Элмор Леонард

Элмор Леонард (Elmore Leonard) — один из лучших писателей Америки, человек, который при жизни стал классиком литературы, хотя большинство его произведений написаны в популярных жанрах (вестерн, криминальный роман и крутой детектив).

Многие критики по праву называют Элмора Леонарда одним из лучших писателей Америки. С середины 80-х годов его романы пользуются огромным успехом среди критиков и любовью у читателей, а стиль его произведений повлиял на творчество целого поколения молодых писателей. Леонард начинал как автор вестернов, но подлинного успеха он добился как автор криминальных романов. Критики выделяют в его манере особый реализм, реализм, проявляющийся в мельчайших деталях, которые и оставляют незабываемое впечатление от его романов. Другие критики справедливо указывают на ошибочное занесение его романов в детективный жанр, поскольку в них нет традиционных для детектива загадок, нет расследований, его истории о героях и злодеях, схлестнувшихся в смертельной схватке. Одна из наиболее ярких сторон его романов — диалоги, в которых автор в полной мере способен отразить все многообразие характеров своих героев.

Исследователи творчества Леонарда указывают на усложнившуюся структуру его криминальных романов. Если его вестерны имели линейное развитие сюжета, то более поздние произведения отличаются импровизационностью и группируется вокруг нескольких элементов. Как описывает этот процесс сам автор, он всегда доверял своей интуиции на протяжении последних 40 лет, а поскольку во время написания первой части, он не знал о чем будет вторая, его никогда раньше времени не беспокоил финал произведения. Леонард очень любит эту стратегию, как он говорит, что так ему не нужно думать о структуре, планировать о том, что нужно написать в ближайших 100 страницах. Для него важным является писать книги с удовольствием, давая возможность делать персонажам то, что им хочется.

Элмор Леонард является продолжателем традиций заложенных Джеймсом М. Кейном и У. Р. Бернеттом (W. R. Burnett). Его герои живут на задворках общества, мечтают быстро разбогатеть, промышляют мелким мошенничеством, но стремятся найти крупное дельце. Среди них есть и мошенники, и психопаты-убийцы. Для них выживание является ежедневной задачей, а основной целью является стремление стать неуловимыми.

Леонард пытался отобразить в книге, как люди говорят на улицах, на окраинах города. Для этого автор постоянно общался с полицейскими Флориды, сотрудниками ФБР и по его отзывам это был не самые скучные моменты его жизни.

Его мастерство в передаче речевых оборотов, замечают не только критики. Стивен Кинг в одном из своих еженедельных обзоров замечает, что диалоги Леонарда пугающе точны в передаче нюансов речи. Но сам писатель строго разграничивает диалог и описание речи.

Элмор Леонард отмечает, что для него важным моментом в творчестве является работа над поворотами сюжета, в попытках сделать наиболее крутые из них правдоподобными. Леонард не отказывается от своей роли всеведущего автора, который следит за тем, чтобы его роман был интересен и поэтому держит нос по ветру. Особым образом он также следит за ритмом и мелодикой повествования, поскольку для него она должна звучать.

Первые годы жизни

Элмор Джон Леонард-младший (Elmore John Leonard Jr.) родился в Новом Орлеане (Луизиана) 11 октября 1925 года. Его отец Джон Леонард Элмор был директором по маркетингу компании Дженерал Моторс. Элмор был вторым ребенком в семье. Старшим ребенком в семье была его сестра. Прежде чем осесть в октябре 1934 года в Детройте семья Леонардов сменила несколько городов (Нью-Орлеан, Даллас, Оклахома-сити, Мемфис).

Позднее американский писатель вспоминал, что одно из самых сильных впечатлений на него в детстве оказала история о преступниках Бонни Паркере (Bonnie Parker) и Клайде Бэрроу (Clyde Barrow), которые были застрелены в Луизиане, и чьи фотографии были на всех углах и во всех газетах. Он бережно хранит фотографию, на которой он, подражая одному из гангстерам того времени, стоит одной ногой на подножке автомобиля и держит пальцы словно словно пистолет.

Юный Элмор Леонард

В своих книгах Леонард тоже регулярно вспоминает о грабителях банков, которые во времена его детства были буквально народными героями. Самым удивительным, что после ограбления присутствующие при этом случайные свидетели нередко поддерживали грабителей аплодисментами. Но совсем иной была реакция общества, когда один из посетителей банка был застрелен во время ограбления. Поэтому по мнению писателя его книги больше походили на продолжение хорошо знакомых с детства историй.

Отголосок истории о Бонни и Клайде появляется в нескольких романах Леонарда. Так в романе Вне поля зрения (Out of Sight), беглый каторжник и грабитель банка Джек Фоли (Jack Foley) рассказывает о том как нужно носить шляпу, ссылаясь на своих знаменитых предшественников. Позирование, ролевые игры и другие театральные моменты криминальных элементов являются важным мотивом в прозе Леонарда.

Элмор вспоминает, что всегда очень любил читать и часто давал советы или просто книги своей старшей сестре. Но его конечный вывод от множества прочитанных романов был неутешительный, он признался что большинство романов слишком переполнены словами.

Первые опыты в литературе, он проделал под руководством матери, которая помогала ему в написании его первых рассказов, ведь она сама всегда мечтала стать писательницей, но оставила после себя только два коротких рассказа.

Во время учебы в школе Леонард получил прозвище Голландец, по аналогии со знаменитым питчером из Американской лиги баскетбола, которое закрепилось за ним на всю оставшуюся жизнь.

Когда в 1942 году его отца перевели на работу в Вашингтон, Леонард остался в Детройте, поскольку ему оставалось доучиться последний год, а также, потому что родители договорились, чтобы он жил в семье футбольного тренера.

После окончания школы пытался устроиться на службу в морскую пехоту, но из-за плохого зрения служил в ВМС в качестве обслуживающего персонала взлетно-посадочных полос для военных истребителей. Сперва его служба проходила в Новой Гвинее, но затем их перебросили в Филиппины. Как вспоминает писатель, наиболее ярко ему запомнился эпизод, когда они пытались пройти через джунгли в место, где их ожидали, но джунгли окружали их плотной стеной и они видели вокруг ядовитых змей и питонов. После демобилизации в 1946 году, Леонард на память об армии сделал себе на левом плече татуировку Голландец.

