Джон Макдональд

Джон Макдональд

Американский писатель Джон Макдональд оставил свой яркий след в истории крутого детектива, создав неповторимый образ Тревиса Макги и целый ряд захватывающих триллеров.

Джон Данн Макдональд (John Dann MacDonald) родился 24 июля 1916 года в городке Шароне, штат Пенсильвания, куда семья Макдональдов переехала незадолго до рождения Джона. Будущий писатель был не единственным ребенком в семье, когда в 1926 году переехала в Нью-Йорк, у Джона появилась сестра Дорис. Его отец — Евгений Эндрю Макдональд, был очень деловым человеком, который работал на промышленных предприятиях поставлявших военную продукцию. Он был очень скуп на эмоции и с сыном общался уважительно, но без сантиментов. Отец-трудоголик стал образцом для будущего писателя, а ежедневный труд стал нормой самого Джона Макдональда.

В Нью-Йорке будущий писатель получил образование в Utica Free Academy. Здесь же он в двенадцать лет заболел мастоидитом и скарлатиной и едва не умер. Для полного выздоровления врачи требовали в течение года соблюдать постельный режим. Болезнь сильно повлияла на его жизнь и характер, Джон превратился в заядлого читателя и на всю жизнь остался очень восприимчивым человеком. Любовь к книгам была эклектичной, поскольку Джон запоем читал классиков литературы вперемешку с журнальными детективами. Привычка читать запоем, осталась на всю жизнь, а также сделала его близоруким и страдающим астигматизмом.

Отец Макдональда мечтал, чтобы его сын был бизнесменом, поэтому добился чтобы Джон прошел курсы в бизнес-школах Филадельфии и Сиракус, которые он окончил со степенью бакалавра в области делового администрирования. В июле 1938 года Джон Макдональд тайно от родителей женится на Дороти Мэри Прентисс, а уже в следующем году получает диплом Гарвардской высшей школы бизнеса и администрирования. Но престижный диплом не помог молодому человеку найти работу и после года мытарств в качестве страхового агента он поступил служить на флот. Для будущего писателя военная служба стала большим финансовым подспорьем, ведь в марте 1939 года у него родился сын — Мэйнард Джон Прентисс Макдональд, а также возможностью спокойно зарабатывать деньги не задумываясь о необходимости конкурировать с акулами бизнеса.

Служба на флоте проходила в Управлении стратегических служб, предшественницы ЦРУ, и дала ему богатый материал для будущего творчества. В армии он научился обращаться с огнестрельным оружием и овладел массой навыков, о которых позднее рассказывал в своих сочинениях. В связи с целым рядом ограничений и цензурных запретов на переписку с семьей, Макдональд придумал способ обойти препятствия отсылая домой художественные рассказы, в которых иносказательно описывал события своей армейской жизни. Первый рассказ назывался Интермедия в Индии (Interlude in India), который его предприимчивая жена отправила в несколько журналов для рецензирования. В Эсквайре начинающему писателю отказали, предложив несколько замечания и возможных исправлений, а журнал Стори согласился напечатать рассказ, предлагая в дальнейшем по 25 долларов за каждый последующий. О публикации Макдональд узнал от жены лишь после возвращения домой.

Позднее Джон Макдональд признавался, что никогда до этого не задумывался о литературной карьере, поэтому когда узнал, что мои истории продаются… Я почувствовал себя своего рода мошенником, будто это вовсе не я. Но десятки тысяч ветеранов войны вернувшихся в США после 1945 года, не оставляли иного выбора. Удачный опыт вынуждал идти дальше в том же направлении.

Поначалу Макдональд взялся за написание книг по бизнесу. Его подход был довольно практичным. Вставал он рано утром, и до обеда отстукивал материал на своей пишущей машинке, после обеда работа продолжалась до позднего вечера. Этого графика работы, сформированного в самом начале писательской карьеры, Макдональд придерживался всю оставшуюся жизнь, хотя со временем начал понимать, что эта привычка была не писательской (unwriterly). Позднее, став известным писателем, он узнал, что большинство писателей пишут всего пару часов, после чего оставшуюся часть дня посвящают размышлениям.

