Эллери Куин

Эллери Куин

Сегодня мы вспоминаем автора детективных романов, знаменитого нью-йоркского сыщика, издателя популярного журнала детективов, составителя множества антологий, основателя и президента американского Детективного клуба — Эллери Куина.


На самом деле, Эллери Куин — это псевдоним двух американцев, еврейского происхождения, двоюродных братьев Фредерика Даннэя (Frederic Dannay) и Манфреда Б. Ли (Manfred B. Lee). Оба родились в Бруклине (Нью-Йорк), получили высшее образование, занимались рядовой литературно-издательской деятельностью, пока в 1928 году случайно не наткнулись на рекламное объявление о конкурсе на лучший детективный роман. Приз в 7,5 тысяч долларов показался кузенам не лишним, и первый роман – Тайна римской шляпы — стал победителем конкурса, но издать его не успели, поскольку владельцы обанкротились и журнал перешел к другому владельцу, который нисколько не смущаясь объявил победителем другого участника. Недолго думая, кузены отдали роман в другое издательство, и он был опубликован в 1929 году. Он был издан под псевдонимом Эллери Куин, и в нем уже действовал молодой сыщик под этим именем. Эллери — не профессионал в прямом смысле этого слова; расследование преступлений — его хобби; профессионалом, только классом пониже, является второй сквозной герой — его отец, инспектор нью-йоркской полиции Ричард Куин. В отличие от традиционных детективных пар такого рода, предпочитавших добавить изображать спутника детектива в комичном свете, роль Ричарда выписана с достаточным уважением и доброжелательностью; по крайней мере, на нее вполне распространяется сыновняя любовь и почтительность. Эллери ощущает себя в какой-то мере помощником отца, хотя партнерство здесь, конечно, неравноценное.

В 1931 году Даннэй и Ли бросили свою работу и целиком посвятили свое время литературной работе. В течение нескольких десятилетий братья публиковали по одному или два романа в год. Большинство их произведений опубликовано под псевдонимом Эллери Куин, но несколько романов составляющих серию о Друри Лейне (Drury Lane) опубликованы под псевдонимом Барнаби Росс (Barnaby Ross).

Нельзя не упомянуть о такой характерной черте романов Куина, как пристрастие, порой, может быть, даже чрезмерное, к демонстрации эрудиции и интеллекта в областях, далеких от обычного круга интересов преступников. Сам Эллери Куин предстает в образе сноба с моноклем в глазу и повадками выпускника Гарварда. Читатели тоже не остаются без работы. Для разгадывания тайн читателю романа С глазу на глаз нужно знать нотную грамоту, Последнего дела Друри Лейна — (из тетралогии о сыщике-актере, изданной под псевдонимом Барнэби Росс) – творчество Шекспира, Алые буквы — быть энциклопедически образованным человеком. Да и в менее нагруженных подобным образом романах Эллери свободно оперирует многочисленными цитатами из классических текстов, ненавязчиво показывая, что и сыщику не чужда подлинная культура.

Впрочем, романы братьев являют собой чистый образец классического романа, почти хрестоматийные приемы расследования, больше характерные для золотого века детектива. Например, Тайна больничных туфель — один из первых его романов, вполне характерный для начального этапа. Элери Куин проявляет исключительное внимание к аранжировке, как преступления, так и его раскрытия. Ему важно установить не только кто, но и каким образом убил, и в изобретательности тех сложнейших конструкций, которые должны запутать сыщика, автор достигает замечательных успехов. Только цепь событий помогает Эллери Куину найти необходимый ключ к тайне убийства пожилой и очень богатой леди Дурн в привилегированном госпитале и отказаться от ряда выглядящих убедительными, но все же ложных линий расследования. Но на пути к разгадке он не раз близок к отчаянию. Если бы не моя гордость и не тот факт, что отец должен продолжать дальше вести дело независимо от моего решения, — продолжал Эллери, — я бы, фигурально говоря, воткнул в себя меч и обрел покой на небесах… Если бы я знал, почему убийца хотел заставить нас поверить, что оба убийства являются частью одного и того же преступления, я бы знал историю… Но мне еще необходимо получить доказательства, что оба… совершены одним негодяем…

Еще одна безусловно привлекательная черта романов Куина — уникальность исполнения преступления: каждое из них строго привязано к обстановке, в которой происходит действие, а преступник активно использует колорит места для маскировки своих поступков.