После возвращения он поступает в университет в Детройте, где специализируется на изучении английского языка и философии. В это же время, 30 августа 1949 года он жениться на Беверли-Клер Клайн (Beverly Claire Cline), которая на протяжении 16 лет (с 1950 по 1966 годы) и родила ему 5 детей. Во время обучения на последнем курсе университета Леонард устраивается посыльным в рекламное агентство Кэмпбелл-Эвальд, а затем работает в департаменте дорожного движения компании Шевроле. Университет он закончил в середине 1950 года со степенью бакалавр философии.

После окончания университета он остался работать в рекламном агентстве, недолгие попытки устроится работать в маленькое агентство, чтобы понять, как устроен бизнес, ни к чему не привели и он вернулся в компанию Кэмпбел-Эвальд, где занимался созданием рекламы, специализируясь на грузовых автомобилях.

После 1961 года, он уходит из рекламы в студию учебных фильмов, где пишет сценарии по истории и географии для Энциклопедии Британника. Как он позднее вспоминал, здесь и состоялось его первое знакомство с литературой для кино, хотя его рассказы почти целиком были ориентированы на голос диктора за кадром.

Вестерны

Свою литературную карьеру Элмор Леонард начал еще в 50-е годы, когда работал в рекламном агентстве. Ему удавалось рано вставать, поэтому он мог писать еще до начала рабочего дня, вечером все время уходило на семейные заботы быстро растущей семьи.

Главной причиной, по которой он выбрал жанр вестернов, являлся огромный интерес к этому жанру в американской культуре, стимулирующийся не только популярными экранизациями, но и рядом журналов. Леонард вспоминает, что в тот момент основным вдохновителем его творчества были романы Эрнеста Хемингуэя, чьи романы, по признанию писателя обладали кажущейся простотой и легкостью, а также близостью темы о людях с оружием в руках.

Первый же рассказ молодого автора был опубликован в престижном журнале Дайм Вестерн (Dime Western), а редактор посоветовал автору использовать в работе все имеющиеся чувства, а не только глаза и уши, а также советовал отказаться от мысли стать писателем, способным зарабатывать на хлеб литературным трудом.

Но в 1951 году следующий рассказ След Апачей принес ему первую тысячу долларов, которую он потратил наняв литературного агента — Маргариту Харпер (Marguerite Harper), которая в то время представляла таких известных писателей как Люка Шорта (Luke Short) и Питера Доусона (Peter Dawson). Вложение оказалось удачным и уже к концу 1952 года, было продано 9 рассказов. За последующие 10 лет работы Харпер продала порядка 30 историй, главным образом в тематические журналы (The Saturday Evening Post, Argosy, Dime Western, and Zane Grey’s Western Magazine).

Леонард формировался и формировал свое отношение к литературе. Однажды я понял, что не разделяю отношение Хемингуэя к жизни в целом, — я, конечно же, не воспринимал себя насколько серьезно, но я видел вещи иначе, а свое вдохновение черпал в рассказах Ричарда Бисселла и Марка Харриса. Критический анализ показывает, что в некоторых сценах из романа Киллер (Killshot), можно еще разглядеть остатки этого влияния Бисселла.

От рассказов к романам

Леонард очень легко и естественно перешел от малой формы к крупной, от написания рассказов к романам. Как он признавался позднее, главное было не испугаться и взяться за работу объемом в 60 тысяч слов. Роман Охотники за головами (The Bounty Hunters) вышел в 1953 году, а уже весной следующего года получил одобрительные отклики критиков. В общей сложности в 50-е годы он опубликовал еще 3 романа в жанре вестерна: Закон в Рандадо (Law at Randado, 1955), Побег из пяти теней (Escape from Five Shadows, 1956) и Последняя битва на реке Сабер (Last Stand at Saber River, 1959).

Его истории происходят в южной Аризоне и Нью-Мехико. Писатель вдохновленный своей поездкой по Юго-Западной Америке в 1959 году, переписал часть романа Хомбре (Hombre), над которым работал. Он расширил описание дикой природы и в частности год Санта-Каталина. В этом романе рассказывается о белом, который живет среди апачей и против воли, под давлением обстоятельств вынужден, вернутся в общество белых. Впечатление был столь сильным, что в отличие от остальных романов автора, он единственный написан от первого лица, правда, финал, после смерти главного героя, написан от лица второстепенного персонажа. В 1977 году этот роман вошел в список 25 лучших вестернов американских писателей.

Хомбре

Роман Хомбре1 (Hombre, 1961) сегодня называют величайшим вестерном второй половины XX века. Следует также отметить, что этот роман имеет важное значение для всего корпуса книг американского гения.

Если истории в своих поздних романах Леонард рассказывает от третьего лица, допуская вмешательство всезнающего рассказчика. Историю в романе Хомбре повествует метис Карл Аллен, наследовавший смешанную кровь белых и индейцев. Возможно, именно поэтому он чурается белых пассажиров, хотя продал все свое хозяйство и отправляется в город, царство белых. А чтобы избежать общения, он едет на козлах дилижанса вместе с возницей мексиканцем.

Когда на дилижанс нападают преступники, Рассел удивляет читателей своим умением обращаться с оружием и способностью смело взглянуть в лицо опасности. Он жертвует своей жизнью и спасает остальных пассажиров, хотя они недостойны этой жертвы. Лаконичность Рассела в словах и делах роднит его с многочисленными героями и антигероями поздних романов Леонарда.

Экранизация романа появилась в разгар Вьетнамской войны, а великолепная игра Пола Ньюмана, сыгравшего роль Джона Рассела надолго запоминалась зрителям, как и яркие образы индийского агента и похотливого путешественника Ричарда Буна.

Прежде чем взяться за свой первый криминальный роман Элмор Леонард на протяжении многих лет писал и публиковал вестерны. Первый криминальный роман Большая кража (The Big Bounce, 1969) и первый рассказ в жанре вестерна Тропа Апачей (Trail of the Apache), опубликованный в журнале Аргоси в 1951 году, разделяет пятнадцать лет творчества.

Элмор Леонард никогда не был поклонником полынных саг. Писатель прямо заявлял, когда я думаю о девятнадцатом веке, хорошо понимаю, что он мне не интересен. Леонард также перечитал немало вестернов, прежде чем взялся за сочинение своей первой книги, и по откровенному признанию многое в них его не устраивало. Прежде всего, сюжеты. Также писателю не нравилось беспрестанное бряцание оружием, даже сегодня хотя Леонард самым тщательным образом изучил работу самых различных марок пистолетов, но он признается, что не владеет, ни одним из видов огнестрельного оружия.

