Фредрик Браун — американский писатель, автор популярных детективов и фантастических рассказов, русским читателям больше известен как фантаст, но одинаково много много работал в обоих жанрах.

Биография

Фредрик Браун (Fredric Brown1) родился 29 октября 1906 года в Цинциннати (Огайо, США). Еще будучи подростком, фактически за один год потерял обоих родителей. К этому времени он учился в Ганноверском колледже и чтобы прокормить себя, был вынужден работать на многочисленных случайных работах. Ему удалось закончить обучение и даже получить стипендию для обучения в Университете Цинциннати. Получив диплом Фредрик Браун женится в 1929 году и вместе с женой перебирается в Милуоки, где работает корректором нескольких бульварных изданий, пока наконец его не взяли штатным сотрудником в Милуоки Журнал (Milwaukee Journal), где писатель работал до 1947 года и публиковал свои получившие известность рассказы.

В 1947 году довольно неожиданно первый же роман Фредрика Брауна получает премию Эдгар, а автор становится настолько известным и популярным, что его приглашают работать редактором нескольких журналов в Нью-Йорк.

Свой первый рассказ Луна для Никеля (The Moon for a Nickel), Браун опубликовал в 1938 году в Журнале историй улиц и детектива Смита (Street and Smith’s Detective Story Magazine). После этого с завидной регулярностью молодой писатель публикует множество рассказов в самых разных жанрах, предпочитая фантастику и детективы. Как мы уже сказали, первый роман Брауна — Самое обыкновенное убийство (The Fabulous Clipjoint, 1947) награжден премией Эдгар, вручаемой Американской ассоциацией детективных писателей Америки, сам Браун моментально получает массу предложений о работе в лучших журналах Америки, перебирается в Нью-Йорк и разводится со своей первой женой Еленой.

Продолжая рассказывать читателям о приключениях Эда и Эма Хантеров, Браун неожиданно для себя обнаружил, что имеет возможность жить на гонорары от издания романов и рассказов, а необходимость работать в журналах отпала сама собой. Дополнительные доходы приносит Голливуд, где нередко используют сюжеты его рассказов для экранизации. В 1949 году Браун женится повторно на Элизабет Шарлье (Elizabeth Charlier) и переезжает с ней в городок Таос на границе Нью-Мексико.

В это же время писателя начинает подводить здоровье, на что отрицательно влияет его случайные пьянки. Когда проблемы обостряются, Фредрик и Элизабет переезжают в город Тусон в Аризоне, где природные условия и климат благотворно влияют на его проблемы с дыхательными путями.

И хотя его истории регулярно печатают в таких высокооплачиваемых журналах как Плейбой и Дад, писатель уже не может работать полноценно, просиживая весь рабочий день за пишущей машинкой, да и романы, особенно последние значительно слабее первых. Так последний роман Кальсоны миссис Мерфи (Mrs. Murphy’s Underpants), опубликованный в 1963 году, явно не дотягивает до высокого уровня заданного в начале творчества.

Фредрик Браун скончался 11 марта 1972 года в Тусоне от эмфиземы, в возрасте шестидесяти пяти лет.

О творчестве

Романы Брауна оставили значительный след в истории крутого детектива. Его невероятные, изобретательные сюжеты в сочетании с реалистическими описаниями быта и повседневной жизни, особенно городской бедноты, в те годы казались отпечатком реальности, пусть сегодня нам они кажутся лишь мрачными описаниями, написанными добротным неповторимым языком. Браун любил крутой стиль, но избегал строгого использования правил принятых в данном жанре.

Детективы Фредрика Брауна были написаны на пике творческой формы, а потому критики характеризуют их как профессиональные и интеллектуальные. Но его герои разработаны плохо, лучше Брауну удаются произведения малой формы, они сильно напоминают традиционных сыщиков из Черной маски, а их характеры плоские и однобокие, а потому запоминаются плохо. Главный вклад Брауна в детективный жанр — это его гениальные сюжеты и невероятные концовки.

Самое обыкновенное убийство

Не думаю, что Фредрика Брауна можно причислить к классикам детективного жанра, скорее это писатель-фантаст. Но в его наследии есть несколько популярных романов, без которых не обходится ни один рейтинг лучших детективов, не позволяет пройти мимо такого популярного романа как Самое обыкновенное убийство (The Fabulous Clipjoint).