Со второй половины тридцатых годов Эллери Куин переориентировался на кино- и радио-продукцию. Специалистами Голливуда стали и автор, и его герой. Для характеристики этого этапа достаточно сказать, что с 1939 по 1948 год еженедельно появляется новый сюжет для радио-серии Приключения Эллери Куина. В эти же годы один из братьев — Ф. Даннэй — начал издательскую деятельность, основав Детективный журнал Эллери Куина (Ellery Queen’s Mystery Magazine) — своего рода продолжающуюся антологию жанра.

Наиболее значительные романы Куина позднего периода отмечены дальнейшим усложнением сюжетов, углублением индивидуальных характеристик действующих лиц, тщательной разработкой обстоятельств места и образа действия героев, подключением логико-психологических перевертышей в духе Алисы в стране чудес, религиозных и исторических мотивов.

Расследует инспектор Куин — это история о самостоятельном расследовании преступления, связанного с киднэппингом (торговлей детьми), которое предпринял уже вышедший на пенсию старший Куин. Случайно познакомившийся со служанкой одного богатого дома, где появился, но через некоторое время оказался задушенным грудной младенец. Куин соглашается с подозрениями женщины о том, что это дело нечисто, и начинает частное расследование. Я не могу передать это дело полиции. Но, конечно, я сделаю так, когда закончу свое расследование! Сейчас же это наше с вами дело… Полиция ведь не хотела им заниматься… На помощь себе Куин приглашает таких же, как он, полицейских-пенсионеров.

Счастливые и довольные, они молча слушали Ричарда Куина, раздававшего этим изнывающим от безделья и одиночества людям соломинки, за которые они с благодарностью хватались. И после того как каждый из них получил задание и скрылся в вечерних сумерках, Джесси заметила:
— Ну, теперь мне его в известной степени жаль.
— Это кого же?
— Элтона Хамфри…

Сентиментальная улыбка украшает повествование, которое сочетает в себе элементы процедурного детектива (с погоней, слежкой, стрельбой), романа-загадки (тайна смерти младенца выводит инспектора на широко поставленный преступный бизнес) и вполне лирическую линию о возникшей глубокой симпатии между двумя одинокими немолодыми людьми.

В конце шестидесятых годов Эллери Куин продолжил традицию подражания Артуру Конан Дойлу, сочинив историю о противостоянии великого Холмса знаменитому преступнику Джеку Потрошителю, терроризировавшему лондонцев осенью 1888 года (и оставшемуся в действительности неизвестным). Автору удалось весьма убедительно имитировать стиль, манеру повествования Дойла, но роман не ограничивается этим. Неизвестная рукопись доктора Уотсона отнюдь не случайно попала в руки Куина. Сыщик-писатель, мучающийся над своим новым романом, легко обнаруживает логическую ошибку доктора Уотсона, на которую «почему-то» не указал тому Холмс, а также вычисляет, кому и зачем было нужно познакомить его с историей лорда Карфакса. Любопытно отметить, что в основу рукописи Уотсона Куин положил реальную гипотезу относительно личности преступника, существовавшего в Англии конца века.

Более широкое знакомство с творчеством Эллери Куина подтвердит его исключительно симпатичную приверженность идее детектива как логической игры, тем более занятной, чем она изысканней по форме и содержанию.