Подход Леонарда к литературе был сугубо профессиональным. Основываясь на собственной методике, дисциплине, тщательной и кропотливой работе Леонард нарабатывал и накапливал приемы и привычки, сделавшие из него одного из величайших писателей современности.

Леонарду не очень нравились повадки Зана Грея2, гораздо больше его привлекали пограничные сказки Джеймса Фенимора Купера. Он с восхищением вспоминал фильм Последний из могикан, где главную роль исполнил Дэниэл Дэй Льюис. По словам писателя после этого фильма он влюбился в кино-вестерн, как может влюбиться мальчик безумно, на всю жизнь. Это можно обнаружить и без слов, наталкиваясь на постоянные ссылки, на классические ковбойские фильмы в вестернах и криминальных романах Элмора Леонарда.

Возможно, именно поэтому многие критики назвали криминальные романы Леонарда городскими вестернами.

Свои последние три вестерна были написаны Элмором Леонардом в конце 60-х — начале 70-х годов: Критики отмечают, что уже в этих романах начинают формироваться ключевые темы его творчества. Внимание на женщин, попавших в сложные ситуации или меньшинства, вынужденных действовать за рамками законности. Сегодня критики признают, что сходство поздних вестернов и первых криминальных романов неоспоримо.

От вестернов к криминальным романам

Первым романом Элмора Леонарда, который выходит за жанровые рамки вестерна стала книга Большой отскок (The Big Bounce, 1969), в которой рассказывается история молодого бродяги Джека Райана, втянутого вместе с роковой красоткой в авантюрное ограбление 50 тысяч долларов. Уже после совершенного ограбления выясняется, что за этими деньгами давно идет охота, а потому удачливые грабители вскоре сами оказываются лакомой приманкой.

Смена жанра совпала со сменой литературного агента. Маргарита Харпер пожаловалась на ухудшение здоровья и передала своего клиента такому известному профессионалу как Х.Н. Свонсону по прозвищу Свани (Swanie), известному как литературный агент Хемингуэя, Фицджеральда, Фолкнера и Чандлера. Свонсон был уже знаком с творчеством Леонарда, он вел переговоры о продаже прав на экранизацию романа Хомбре. Литературный агент не без удовольствия взял талантливого автора под свою опеку и занимался продажей прав на книги Элмора Леонарда до самой своей смерти в 1990 году. По рассказам Леонарда Свонсон был потрясающим переговорщиком и никогда не сдавался, если издатели отказывались платить мальчику, он просто шантажировал продажей рукописи в другое издательство. Писателя он по сыновнему называл малыш, а сам был жестким старикашкой, основным принципом которого было получение прибыли в таких размерах, чтобы навсегда позабыть о налогах.

Но смена жанра принесла писателю разочарование. Рукопись романа Большой отскок за три месяца получила 84 отказа от различных издательств. Элмор Леонард многократно менял подробности и детали сюжета, стремясь угодить различным издателям и сделать роман лучше, но оставался глухим к любым призывам поменять что-либо в характерах главных героев криминальной драмы. По признанию писателя, больше всего нареканий вызывал Джек Райан. Но Леонард оправдывал свою неуступчивость простыми и понятными, с позиции сегодняшнего дня, аргументами: Джек — грабитель. Он — гастрабайтер. Он — чистильщик. Он может и хотел бы играть в высшей лиге, но неспособен попасть по мячу, а потому он не тот герой, который обычно появляется в романах. Книга вышла только после того как права на его экранизацию были проданы студии Warner Bros.

Аналогичным образом поступил писатель и со своим следующим романом Самогонная война (The Moonshine War, 1969). Права на экранизацию моментально выкупила студия MGM и Леонарду доверили адаптацию романа для экрана, выслав в качестве образца сценарий к фильму Цинциннати Кид (The Cincinnati Kid) вышедший на экраны в 1965 году. Действие романа происходит в Кентукки во времена сухого закона. Главный герой выполняя отцовский наказ охраняет отцовское виски от бывшего приятеля Фрэнка Лонга, ставшего федеральным агентом. Война продолжается без малого три недели, где агенты и самогонщики выясняют отношения с помощью автоматов Томпсона.

Работа над сценарием Самогонной войны, ознаменовала начало двадцатилетнему периоду работы в кинематографе, когда писатель начал поставлять для фильмов оригинальные сценарии, и часто был вынужден разрываться между написанием очередного заказа и работой над романом. Первым оригинальным сценарием, написанным специально для экрана, стала история Джо Кидда, блестяще отыгранная Клинтом Иствудом, в одноименном фильме. Но если история Кидда — это вестерн, то следующий сценарий к фильму Мистер Маджестик (Mr. Majestyk) написан в жанре криминального боевика, а в главной роли снялась другая звезда того времени — Чарльз Бронсон.

Женитьбы и разводы

В 1974 году в жизни Элмора Леонарда случаются два важных события, о которых не любят писать официальные биографы, зато обожает желтая пресса. Его жена Беверли, с которой они прожили 25 лет, ставит условие, что они должны жить раздельно, до тех пор, пока Леонард не бросит пить. Писатель в течение последующих трех лет регулярно посещает общество анонимных алкоголиков, но прогресс — не велик, поэтому 24 января 1977 года, он навсегда уходит из дому. В этом же году они развелись, но Элмор Леонард больше никогда больше не пил.

Начиная с середины 70-х годов американский писатель окончательно отходит от вестернов, посвятив себя написанию криминальных романов. Поворотным моментом стал роман 52 на выплату (Fifty-Two Pickup, 1974)3, затем последовали Добыча (Swag, 1976), Неизвестный человек №89 (Unknown Man No. 89, 1977). Романы получают положительные отзывы рецензентов, отмечающих реалистичный стиль романов и живой язык диалогов, лишенный фальшивых нот. Критики хвалят его романы за попытки описать реальных людей, без примеси художественности.

leonard-christine-kent

Все романы этого периода описывают нестандартные ситуации, происходящие в криминальной среде, где герою приходится решать проблемы, редко встречающиеся в реальной жизни, но фоном для этих романов служит очень будничная и полная ярких, живых описаний преступников, полицейских и обычных людей, вовлеченных в поток событий.

