vldmrvch.ru

Из театра в шпионы

Сегодня мы вспоминаем американского писателя, автора многих бестселлеров, актера и продюсера — Роберта Ладлэма, который скончался одиннадцать лет тому назад.

Роберт Ладлэм

Роберт Ладлэм (Robert Ludlum) родился в Нью-Йорке 25 мая 1927 года. Когда Роберту было 7 лет у него умер отец и его отправили жить с далекими родственниками. Будущий автор получал образование в церковно-приходской школе. Во время обучения Роберту предложили роль в комедии Юная мисс и этот опыт навсегда остался в его жизни.

В 18 лет его призывают в армию. Служба в военно-морской пехоте США привнесла в его жизнь столько новых ощущений, что в дневнике Роберта только за первые месяце он оставил порядка 100 страниц записей. После возвращения, Роберт заканчивает университет, женится и начинает сниматься в кино. Из наиболее известных ролей Ладлэма — Спартак в фильме Гладиатор. В 1957 году ему предложили работу продюсера в Плейхаус Северного Джерси, а спустя два года он сам открыл театр Плейхаус-на-Мейлле в городе Парамус.

До 1971 года Роберт Ладлэм пишет только театральные пьесы, но первая же книга — Наследие Скарлатти стала бестселлером. Как позднее рассказывал сам автор, книгу приняли в издательство только с 10 попытки, и несмотря на опасения издателей, роман моментально был раскуплен. А Ладлэм вошел в число мастеров политического детектива, и большинство его последующих романов с завидным постоянством оказывались бестселлерами. В своих романах автор сочетает острое чутье на важнейшие для своего общества политические проблемы с ярким художественным воображением, позволяющим ему реальные (или весьма близкие к тому) факты встраивать в увлекательные сюжеты триллеров. Большое значение он придает обнаружению тесной связи между событиями относительно давней истории (периода второй мировой войны или войны в Корее) и современностью. Уже следующая книга Уикенд Остермана была экранизирована и стала лебединой песней скандально известного режиссера Сэма Пекинпа.

Для концепции романов Ладлэма не принципиально, что существует документально точных доказательств, например, убийства всемогущего шефа ФБР Джона Эдгара Гувера или существования чудовищной сделки между военно-промышленными кругами США и Германии в 1944 году; предложенные версии вполне соответствуют духу тех процессов которые имели место.  Конечно же, голый обличительный пафос не смог бы принести Ладлэму ту популярность, которая подтверждается тиражами его книг на родине и многочисленными переводами.

В 1980 году Ладлэм издает книгу, которая стала настоящим хитом, а после экранизации 2002 главный герой (Джейсон Борн) стал самым популярным шпионом после Джеймса Бонда.

Ладлэм сумел соединить понятный интерес рядового читателя к тайнам и интригам в коридорах власти с характерной для американского менталитета пристрастной любовью к герою-одиночке, который на свой страх и риск вступает в борьбу с неизменно превосходящими силами — будь это синдикат торговцев наркотиками, могущественное ФБР, государственные структуры или межнациональная нелегальная организация, замышляющая установить во всем мире военную диктатуру.

Герой его романов может быть обычным человеком (профессор Мэтлок, писатель Чэнселлор) или профессионалом-разведчиком (Сполдинг в Обмене Райнеманна), отставным военным юристом (Конверс в Заговоре «Аквитания»), но в манере поведения каждого много сходства  Это люди, осознано идущие на риск без страховки, нравственные максималисты, своими поступками легко наживающие себе противников даже из числа недавних союзников; в то же время они обладают исключительной способностью изменить лицо для внедрения в нужную среду, не говоря уж о мастерском владении всеми необходимыми качествами героя триллера — от кулачного боя до вождения автомобиля, — ведь они могут рассчитывать только на себя, а противник шутить не будет.

Кажды из них по воле автора оказывается в типичной ситуации: некие силы в своих интересах подключают к решению проблемы подходящего постороннего человека, предварительно изучив его. Тот, из природного любопытства, чувства ответственности и высоких побуждений, с головой погружается в дело и обнаруживает в нем, помимо задания, глубинные преступные линии. В этот момент он и решает идти до конца вопреки полученным установкам и выходит из-под контроля лиц, с которыми был связан. В результате герой оказывается меж двух огней, преследователем и преследуемым в одном лице, вдобавок в действие вмешиваются и третьи силы, чьих намерений он поначалу распознать не может.

Ладлэм большое значение придает детальное разработке обстановки, на фоне которой действуют его персонажи. В общем-то это не фон, а активно функционирующая социальная и профессиональная среда, представляющая самостоятельный интерес, — мир игорного и наркобизнеса (Бумага Мэтлока), работа военно-политической разведки (Обмен Райнеманна), система могущественной нелегальной организации Инвер-Брасс, бросающей вызов Федеральному Бюро Расследований (Рукопись Чэнселлора), и так далее.

В завершение можно еще раз подчеркнуть, что явная забота Ладлэма о сюжетном разнообразии, интенсивной информативности романов в сочетании с яркими фигурами расследователей и умело поддерживаемым нервным напряжением повествования дают заметный результат, достойный небеглого читательского внимания.

12 марта 2001 года Роберт Ладлэм умер от сердечного приступа, во время лечения от травм, полученных после пожара. Всего автор успел написать 23 романа, которые были напечатаны более чем в 500 миллионов экземпляров. Его книги были переведены на 33 языка и изданы в 40 странах мира.
Ладлэм также издавал свое романы под псевдонимами Майкл Шепард (Michael Shepherd) или Джонатан Райдер (Jonathan Ryder).

Избранная библиография

Наследство Скарлатти (The Scarlatti Inheritance, 1971)
Уикэнд Остермана (The Osterman Weekend, 1972)
Бумага Мэтлока (The Matlock Paper, 1973)
Тревейн (Trevayne, 1973), под псевдонимом Джонатан Райдер
Зов Халидона (The Cry of the Halidon, 1974) , под псевдонимом Джонатан Райдер
Обмен Райнеманна (The Rhinemann Exchange, 1974)
Дорога в Гандольфо (The Road to Gandolfo, 1975) , под псевдонимом Майкл Шепард
Близнецы-соперники (The Gemini Contenders, 1976)
Рукопись Чэнселлора (The Chancellor Manuscript, 1977)
Завещание Холкрофта (The Holcroft Covenant, 1978)
Круг Матарезе (The Matarese Circle, 1979)
Идентификация Борна (The Bourne Identity, 1980)
Мозаика Парсифаля (The Parsifal Mosaic, 1982)
Заговор «Аквитания» (The Aquitaine Progression, 1984)
Превосходство Борна (The Bourne Supremacy, 1986)
Повестка Икара (The Icarus Agenda, 1988)
Ультиматум Борна (The Bourne Ultimatum, 1990)
Дорога в Омаху (The Road to Omaha, 1992)
Иллюзия скорпиона (The Scorpio Illusion, 1993)
Час Апокалипсиса (The Apocalypse Watch, 1995)
Обратный отсчет Матарезе (The Matarese Countdown, 1997)
Уловка «Прометея» (The Prometheus Deception, 2000)

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе