Джеймс Ли Берк

Джеймс Ли Берк — американский писатель, автора популярных детективных романов о частном детективе Робишо.

Джеймс Ли Берк (James Lee Burke) родился 5 декабря 1936 года в Хьюстоне. Джеймс был единственным ребенком в семье Джейса Ли Берка-старшего, работавшего инженером газовой компании и Френсис Берк — обычной секретарши. Юноша уже подростком осознал, что мечтает стать писателем. Возможно, одним из поводов для осознания этого стал факт, что его двоюродный брат Линн уже во время учебы в четвертом классе начал публиковать рассказы в The Saturday Evening Post.

В 1955 году он поступил в Университет Юго-западной Луизианы, после окончания обучения в 1957, работал преподавателем английского языка, стремясь отточить свое писательское мастерство. Но степени бакалавра и магистра получил в 1959 и 1960 годах в Университете Миссури.

Во время учебы в аспирантуре влюбился в Перл Чу Пай (Pearl Chu Pai), дочь экспатриантов, бежавших на лодке из Китая в 1949 году. Джеймс и Перл поженились в 1960, и у них родилось четверо детей: Джеймс, Андре, Памела и Алафайр.

Прежде чем Берк стал профессиональным писателем, способным прокормить свою семью только литературным трудом, он сменил множество работ. Самая престижная, из которых была преподаватель английского языка. Он также работал инспектором и монтажником в нефтяной компании, социальным работником в Лос-Анджелесе, школьным учителем труда в Кентукки. После получения стипендии Гуггенхайма в 1989 году и роста его популярности его романов, смог, наконец, полный день посвящать творчеству. Сейчас семья Берков живет в городе Миссула (Луизиана, США).

Начиная с 1955 года, времени поступления в университет, Берк пристрастился к алкоголю. На протяжении нескольких десятилетий он пытался избавиться от пагубной привычки, о чем подробно рассказывает в автобиографических фрагментах серии романов о Робишо. По словам писателя, он достиг дна в 1977 году, когда он был способен протрезветь только благодаря вмешательству врачей или священников. Берк верил, что алкоголь стимулирует литературный талант, а осознание факта, что я могу писать без алкогольных стимулов пришел ко мне мучительно. Начиная с первого романа о Робишо, который подобно описывает опыт писателя, избавляющегося от пагубной привычки, читатели могут проследить, скольких усилий стоило Берку это освобождение.

История его литературной карьеры испытывала взлеты и падения. Первые два романа начинающего автора были отмечены многочисленными положительными отзывами критиков. Но публикация третьего романа отняла порядка 15 лет. Писатель получил порядка 100 отказов от разных издательств, а когда роман был опубликован в 1986 году, он был номинирован на престижную Пулитцеровскую премию.

Писать детективы Джеймс Ли Берк стал случайно, причиной стал спор с приятелем, а результатом первый роман о Робишо – Неоновый дождь. Критики сразу признали, что книга — это новое слово в жанре, а Берк в свою очередь стал почти ежегодно выдавать по роману. Третий роман о Робишо – Черешневый блюз в 1989 году получил премию Эдгар как лучший детектив года.

Растущая популярность писателя позволила ему с 1990 года посвятить все свое время написанию новых романов. Берк стал большую часть своего времени проводить в Монтане и Южной Луизиане, где происходит действие большинства его романов. В 1997 году писатель взял паузу в серии о Робишо, опубликовав роман Роза Симаррона (Cimarron Rose), в котором появляется новый герой Билли Боб Голланд. Романы об этом персонаже переросли в небольшую серию, а основным материалом для описываемых событий, стала семейная история его предков по материнской линии. Роман получил вторую премию Эдгар, а Берк стал одним из немногих, чьи произведения неоднократно получали эту престижную премию. Берк пишет не только в детективном жанре, он пробовал свои силы в историческом романе.

На сегодняшний день детективные романы Джеймса Ли Берка являются классикой жанра, при живом авторе, а писатель невольно причислен критиками к ведущим мастерам жанра. Его произведения отличает тонкая мотивация и сложное развитие сюжета, основанное на обсуждении социальных, моральных или философских тематик. Вместе с тем, американский писатель не забывает о классических приемах крутого детектива, а его стиль стал своего рода брендом или визитной карточной автора на рынке криминальной литературы. Возможно, поскольку Берк начинал свою литературную карьеры с написания художественных романов, его детективы затрагивают общечеловеческие вопросы: любовь, семья и социальное отчуждение. Он активно и бесстрашно обсуждает экологические и этические проблемы, не обходя вниманием коррупцию или работу неэффективных правительственных чиновников. Показывая через историю конкретного человека или отдельной семьи проблемы, свойственные всему обществу.

В поисках крутого детектива

Репутация Джеймса Ли Берка известного как автор культовых крутых детективов окончательно утвердилась после выхода романа Черешневый Блюз (Black Cherry Blues, 1989), третьего в серии об отставном полицейском Нового Орлеана Дэйве Робишо (Dave Robicheaux), отмеченном премией Эдгар как лучший детектив 1989 года.

До этого момента Ли Берк с переменным успехом писал романы на протяжении 20 лет, но его сочинения никогда не относили к криминальному жанру. Сам писатель считает иначе: Я всегда писал о людях, которые имеют право голоса, а в своем интервью он добавляет, Я никогда не думал, что мои книги меняют направление. Темы оставались неизменными. Я всегда писал об одних и тех же людях и ситуациях… Моя серия (о детективе Робишо — p.n.и более ранние романы единая история. Надо признать, что заслуга Берка в том, что он смог раздвинуть устоявшиеся границы жанра и вписать свою стилистику в каноны жанра.