Последний роман этого десятилетия — Хлыст (The Switch, 1978) оказался в числе номинантов на премию Эдгар, как лучший роман в мягкой обложке, и хотя писатель не получил в тот раз награду, выдвижение на престижную премию — свидетельство растущего таланта и признания в среди критиков и знатоков жанра.

В 1978 году Элмор Леонард зависает (hung out) в полицейских участках Детройта, вслушиваясь в перебранку полицейских и бандитов, внимательно разглядывая все, что блюстители порядка уже перестали замечать, впитывая напряжение, возникающее в ходе этой непростой работы. Впоследствии он опубликовал документальную книгу Впечатления от убийства, которая первоначально публиковалась в виде серии репортажей в газете Новости Детройта. Первая публикация из этой серии появилась 12 ноября 1978 года. Вот как автор описывает свое появление в полицейском участке:

Я сидел в убойном отделе и слушал их разговоры. Они доверяли мне, а потому вскоре забыли о моем присутствии. Они знали, что я восхищаюсь их работой и люблю каждого из них, а потому каждый хотел, чтобы все выглядело взаправду.

Впоследствии он использует свои впечатления при написании художественного романа Первобытный город: ровно в полдень в Детройте (City Primeval: High Noon in Detroit, 1980), единственного произведения, в жанре полицейского детектива.

Десятилетие закончилось браком Леонарда с Джоан Лин Ланкастер Шепард (Joan Leanne Lancaster Shepard). Свадьба состоялась 15 сентября 1979 года. Вспоминая жену, которая умерла от рака в 1993 году, Леонард пишет, Джоан была очень посвящена моей работе. Я читал, а она комментировала.

После ее смерти Элмор Леонард недолго оставался холостяком, через несколько месяцев он познакомился с Кристиной Кент (Christine Kent), с которой они поженились 19 августа 1993 года.

Полицейские вестерны

Элмор Леонард признавал, что свои лучшие работы он начал создавать только после наступление 80-х. Первый роман этого десятилетий и первое произведение посвященное Флориде, книга Голд-Кост (Gold Coast), был опубликован в 1980 году. Леонард на протяжении трех десятилетий следил за изменениями происходящими в этом штате, принимал активное участие в культурных событиях, и наконец привнес вдохновение воплотив свои впечатления на страницах историй.

Рост преступности и экзотическое своеобразие этого штата вдохновили его на создание своего рода песни о Маленькой Гаване, расположившейся прямо посреди Майами. Отдельный мир со своими законами и особой географией, так один из персонажей романа, рассказывает, что жизнь в северных кварталах города и регулярные отсидки в тюрьме так и не позволили ему взглянуть на берег океана.

В 80-е годы Леонард создает сюжеты с немалым мастерством, где простые человеческие желания показаны в самых невероятных ситуациях и сочетаниях. Например, главный герой романа Голд-Кост оставляет своей вдове богатое наследство (более 4 миллионов долларов) с условием, что она никогда не будет спасть с мужчиной. Комичное, иногда порочное на уровне патологии развитие сюжета позволяет заглянуть в тайные уголки человеческой души. К проблемам сексуальности и женских желаний американский писатель неоднократно будет возвращаться в последующих романах.

В 1980 году Элмор Леонард публикует роман Первобытный город: ровно в полдень в Детройте, первый и единственный роман, написанный в соответствии с канонами полицейского детектива. В большинстве последующих романов американского писателя главными героями будут полицейские, но всегда описанные в стилистике криминального жанра. Лейтенант Реймонд Крус, тридцати шести лет, классический тихий герой писателя. Лейтенант никогда не выказывает свои эмоции, не говорит о своих чувствах, даже не отвечает на скандалы своей жены. Писатель словно переносит немногословного и сдержанного ковбоя в многолюдный город.

Противостояние полицейского и психопата-убийцы, который никак не может правильно подсчитать количество своих жертв, также напоминает сцену дуэли из вестернов, где главное не скорость, а выдержка.

В 1981 году Элмор Леонард нанимает своего давнего поклонника Грегга Саттера (Gregg Sutter), с которым познакомился во время интервью в 80-м году, для работы над фоном его романов. Грегг должен был трансформировать надиктованные записи Леонарда в письменную форму. Пять лет спустя Саттер опубликовал двухчастное эссе, посвященное описанию подробностей его работы с Леонардом, где подробно и в деталях рассказал о своей работе с мастером. Из эссе мы знаем, что Саттер придумывал и предлагал для развития сюжета целый спектр разнообразных продолжений из которых Голландец выбирал один сосредотачиваясь и многократно оттачивая детали.

Подобная помощь позволила писателю работать более сосредоточено и максимально реализовать свое дарование. Первая половина 80-х годов была отмечена целым рядом успехов. Здесь стоит отметить роман Сплит (Split), где писатель изображает миллионера Робби Дэниелса, уверенного, что его богатство позволяет ему получить право на убийство.

Леонард планировал продолжить серию с Реймондом Крусом из Первобытного города, но литературный агент вынудил его изменить имя героя, поскольку кинокомпания купила права на экранизацию романа, а пункты данного контракта передавали кинокомпании также права на любые произведения с этим персонажем, поэтому в Сплите расследованием занимается коп из полиции Детройта Брайан Херд (Bryan Hurd).

Традицию романов о полицейских детективах продолжает Кэт Часер из романа ЛаБрава (LaBrava, 1983), отмеченный премией Эдгар Американской ассоциацией детективных писателей как лучший детектив 1983 года.

Блеск

Но настоящим прорывом в творчестве писателя стал роман Блеск (Glitz, 1985). Леонард рассказывает историю полицейского из Майами Винсента Мора (Vincent Mora), певицы Линды Мун (Linda Moon) и психопата-убийцы Тедди Мейджика (Teddy Magyk), который объявил охоту на Мора. Мы подробно приводим имена главных героев, поскольку для Леонарда имена стали ключевой деталью творчества. По словам писателя, имя (персонажа) — столь важно, ведь по нему о персонаже можно судить еще до того как он начал говорить.

Сюжет в романе, как и большинстве лучших произведений Леонарда, развивается стремительно, а читатель лишь изредка отвлекается на комические комментарии и штрихи, и однажды подпав под чары мастера неспособен оторваться от захватывающего чтива.