Избранная библиография
Серия Эллери Куина

1929-1940
Тайна римской шляпы (The Roman Hat Mystery, 1929)
Тайна белого порошка (The French Powder Mystery, 1930)
Тайна голландского башмака (The Dutch Shoe Mystery, 1931)
Тайна египетского креста (The Egyptian Cross Mystery, 1932)
Тайна греческого склепа (The Greek Coffin Mystery, 1932)
Тайна американского пистолета (The American Gun Mystery, 1933) также публиковался под называнием Смерть на Родео (Death at the Rodeo, 1951)
Тайна сиамских близнецов (The Siamese Twin Mystery, 1933)
Приключения Эллери Квина (The Adventures of Ellery Queen, 1934)
Тайна китайского апельсина (The Chinese Orange Mystery, 1934)
Тайна Испанского мыса (The Spanish Cape Mystery, 1935)
Дом на полпути (Halfway House, 1936)
Дверь между (The Door Between, 1937)
Расплата дьявола (The Devil to Pay, 1938)
Сердца четырех (The Four of Hearts, 1938)
Зубы дракона (The Dragon’s Teeth, 1939) также публиковался под названием Девы наследницы (The Virgin Heiresses, 1954)
Новые приключения Эллери Квина (The New Adventures of Ellery Queen, 1940)

1941-1960
Несчастливый город (Calamity Town, 1942)
Жила-была старуха (There Was an Old Woman, 1943) также публиковался под названием Быстрый и мертвый (The Quick and the Dead, 1956)
Книга расследований Эллери Куина (The Case Book of Ellery Queen, 1945)
Убийца – Лис (The Murderer Is a Fox, 1945)
Чудо десяти дней (Ten Days’ Wonder, 1948)
Кот со многими хвостами (Cat of Many Tails, 1949)
Две возможности (Double, Double, 1950) также публиковался как Дело о семи убийствах (The Case of the Seven Murders, 1958)
Происхождение зла (The Origin of Evil, 1951)
Календарь преступлений (Calendar of Crime, 1952)
Король умер (The King Is Dead, 1952)
Алые буквы (The Scarlet Letters, 1953)
Бюро расследований Квина (QBI: Queen’s Bureau of Investigation, 1954)
Пропавшая улика (Inspector Queen’s Own Case, 1956)
Последний удар (The Finishing Stroke, 1958)

1961-1971
Игрок на другой стороне (The Player on the Other Side, 1963), автор романа Стерджен (Sturgeon), но основан на черновых материалах Даннэя
И на восьмой день… (And on the Eighth Day, 1964), автор – Дэвидсон (Davidson) основан на черновых материалах Даннэя
Квин в ударе (Queens Full, 1965)
Четвертая сторона треугольника (The Fourth Side of the Triangle, 1965), автор – Дэвидсон, но основан на черновых материалах Даннэя
Джек-Потрошитель (A Study in Terror, 1966) – переработанный сценарий; также публиковался как Шерлок Холмс против Джека Потрошителя (Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper, 1967)
Лицом к лицу (Face to Face, 1967)
Расследует Эллери Квин (QED: Queen’s Experiments in Detection, 1968)
Дом Брасса (The House of Brass, 1968) ), автор – Дэвидсон (Davidson) основан на черновых материалах Даннэя
Последняя женщина в его жизни (The Last Woman in His Life, 1970)
Приятное и уединенное место (A Fine and Private Place, 1971)

Серия Эллери Куина (под редакцией Ли):
Исчезающий труп (Ellery Queen, Master Detective, 1941) – литературная переработка сценария Эрика Тэйлора (Eric Taylor) в России больше известна под своим экранным названием (The Vanishing Corpse)
Тайна пентхауса (The Penthouse Mystery, 1941) литературная переработка сценария Эрика Тэйлора
Убийство миллионера (The Murdered Millionaire, 1942) литературная переработка радио-сценария
Идеальное преступление (The Perfect Crime, 1942) литературная переработка сценария Эрика Тэйлора
Остерегайтесь молодого незнакомца (Beware the Young Stranger, 1965) вместе с Пауэллом (Powell)

Серия Друри Лейна (под псевдонимом Барнаби Росс):
Трагедия X (The Tragedy of X, 1932)
Трагедия Y (The Tragedy of Y, 1932)
Трагедия Z (The Tragedy of Z, 1933)
Последнее дело Друри Лейна (Drury Lane’s Last Case, 1933
XYZ убийства (The XYZ Murders, 1961) (сборник)

Добавить комментарий