глазах и предложить новое решение. В своих первых вещах он ввел моду на вызов, побуждая читателя к высказыванию собственного мнения. Тайне голландских ботинок он дает подзаголовок: дедукционная задача.

Эллери Куин лучше всех — даже во внешней форме — показал, что игра — крайне существенный признак детектива. В Тайне римской шляпы, которая уводит нас в мир театра, он дает список действующих лиц на театральной афише. Чудо десяти дней вместо глав делит на дни. В Четвертой стороне треугольника первые три части он посвящает отдельным подозреваемым, а в части под названием Четвертая сторона доказывает свое казавшееся невероятным решение. Трагедию X он делит на акты и явления, Трагедию Y заканчивает ремаркой: занавес. В Алых буквах названия глав заменяет буквами алфавита. Читая начальные буквы названий глав в Тайне греческого гроба, узнаешь имя автора и название произведения. А в Двуличном Джимболле название каждой главы — существительное, начинающееся с буквы т, и так далее.

В первый творческий период (1929—1936) в его произведениях преобладали загадочные элементы. Затем шесть лет ощущалось влияние Голливуда: сюжет упростился, автор стремился к киноэффектам; тогда он писал и пьесы для радио. В 1942—1958 годах он снова меняет стиль, изображает атмосферу маленьких американских городков, дает достоверные характеристики. К этому периоду относится несколько его вечно молодых книг: Злополучная деревня, Чудо десяти дней. Многохвостая кошка, Источник зла, Решающий удар и так далее. Вслед за этими удачными вещами он замолчал, а с 1963 по 1971 год из-под его пера вновь вышло несколько шедевров: Четвертая сторона треугольника, Игрок с другой стороны, И на восьмой день…, Последняя женщина в его жизни и другие произведения.

В шестидесятых годах появилось множество дешевых приключенческих романов, изданных под именем Эллери Куина; эти произведения написал не он. Чья-то попытка нажиться на его имени кончилась неудачно.

Несколько историй Друри Лейна Эллери Куин опубликовал под псевдонимом Барнаби Росс. Кроме того, он писал радиопьесы, сценарии, пьесы для театра, комиксы и статьи — обработки случившихся в действительности преступлений. Он был главным редактором Мистери Мэгезин Эллери Куин, редактировал около пятидесяти тематических антологий, среди которых наиболее интересная Вызов читателю: в выступающих под фальшивыми фамилиями знаменитых детективах по их характерному поведению читателю предлагалось отгадать их истинные имена. В семидесятых годах был поставлен многосерийный телевизионный фильм Приключениях Эллери Куина, на гербе которого красовались пистолет и пишущая машинка.

Тибор Кестхейи
Из книги Анатомия детектива

Избранная библиография

Серия Эллери Куина

1929-1940

Тайна римской шляпы (The Roman Hat Mystery, 1929)
Тайна белого порошка (The French Powder Mystery, 1930)
Тайна голландского башмака (The Dutch Shoe Mystery, 1931)
Тайна египетского креста (The Egyptian Cross Mystery, 1932)
Тайна греческого склепа (The Greek Coffin Mystery, 1932)
Тайна американского пистолета (The American Gun Mystery, 1933) также публиковался под называнием Смерть на Родео (Death at the Rodeo, 1951)
Тайна сиамских близнецов (The Siamese Twin Mystery, 1933)
Приключения Эллери Квина (The Adventures of Ellery Queen, 1934)
Тайна китайского апельсина (The Chinese Orange Mystery, 1934)
Тайна Испанского мыса (The Spanish Cape Mystery, 1935)
Дом на полпути (Halfway House, 1936)
Дверь между (The Door Between, 1937)
Расплата дьявола (The Devil to Pay, 1938)
Сердца четырех (The Four of Hearts, 1938)
Зубы дракона (The Dragon’s Teeth, 1939) также публиковался под названием Девы наследницы (The Virgin Heiresses, 1954)
Новые приключения Эллери Квина (The New Adventures of Ellery Queen, 1940)

1941-1960

Несчастливый город (Calamity Town, 1942)
Жила-была старуха (There Was an Old Woman, 1943) также публиковался под названием Быстрый и мертвый (The Quick and the Dead, 1956)
Книга расследований Эллери Куина (The Case Book of Ellery Queen, 1945)
Убийца — Лис (The Murderer Is a Fox, 1945)
Чудо десяти дней (Ten Days’ Wonder, 1948)
Кот со многими хвостами (Cat of Many Tails, 1949)
Две возможности (Double, Double, 1950) также публиковался как Дело о семи убийствах (The Case of the Seven Murders, 1958)
Происхождение зла (The Origin of Evil, 1951)
Календарь преступлений (Calendar of Crime, 1952)
Король умер (The King Is Dead, 1952)
Алые буквы (The Scarlet Letters, 1953)
Бюро расследований Квина (QBI: Queen’s Bureau of Investigation, 1954)
Пропавшая улика (Inspector Queen’s Own Case, 1956)
Последний удар (The Finishing Stroke, 1958)

1961-1971

Игрок на другой стороне (The Player on the Other Side, 1963), автор романа Стерджен (Sturgeon), но основан на черновых материалах Даннэя
И на восьмой день… (And on the Eighth Day, 1964), автор — Дэвидсон (Davidson) основан на черновых материалах Даннэя
Квин в ударе (Queens Full, 1965)
Четвертая сторона треугольника (The Fourth Side of the Triangle, 1965), автор – Дэвидсон, но основан на черновых материалах Даннэя
Джек-Потрошитель (A Study in Terror, 1966) — переработанный сценарий; также публиковался как Шерлок Холмс против Джека Потрошителя (Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper, 1967)
Лицом к лицу (Face to Face, 1967)
Расследует Эллери Квин (QED: Queen’s Experiments in Detection, 1968)
Дом Брасса (The House of Brass, 1968) ), автор — Дэвидсон (Davidson) основан на черновых материалах Даннэя
Последняя женщина в его жизни (The Last Woman in His Life, 1970)
Приятное и уединенное место (A Fine and Private Place, 1971)

Серия Эллери Куина

(под редакцией Ли):

Исчезающий труп (Ellery Queen, Master Detective, 1941) — литературная переработка сценария Эрика Тэйлора (Eric Taylor) в России больше известна под своим экранным названием (The Vanishing Corpse)
Тайна пентхауса (The Penthouse Mystery, 1941) литературная переработка сценария Эрика Тэйлора
Убийство миллионера (The Murdered Millionaire, 1942) литературная переработка радио-сценария
Идеальное преступление (The Perfect Crime, 1942) литературная переработка сценария Эрика Тэйлора
Остерегайтесь молодого незнакомца (Beware the Young Stranger, 1965) вместе с Пауэллом (Powell)

Серия Друри Лейна

(под псевдонимом Барнаби Росс):
Трагедия X (The Tragedy of X, 1932)
Трагедия Y (The Tragedy of Y, 1932)
Трагедия Z (The Tragedy of Z, 1933)
Последнее дело Друри Лейна (Drury Lane’s Last Case, 1933
XYZ убийства (The XYZ Murders, 1961) (сборник)

Добавить комментарий