В романе Элмор Леонард создает одного из самых страшных злодеев за всю историю американской литературы. Стивен Кинг в своей рецензии характеризует Тедди Мейджика как одного из самых великих психов, в художественной литературе. Тедди живет со своей престарелой матерью, но ранее он был осужден за изнасилование старушек, которых грабил, а затем издевался и убивал. Винсент Мор — тот самый коп, который поймал его и отправил в тюрьму, а потому Тедди думает только о мести. Но решиться на столь отчаянный шаг психопат не спешит, поскольку обеспокоен здоровьем своей матери.

Финал романа, где полицейский и психопат сходятся в последней смертельной схватке, написан в традиционном для Леонарда жанре вестерна, где все решают скорость и выдержка.

Рецензенты отмечают, что в этом романе Элмор Леонард достиг подлинно литературного мастерства. Он великолепно, очень точными и лаконичными фразами развивает историю, используя не только описания, но и диалоги.

Его романы все больше и больше начинают напоминать по стилю крутые детективы, поскольку большую часть действия автору удается передать посредством обрывистых, рваных, но очень емких фраз диалога. Леонард даже жаловался, что его более ранние романы — очень многословны.

Искусство Элмора Леонарда в том, что ему удается посредством кратких фраз, не только описать ситуацию, но и передать точку зрения персонажа. Писатель в интервью отмечает, что его стремление к лаконизму — это осмысленный выбор стиля. Я стремлюсь делать любую сцену написать эффективно, — признается писатель, — точка зрения очень важна, и с каждым новым звуком она должна быть все яснее. Но для это не надо писать целую книгу, чтобы разъяснить читателю хороший это парень или плохой. Леонард с увлеченностью и с удовольствием создает диалоги, разговаривая разными голосами, а иногда целиком описывая целую историю от лица одного персонажа.

Критики отмечают, что любое изменение точки зрения, ведет к созданию конфликта и напряжения в сцене, и что писатель редко оставляет ключевых персонажей в статичном состоянии, поскольку это привело бы к предсказуемости. Его помощник Грегг Саттер описывает, что во время написания романа Блеск писатель многократно переписывал сцены и главы, менял точку зрения персонажей, стремясь к созданию динамичности. Согласно первоначальному замыслу Винсент Мор должен был увлечься Нэнси Донован, совладелицей казино Атлантик-Сити, но в ходе работы над текстом, изменил своем мнение, выдвинув на эту роль Линду Мун, певицу из казино, поскольку ее характер ему показался более убедительными и интересным для динамики сюжета.

Со слов редакторов (в России подобную функцию выполняют корректоры), Леонард тщательно следил за моделированием звуков и ритмов в диалоге и просто речи своих героев. По словам издателя, во время работы над Блеском, писатель был искренне возмущен, редакторской правкой, где сложное предложение из 100 слов было разбито в соответствии с требованиями грамматики на ряд более коротких. Элмор Леонард также признает, что речевые маркеры являются постоянным яблоком раздора между ним и редакторами. Его упрекают в односложности, отсутствии вариативности, тогда как сам писатель указывает, что использование глагола сказал без других вариантов, не более чем небольшая смысловая пауза, вставленная писателем для указания на ударение, а не для идентификации говорящего. Леонард жалуется, что подобный ритм часто просто стирается редактором.

Элмор Леонард также вводит в криминальную литературу фактор реальности, часто идущий на первый взгляд вразрез с развитием сюжета. Его герои говорят ни о чем, травят шутки и анекдоты, совершенно не связанные с сюжетной линией. По словам писателя, его цель передать ощущение от живого человека, который не просто плохой парень, но желает быть счастливым, разбогатеть. Они бывают близоруки, часто малообразованны, поэтому с легкостью соглашаются на преступление. В жизни мы тоже говорим и думаем о совершенно разных вещах, часто забывая о целях и мотивах.

Роман Блеск стал первой книгой Элмора Леонарда, которая попала в топ бестселлеров Нью-Йорк Таймс, ориентированных на лучшие продажи. В рецензиях проскакивают заявления — лучшая историявозможно лучший криминальный писатель Америки. Все отмечают невероятную по сложности структуру романа, сравнивая ее с крылом бабочки. Стивен Кинг указывает также на умение легко перемещаться между стилями, переходить от черной комедии к высокому роману в рамках одного абзаца, с сохранением ритмаОн, бесшумно двигается за кулисами, меняя реквизит беззвучно и неуловимо, продолжая двигаясь в ритме рок-н-ролла.

Успех романа вызвал волну интереса к раннему творчеству Леонарда, были переизданы большинство его ранних историй, а писатель наконец стал получать по настоящему большие деньги. Права на экранизацию Блеска были проданы за 450 тысяч долларов.

В творческом поиске

После успеха романа БлескЭлмор Леонард не ослабляет своего внимания к творчеству, но отказывается от проторенных путей в пользу творческого поиска. Также не все книги писателя столь успешны. Его следующий роман Бандиты (Bandits, 1987), который написан как ответ на политику проводимую администрацией Рональда Рейгана в Никарагуа, обойден вниманием рецензентов и критиков под давлением политической цензуры. Было просто смешно назвать никарагуанских повстанцев эскадронами смерти, — рассказывает Леонард о создании романа. — Я не мог в это поверить. А когда на эту войну собирали средства среди нефтяников, людей консервативных по своим взглядам, я только и думал, как сорвать это.

Леонард создает ситуацию, где бывший заключенный, бывшая монахиня и бывший полицейский попадают в Никарагуа, вместе с несколькими украденными миллионами. Роман затрагивал больной вопрос, по которому американская общественность имело кардинально противоположные взгляды. Поэтому рецензенты, стремясь дипломатично уйти от обсуждения наболевшего вопроса, ставят в вину на менее изящный сюжет и более грубоватый стиль, чем в романе Блеск.

В этом же году Элмор Леонард публикует еще один скандальный роман — Абор Хаус (Arbor House), где изображает очень противоречивого героя, страдающего от стигматов, напоминающих раны Христа, влюбленного в промоутера панк-рок группы. Этот роман также удостоился довольно резких и критических отзывов за отсутствие политкорректности.

Следующий роман Чумовая дики (Freaky Deaky) разворачивает истории пяти персонажей, и ни одного из них нельзя назвать хорошим парнем. Все они преследуют свои личные, чаще криминальные цели, обусловленные степенью их личной эксцентричности характере. Критика этого романа отчасти справедлива, поскольку сюжет закручен настолько, что иногда уже трудно понять что происходит. Хотя диалоги — фирменный знак Леонарда — по прежнему легки, и непринужденно задают в повествовании темп и напряжение. Герои, несмотря на свою эксцентрику, описанную с большим юмором, вызывают ощущение шаблонности, которую писатель пытается оживить посредством излишней эмоциональности. Но вся эта избыточная конструкция придает повествованию излишнюю искусственность.