Отличительной чертой всего творчества Ли Берка является удивительное умение создавать пейзажи, природные или городские, оживающие в его романах. Звуки, запахи и свет не просто фон его произведений, они создают настроение и почти физическое ощущение во время чтения. Его описание природы или городского пейзажа реализуется на двух уровнях. Во-первых, Ли Берк заимствует от романтиков манеру описывать природу как живой мир, придавая ему характерные черты, отчего пейзаж превращается в полноценного персонажа его романов. Во-вторых, стилистическая особенность романов Ли Берка в том, что американский писатель сперва неосознанно, затем стал сознательно воспроизводить диалекты маленьких городов, который смотрят на мегаполисы как на большую помойку.

Джеймс Ли Берк вошел в литературный круг без раскачки, уже первые его романы были отмечены пристальным вниманием со стороны критиков. Например, в своем первом романе Половина Рая (Half of Paradise, 1965), действие которого разворачивается в Луизиане, Ли Берк сплетает в единый клубок судьбы трех мужчин. История каждого начинается с неких отчаянных обстоятельств, после чего следует просветление, впрочем, все заканчивается общей неудачей. Немногие рецензенты удостоившие своим вниманием роман начинающего писателя, отмечали, что это яркий дебют, к которому надо относиться всерьез. Во втором романе К светлому, яркому солнцу (To the Bright and Shining Sun, 1970) писатель рассказывает о подростке из Кентукки, чье идеалистическое мировоззрение разбивается о суровые факты жизни. Его отец погиб подорвавшись на бомбе, установленной для борьбы с профсоюзами. Роман получил большое количество положительных откликов, настоящий самогон, мощный посыл романа вынуждены были признать даже авторы негативных рецензий, энергичное и жестокое кино времен апачей, о котором большинство американцев хотели бы забыть.

Однако третий роман Джеймса Ли Берка получил невероятную известность. После успешного выхода первых двух романов отмеченных положительными рецензиями, писатель подписал контракт с Агентством Уильяма Морриса, уверенный, что публикация третьего романа пройдет без сучка и задоринки, но роман стал настоящим камнем преткновения, пролежав на полке 15 лет. История о Хаке Голланде (Hack Holland), ветеране корейской войны шла вразрез с консервативной политикой властей, отчего роман получи порядка 100 отказов, многие из которых были написаны в гневном тоне. Писатель позднее признавался, что книга стала не просто поворотом назад, она буквально отбросила меня в обратную сторону словно с катапульта.

Слава о скандальном и работающем в стол писателе широко разнеслась по издательским кругам, и следующий роман Ли Берку удалось опубликовать только 11 лет спустя в мягкой обложке. Книга Двое в Техасе (Two for Texas, 1982) вышла в мягкой обложке и рассказывает о предках его героя из неопубликованного романа. Сон Голланд сбегает из исправительного лагеря, двигаясь по Миссисипи. Роман, где писатель вопреки всем обстоятельствам возвращается к непубликуемым героям, пусть и опосредованно говорит о несгибаемом упрямстве, а также об интересе к истории, вмещающейся в рамки одной семьи. Сон Холланд не только совершает побег, но присоединяется к Сэму Хьюстону и участвует в разгроме при Санта-Анна.

Спустя 15 лет Ли Берк вновь вернется к истории семьи Холландов в романе Кимаррон Роуз (Cimarron Rose, 1997), где расскажет о правнуке Сона ХолландаБилли Бобе, адвокате и бывшем техасском рейнджере, который в своей работе напоминает детектива РобишоБилли Боб как второстепенный персонаж появиться в других романах Ли Берка.

Эти романы Джеймса Ли Берка укоренены в географии и истории Луизианы и южного Техаса. Исторический период, охваченный романами, захватывал более 150 лет. Для описания исторических событий писатель использует не только воспоминания персонажей, но и дневники и другие письменные источники, плотно соприкасающиеся с подлинной историей. Чувство истории и чувство места тесно связаны, создавая неповторимый опыт поисков искупления и очищения для людей, которые ранее убивали. Бурная личная история накладывается, конфликтует или иногда даже затмевает исторические события описанные в романах.

За долгие годы работы в стол, с 1971 по 1985 годы был опубликован только один роман, а Джеймс Ли Берк хотя и работал учителем, продолжал верить в собственные силы и мастерство рассказчика. Писатель называл эти годы неурожайными, поэтому первое же предложение от Издательства Луизианского университета привело его в настоящий восторг, буквально воскресило мою карьеру.

За эти годы талант Ли Берка настоялся подобно хорошему вину лишь стал лучше, несмотря на годы молчания автор нисколько не сник. Первый же роман, опубликованный после долгого перерыва, был номинирован на престижную Пулитцеровскую премию. Главный герой книги Потерянный возвращается буги (The Lost Get-Back Boogie), многими чертами напоминает его более известного героя Робишо, который появиться чуть позднее. Айра Парет (Iry Paret) также обладатель двух Пурпурных сердец, хотя они получены во время войны в Корее, а не как у Робишо во Вьетнаме. Живет он также на юге Техаса. Родные Робишо и Патера активные защитники природы, да и дома обоих героев очень схожи. Но именно Робишо станет настоящим воплощением автора.

Добавьте комментарий