Фантастом Брауна считают не только в России, где детективный жанр, известен гораздо менее фантастики, но и в родной Америке. Читатели помнят его как великолепного фантаста, забывая его заслуги в детективе. Причин для этого может быть несколько. Во-первых, возможно существует читательское предубеждение, нельзя быть одинаково гениальным в нескольких жанрах. Во-вторых, у Брауна существуют однофамильцы, гораздо более известные в детективе, к примеру, автор многочисленных крутых детективов Картер Браун. Третья причина, шаблонное восприятие Брауна среди критиков, например, Ньютон Бэрд описывает его книги как легкое развлечение.

Отчасти писательская манера Брауна, действительно создает иллюзию легкости, ведь сюжеты его обычно развиваются очень прямолинейно, а выводы не очень отягощают читательское восприятие. Но детективы Брауна отнюдь не бездумное чтиво, как это может показаться на первый взгляд. Вопросы, которые поднимает автор отнюдь не простые, заставляют задуматься о смысле и философии бытия.

Романтика истории из романа Самое обыкновенное убийство, скрашенная фантастическими элементами удивительным образом отличаются от большинства детективов того времени. Роман Фредрика Брауна сильно напоминает знаменитый приключенческий роман Роберта Льюиса Стивенсона Остров сокровищ. Подобно Стивенсону главный герой проносит юношеское восприятие над цепью жестоких и кровавых событий, поднимаясь над жестокостью, создавая иллюзию героического.

А ведь реальность, описанная Брауном, показана без прикрас во всем своем убожестве. Грязные гостиничные номера, ночлежки, забитые самыми отвратительными личностями, драки и грабежи — это Чикаго. Браун описывает этот неряшливый город хладнокровно и без лишних эмоций, как подобает истинному мастеру. А затем как гений переносит читателей в другое измерение, совершая нечто невероятное, освещая это убожество неземным светом.

Избранная библиография

Серия об Эде и Эме Хантерах

Самое обыкновенное убийство (The Fabulous Clipjoint, 1947)2
Смерть тоже ошибается… (The Dead Ringer, 1948)
Кровавый лунный свет (The Bloody Moonlight, 1949) (also known as Murder by Moonlight)
За счет Дьявола (Compliments of a Fiend, 1950)
Где тебя настигнет смерть? (Death Has Many Doors, 1951)
Покойный (The Late Lamented, 1959)
Кальсоны миссис Мерфи (Mrs. Murphy’s Underpants, 1963)

Романы

Убийство – это интересно (Murder Can Be Fun, 1948), также издавался как Сюжет для убийства (A Plot for Murder)
Визжащая Мими (The Screaming Mimi, 1949)
А вот и свечи (Here Comes a Candle, 1950)
Ночь бармаглота (Night of the Jabberwock, 1950)
Дело о плещущих бутербродах (The Case of the Dancing Sandwiches, 1951)
Большая разница (The Far Cry, 1951)
На самом дне (The Deep End, 1952)
Мы — убили старуху (We All Killed Grandma, 1952)
Магический кристалл (Madball, 1953)
Его имя – смерть (His Name Was Death, 1954)
Смерть – это распутная девка (The Wench Is Dead, 1955)
Мягкий зверь (The Lenient Beast, 1956)
На посошок (One for the Road, 1958)
Контора (The Office, 1958)
Стук Три Один Два (Knock Three-One-Two, 1959)
Разумная вещь (The Mind Thing, 1961)
Убийцы (The Murderers, 1961)
Пять дней кошмара (The Five-Day Nightmare, 1962)

Сборники рассказов

Чаще всего убийство (Mostly Murder, 1953)
Ночные кошмары и (Nightmares and Geezenstacks, 1961)
Пудель и другие убийства (The Shaggy Dog and Other Murders, 1963)

  1. Для русскоязычного читателя разница в произношении имени не видна, но сам автор всю жизнь боролся против того, чтобы его называли Фредерик (Frederick). Мы не станем нарушать традиции сложившиеся за насколько десятилетий.
  2. Мы приводим только работы написанные в жанре детектива.

Добавить комментарий