В этом романе Элмор Леонард впервые стирает границы между преступниками и жертвами, показывая как легко переступить черту, выйдя за границы морали и нравственности, оказаться по ту сторону закона. Возможно, последнее обстоятельство и стало решающим для автора, который несмотря на отрицательную реакцию считал этот роман одним из своих любимых.

Последний роман 80-х годов — Киллер (Killshot) рассказывает о металлисте Уэйне Колсоне и его жене Кармен, преследующих двух киллеров-психопатов Рика Никса (Richie Nix) и наемного убийцу, известного только по кличе Черная птица (Blackbird). Значительное место в сюжете этого романа писатель уделяет элементам случайности и удачи, точнее неудачи. Уэйн оказывает не в от время и не в том месте, попадая в разборку, после того как просто сел поиграть в картишки. Рецензенты отмечают, что писатель воплощает невиновность зла и уязвимость безумия.

В этом романе Леонард экспериментирует со стилистикой, словно забывая о визуальном восприятии, делает акцент на звуковых эффектах. Описание звуков и его восприятие героями романа отображено настолько эмоционально и выразительно, что при первом чтении, я даже не обратил внимания на этот момент, и лишь чтение рецензий позволило мне заметить эту подробность. А ведь именно подобная мелочь позволяет понять, какого уровня мастерства добился автор.

Элмор Леонард и кинематограф

С началом нового десятилетия Элмора Леонарда вновь ожидает успех. Его роман Достать коротышку (Get Shorty, 1990) стал одним из наиболее известных произведений автора. А следующий роман Максимум Боб (Maximum Bob, 1991) удостоен приза Хэммета как лучший детективный роман, вручаемого криминальной ассоциацией писателей Северной Америки.

Основная идея романа Достать коротышку автор описывает одним предложением, ростовщик из Майами едет в Голливуд и чувствует себя там как дома. Главный герой Чили Палмер пересекается с людьми из криминала и кинобизнеса, и не видит между ними разницы. Впрочем, не вижу смысла пересказывать сюжет романа, он должен быть хорошо известен по книге или по талантливой экранизации. Если вы не читали или не видели одноименный фильм, довольно точно следующий тексту Леонарда, рекомендую… Писатель считал, что это лучшая экранизация его книги. Этот роман стал первым в так называемых Голливудских романах Леонарда.

Критики в своих оценках романа разделились, одни считали, что Достать коротышку — это шаг вперед, другие, были смущены невероятной стилистикой или пунктуацией романа, Леонард почти полностью отказался от двоеточий, точек с запятой и скобок, и считали, что это явный спад, попытка угнаться за речью, часто не очень грамотной.

Роман Максимум Боб — черная комедия об окружном судье Бобе Гиббсе (Bob Gibbs), великолепной женщине и охотнице, которая регулярно раздает максимально возможные наказания, допустимые законодательством Флориды.

В 1991 году ограниченным тиражом были изданы Записные книжки Элмора Леонарда. Писатель имел привычку всегда носить с собой блокнот (записную книжку), разбитую на три раздела, в которых от руки делал наброски, всего, что ему приходит на ум в данный момент. Ведь поначалу Леонард писал свои романы от руки, привычка осталась, хотя позднее он работал на пишущей машинке.

Тридцатым романов Элмора Леонарда стала книга Ромовый пунш (Rum Punch, 1992). Как и во многих других романах автора, сюжет вертится вокруг большой суммы денег, а именно выплаты в полмиллиона долларов за партию контрабандного оружия. Критики в очередной раз отмечали, что стиль романа был целиком и полностью поставлен на службу его героям. Как парадоксально пишут рецензенты, его стиль — отсутствие стиля … в его рассказе отсутствуют не просто нравоучительность, но когда он говорит от лица своих героев, даже социальная философия, патопсихология и даже красивая дикция. Он наносит удар по самому больному понятию в литературе ни один человек не лучше другого, поскольку другого просто нет.

Критики отмечают, что роман построен по драматургическим принципам и являет собой образец чистой драмы, приключение, напряжение в котором доводится до настоящего взрыва. Критики отмечают, что в этом романе впервые появляется тема старения. Под быстро меняющимися поверхностями, мы быстро стареем, время нас меняет, а давние мечты, возрождаются снова и обретают свое подлинное значение.

Роман был экранизирован в 1997 году большим поклонником творчества Элмора Леонарда – Квентином Тарантино, под названием Джеки Браун. Фильм считают творческой неудачей американского режиссера, после двух бестселлеров Бешенные псы и Криминальное чтиво.

Новые романы, новые оттенки

После успешной экранизации романов Достать коротышку и Ромовый пунш Элмор Леонард продолжил творческий поиск.

Романы Пронто (Pronto, 1993) и Именем закона (Riding The Rap, 1995) объединенные одним героем Рейланом Гивенсом (Raylan Givens) и считаются самыми юморными в творчестве американского писателя. В них Леонард использует даже не иронию, а просто обыгрывает смешные ситуации, в которые с завидной регулярностью попадают его герои. Глупый план похищения, совершенно по дурацки выглядит интерпретация истории о мусульманских заложниках в Ливане. Читатель вместо ожидаемого страшного и ужасного описания получает просто порцию развеселых картинок. Так Гарри в качестве заложника сидит в сыром подвале полном пауков и тараканов, ползающих вокруг труб, из которых капает вода…. Леонард играет с читателем, оставляя на финал вопрос: Где же мы найдем подвал во Флориде? Несомненно, читатели будут заинтригованы, они будут стремиться узнать, что случилось дальше с полюбившимися героями. Этот роман был написан под явным влиянием романа Джорджа Хиггинса Друзья Эдди Койла.

В последние годы Леонард написал сценарий для веселого сериала Правосудие (Justified, 2010 …), продолжая рассказывать истории о Рейлане Гивенсе, который из-за своих старомодных взглядов постоянно попадает в глупые ситуации. Роль федерального маршала великолепно исполнил Тимоти Олифант, а гений Леонарда позволил сериалу подняться на голову выше ему подобных.