Первые четыре месяца после возвращения из армии Джон Макдональд провел в нескончаемых попытках написать рассказ, который бы устроил издателей. Начинающий писатель забрасывал редакции десятками рассказов, а они отвечали не меньшим количеством отказов. Большинство отказов ссылалось необходимость дополнительной корректуры исходного текста, что было непринято в издательском процессе. Лишь в начале 1946 года, на пятом месяце литературного творчества журнал Дайм Детектив принял к публикации рассказ Особь женского пола (Female of the Species), за который автору было выплачено 40 долларов. А уже к концу этого года Макдональд сумел прорваться на литературный рынок и начать регулярную публикацию своих рассказов. Первые опыты начинающего писатели были в журналах Док Сэвидж и Тень, хотя иногда удавалось продать и собственную историю в уважаемый и хорошо оплачивающий писательский труд журнал.

Как и большинство писателей того времени, Макдональд отдавал свои истории в несколько журналов, пробуя себя в целом ряде жанров популярной литературы: вестерн, детектив, полицейские истории, фантастические рассказы. Начинающий писатель интуитивно понимал, что сможет удовлетворить запросы читательской аудитории, особенно читателей журналов. Но довольно быстро он стал настоящим мастером слова, усвоив технику эффективного повествования, и стал экспериментировать с имеющимися жанрами. К началу 50-х годов Макдональд становится настоящим мэтром журнальных публикаций.

Здесь следует обратить внимание на особенности работы журнальных редакторов, которые очень самовольно распоряжались полученным материалом. Например, из 39 историй опубликованных за пять лет в журнале Дайм Детектив лишь у 6 сохранились оригинальные названия, остальные были самовольно изменены редакторами, вероятно, эти изменения должны были придать заголовкам более устрашающий или зловещий вид. Например, истории Смерть на продажу, Место для жизни, Государственный доклад полиции о…, Замужем за вдовой были заменены на Моя миссия убийство, Дайте мне катафалк, Вы никогда не сбежите, Поставщик трупов идет ухаживать.

Сильным ударом по рынку журнальных публикаций стали выпуски романов в мягкой обложке и появление телевидения. Но несмотря на это Джон Макдональд смог за период с 1946 по 1950 годы опубликовать порядка 200 историй. Понятно, что большинство из них вышло под псевдонимами: Джон Лейн (John Lane), Джон Уэйд Фаррелл (John Wade Farrell), Роберт Генри (Robert Henry), Питер Рид (Peter Reed) и Скотт О’Хара (Scott O’Hara). Позднее Макдональд будет возражать против публикации его сочинений под псевдонимом, но пока он соглашался на условия, которые диктовал рынок и издатели.

Американский писатель показывал впечатляющие примеры трудоспособности и таланта. Так, за 1949 год он опубликовал 73 рассказа, а за два зимних месяца 1947 у него вышло 11 историй. Издатели, привлеченные новыми возможностями издавать книги в мягкой обложке, поначалу переиздавали книги, которые уже выходили раньше.

К моменту публикации первого романа в 1950 году Джон Макдональд зарабатывает на жизнь только литературным трудом. В 1952 году писатель переезжает во Флориду, место действия его самой известной серии романов о Тревисе Макги. Но надо отметить, что романы этой серии составляют менее половины от творческого наследия Макдональда и ряд несерийных романов отмечены более престижными премиями. Уже в 1972 году Джону Макдональду Американская ассоциация детективных писателей вручила премию Гранд Мастер за достижения перед жанром.

Джон Макдональд скончался 28 декабря 1986 года в Милуоки.

Творчество Джона Макдональда

Джон Д. Макдональд легко усвоил жанровые особенности крутого детектива и создал свою версию странствующего рыцаря. Тревис Макги обычно берется за дела, в которых надо оказать помощь молодым девушкам, особенно когда они касаются обмана, мошенничества и других вопросов связанны с деньгами. Для Макги худшее преступление обмануть невинность и наивность. По ходу сюжета автор посредством своего героя не раз бросает осуждающие реплики в адрес современного общества, построенного на жульничестве и обмане, эксплуатации человека и разрушении окружающей среды. Его герой понимает, что не может принципиально изменить структуру общества, а потому выбирает жизнь на периферии. Макги яркий индивидуалист, но отлично понимает причины бед и проблем, с которыми сталкивается общество. Он многое понимает и готов помощь по мере сил, а его жизнь это яркий вызов общественному устройству.

Многие американские режиссеры с завистью заглядывались на романы Джона Макдональда, а совсем недавно появились новости о возможных экранизациях его произведений. Роль Тревиса Макги при этом примеряют на себя лучшие актеры Голливуда — Леонард Дикаприо и Кристиан Бэйл.

Добавить комментарий