Элмор Леонард всякий раз чутко подходит к накопившемуся материалу, который каждый раз гибко преображается в руках мастера, превращаясь в прекрасное украшение. По словам Эда Макбейна, оставившем великолепную рецензию в Лос-Анджелес Таймс, сюжет для романа С глаз долой (Out of Sight, 1996) зародился в голове писателя во время чтения газет. Писатель был поражен фотографией федерального маршала — женщиной с дробовиком на плече. Эта фотография напомнила ему о временах банковских грабителей времен Великой депрессии. Этой суровой женщине он противопоставил профессионального грабителя банков, но противостояние межу противоположными полюсами перерастало в подлинную историю любви. Леонард перелопатил массу материалов, прежде чем нашел идеальную ситуацию для встречи своих героев. Сегодня нам известно, что Леонард тщательнейшим образом воссоздавал из кусочков план-диаграмму тюрьмы, разрабатывал схемы побега и подробно выписал биографии и прошлое героев этого романа.

Как и в других, более поздних произведениях, Леонард тщательно создает ролевые игры и позерство, которые становятся ключом для раскрытия характера героев в этом романе. Например, диалог когда женщина и мужчина лежат вместе в багажнике автомобиля, который уносит их подальше от тюрьмы. Карен Сиско отмечает, вы должно быть видите себя как настоящего головореза, а Фоули с удивлением отвечает, я никогда не воспринимал себя таким образом. Смех вызывает также примерка одежды и другие сцены, блестяще описанные Леонардом и встроенные в напряженный сюжет романа. В других книгах герои Леонарда обычно застенчиво отрицают свое позерство или разыгрывание ролевой игры, но в здесь писатель буквально за руку подводит своих героев к эпизоду, где им невольно надо разыгрывать сценку, притворяясь Гари и Селестой, в ресторане на верхнем этаже отеля, когда за окном бушует метель, а полицейские гоняются за грабителями.

Не многие критики согласились с выводом Макбейна, который писал, их диаметрально противоположные профессии только способствуют становлению героев на путь, ведущий их к чистой и настоящей любви. Большинство же критиков в свойственной им язвительной манере отмечают, что противоречия между Карен Сиско и Джеком Фоули в реальной жизни настолько отдаляют их друг от друга, что любовь между противоположными героями придает нереалистичный характер истории в целом. Довольно справедливым является замечание, что влияние этих героев друг на друга должно было привести к деструкции идентичности профессиональной и личной для обоих. Как два полюса они никогда не могут сойтись вместе.

Роман был моментально экранизирован. В прокат фильм Вне поля зрения вышел спустя три года после публикации романа, в 1998 году. В главных ролях снялись звезды Голливуда – Джордж Клуни и Дженнифер Лопез. Успех картины среди критиков, вдохновил кинокомпанию на создание сериала, который с треском провалился.

Свободная Куба

Роман Свободная Куба (Cuba Libre, 1998) стал для Элмора Леонарда знаковым событием. Обычно писатель публиковал два, а то и три романа в года, но весь 1997 год он посвятил написанию этой истории. Роман был приурочен столетней годовщине гибели крейсера Мэн (U.S.S. Maine) в Гаванском порту, взрыв которого стал отправной точной испано-американской войны4. По жанру, Свободная Куба — исторический роман. Леонард посвятил значительное количество времени исследованию обстоятельств и событий предварявших и произошедших в ходе войны. На протяжении работы над романом, я постоянно заглядывал в книги, — пишет Леонард, — многие сцены могли быть написаны только так, а не иначе.

Несмотря на необычное для романов Леонарда обрамление, сюжет остается совершенно типичным. Три совершенно противоположных героя  матрос, контрабандист и любовница владельца сахарных плантаций попадают в ситуацию, где история закручивается в тугой узел. Естественно, рецензентов и критиков больше интересовал очередной интригующий клубок взаимоотношений между главными героями, чем исторической обстановкой.

По словам критиков, герои Леонарда более склонны к действию, чем к размышлению, это скрашивает неуклюжий урок истории. Большинство рецензентов единодушно отмечают, что роман не сильно выделяется на фоне других произведений Леонарда, как и следовало ожидать история, в конечном счете, превращается в еще один блестящий пересказ Чосера. Справедливо замечание, что герои Леонарда настолько яркие сами по себе, что любой фон невольно остается в тени.

Некоторые рецензенты отмечают тенденцию возврата к вестернам, поскольку роман напоминает своим сюжетом драму американских ковбоев, чем криминальный роман. Этот роман доказательство, что мастерство Элмора Леонарда, его умение жонглировать героями, диалогами и ситуациями не зависят от материала. Американский автор достиг той точки в развитии своего таланта, когда произведения можно назвать гениальными.

На литературном пантеоне

14 ноября 2012 года в Нью-Йорке Элмор Леонард был представлен к награде Национального фонда за выдающийся вклад в американскую литературу. В свою очередь писатель выразил свое удивление, в связи с тем что Национальный фонд выбрал именно его кандидатуру, ведь ранее обладателями награды были такие именитые писатели как Рэй Брэдбери, Норман Мейлер, Артур Миллер, Филип Рот, Джон Апдайк, Гор Видал, Тони Моррисон и Том Вульф.

Но на просьбе Мартина Эмиса, который будет вести церемонию, ограничить свое выступление 6 минутами, Леонард, подобно героям своих книг,  неспешно затянулся сигаретой и сказал только: О, Ё! Немного погодя он в традиционном для себя лаконичном стиле сказал только Я думаю, что я хороший писатель, и не вижу никаких возражений против моего включения в данный список.

Среди лучших книг, о которых слышал любой американец, Эмис назвал Достать коротышку, Будь круче!. Фонд планирует не только вручить денежную премию писателю, но и издать на собственные средства четыре произведения Леонарда, выход которых запланирован на 2014 год.

Надо отметить, что практически половина из 45 романов Элмора Леонарда появлялись в списке бестселлеров Нью-Йорк Таймс, а поэтому заслужено в отличие от многих других награжденных этой премией, получит награду еще при жизни. В данный момент он работает на 46 романом под рабочим названием Голубые сны (Blue Dreams), который планирует закончить в декабре 2012 года.

Диккенс из Детройта

Один из самых известных писателей современного американского криминального романа — Элмор Леонард, скончался 20 августа 2013 года в возрасте 87 лет, после перенесенного этим летом инсульта.

Автор 45 романов. Элмора Леонарда окрестили Диккенсом из Детройта. Живые диалоги, продолжающие манеру введенную Чандлером. Резанный стиль и необычная чуткость к социально-криминальным темам, позволяет говорить о нем как величайшем авторе конца XX — начала XXI века.

Элмор Леонард начинал как автор вестернов, до поворотного момента в творчестве, когда он раз и навсегда остался с криминальным романом. Многие его книги были бестселлерами. Многие из них были экранизированы лучшими режиссерами современности.

Но даже к гениям признание приходит не сразу. Вестерны и криминальные романы в 90-е годы прошлого века были еще под подозрением. Многие критики считали, что нельзя написать произведение в столь низком жанре. Однако когда в 1992 году Леонард был назван Великим магистром, за творческие достижения к его работам начали присматриваться даже маститые критики. В 2009 году Элмор Леонард был объявлен лучшим писателем США, а его произведения вошли в обязательную программу.

Его называли лучшим писателем — Мартин Эмис и Иэн Рэнкин. А сам Леонард не боялся учить молодых литературе и передавая простые секреты для написания хорошей книги. В 2001 году в Нью-Йорк Таймс он опубликовал Десять правил литературы, простые и доступные каждому советы, кто мечтает написать бестселлер или просто книгу жизни. Например, Не открывайте книгу в зависимости от погоды или Контролируйте ваши восклицательные знаки или еще Не используйте других глаголов, кроме сказал в диалоге и наконец, самое главное, подводящее итог всему Если фраза звучит по-писанному, я бы ее переписал.

Мы знаем Элмора Леонарда как автора романов — Достать коротышку, Ромовый пунш и Ла Брава. Элмор Леонард готовил 46 роман, поэтому будем ждать его, пусть и в последний раз.

Вселенная Элмора Леонарда

Критики и биографы, подобно сотрудникам похоронного бюро, предпочитают объекты неподвижные и желательно помещенные в ящик. Поэтому смерть одного из самых непоседливых писателей Америки — Элмора Леонарда, по прозвищу Голландец стала поводом для появления на свет массы материалов, посвященных этому замечательному писателю.

Продолжая серию биографических статей, мы писали много о жизни этого писателя, пока он был жив, и тем более не станем останавливаться после его смерти.

На первый взгляд перед исследователем творчества Элмора Леонарда стоит довольно простая задача, собрать материалы и обобщить наследие самого известного автора криминальных романов в Америке, а возможно и во всем мире. Но только начинаются сборы, как приходит осознание, что даже первый этап граничит с бесконечностью.

Его книги состоят из великолепного ансамбля персонажей: гангстеров и авантюристов, уголовников и психопатов, проституток и стюардесс, честных и продажных полицейских, мошенников и мафиози, уродливых судей и эксцентричных менеджеров. Во вселенной Леонарда глупость — настоящее преступление, поэтому неудивительно, что его наиболее известные герои — люди умные, но не интеллектуально, скромные и добросовестные. Его герои не всегда добросовестно исполняют закон, но даже в своих предприятиях они не заходят так далеко, чтобы потом было стыдно заглянуть себе в душу.

Либеральный католик и выздоравливающий алкоголик Элмор Леонард верит в силу воли и способность человека изменить свою жизнь. А потому, несмотря на повальное увлечение большинства писателей нуаром, его взгляд на жизнь не трагический, а скорее комедийный. По словам писателя, его основной задачей было не застрелить или посадить злодея, а выставить его в смешном свете, показать его в глупой ситуации, тем самым подрывая мощь насилия.

По словам критиков, Леонард верил, в силу власти, если не юридической, то религиозной, а потому стремился защитить сатиру в художественной литературе, в том числе делая мир немного смешнее, отказываясь опрокинуть очередной обух мрачных и жестоких сцен на голову своих читателей.

Стилистика Леонарда также удивляет своей легкостью. При чтении его книг сразу бросается в глаза ориентация на кинематограф. Внимание писателя к визуальным деталям, мизансценам, но в первую очередь, безошибочное чутье к интонациям речи своих героев — отличительные признаки романов американского писателя.

Внимание к диалогам, досталось Леонарду от крутого детектива и попыток подражать Хемингуэю, особенно в ранних произведениях, когда еще Леонард писал вестерны. Для писателя был и другой пример — криминальный роман Джорджа Хиггинса Друзья Эдди Койла. Это лучший криминальный роман — признается Элмор Леонард. Основной же целью писателя стало стремление самоустраниться из текста, оставив только звуки своих героев.

Кинематографический стиль Леонарда ощущается в его одержимости мельчайшими деталями. Эта одержимость стала настоящей притчей во языцех, тщательность с которой писатель изучал вооружение полицейских или тюремных охранников, детали различных пистолетов и специфику работы казино. Леонард самым тщательным образом подходил к самым различным областям своих романов — будь это запись хита в музыкальной студии или работа режиссера во время съемок очередного эпизода в сериале.

Прожорливость, с которой писатель поглощал детали и факты, сопровождалась не менее усердным поиском для подходящего места в произведении, чтобы найденная деталь могла заиграть всеми цветами. Один из главных исследователей и помощников Леонарда — молодой помощник Грегг Саттер, свидетель преображения, рассказывает, как из бессистемных нагромождений вырисовывается стройная и органически живая картина, Голландец (напомним, что это кличка Элмора Леонарда, закрепившаяся за писателем с молодости) ищет вдохновляющие сцены или персонажей … но ни одного факта, жеста или фоновой картинки, он не включит в роман, чтобы она не продолжала игру.

Элмор Леонард безапелляционно заявлял, что его не сильно интересует сюжет. Выбор очередной сцены, по словам писателя делают герои, которые великолепно исполняют свои роли, а писателю остается только прислушиваться и следовать за выбором, сделанным его героями. Так создавалась вселенная Элмора Леонарда.

  1. Испанское слово Хомбре имеет значение человек, и часто используется как сленг в английском языке.
  2. Zane Grey – американский писатель, пожалуй самый известный сочинитель приключенческих романов в жанре вестерн.
  3. В 1986 году по этому роману был поставлен фильм с Роем Шайдером в главной роли, который в России обычно переводят как Подцеплен по-крупному или Получите 52 тысячи.
  4. Причина взрыва крейсера Мэн, является предметом спекуляций, поскольку до сих пор не раскрыта точная причина: взрыв угольного отсека, попадание на мину или преднамеренное потопление от рук диверсантов.

Добавьте комментарий