Джон Диксон Карр

Несмотря на свой несомненный авторитет и почти неизменную ассоциацию как мастера самых изощренных головоломок и автора самых запутанных историй об убийстве в закрытой комнате. Джон Диксон Карр (John Dickson Carr) остается фигурой проблематичной для детективного жанра. Во-первых, он был коренным американцем, хотя большинство его произведений воспринимаются как работы английского мастера. Даже сами англичане нередко включают его работы в один ряд с работами британских мастеров жанра. Во-вторых, из-за прямо противоположных оценок его творчества, от расходящихся от скупых оценок скучно, до восторженных гений!. Например, некоторые исследователи жанра, среди которых Жак Барзун и Робин Уинкс склонны считать его работы стерильными упражнениями в создании головоломных задачек, с интерлюдиями, наполненными утомительными от фарса сценками. В то время как другие весьма уважаемые критики, среди которых Энтони Баучер и романист Кингсли Эмис видят Джона Карра в пантеоне лучших представителей детективного жанра, между Честертоном и Конан Дойлем.

Подобно другим авторам Золотого века, Карр оставил после себя большое наследие: порядка 70 романов, десятки радиопередач на детективные и криминальные сюжеты. Но в отличие от многих классиков детектива, его творчество включает в себя работы очень разнообразные по жанру и стилю, чем мы обычно ожидаем найти у автора идеального преступления.

Одна из первых и ключевых работ — Убийство сэра Эдмунда Годфри (The Murder of Sir Edmund Godfrey, 1936), представляет собой образец подлинного детектива классического типа. Очень важная для исследователей и блестящая по объему рассмотренного материала биография Артура Конан Дойла (The Life of Sir Arthur Conan Doyle, 1949). Несколько исторических романов, лучшим из которых следует признать Дьявол в бархате (The Devil in Velvet, 1951), а также отличные критические работы, к примеру, знаменитая глава о Запертой комнате в романе из романа Три гроба (The Three Coffins, 1935). Среди более поздних работ есть триллеры, которые, безусловно, опрокидывают принципы Детективного клуба с ног на голову. Здесь Сжигающий суд (The Burning Court, 1937), который подобно роману Агаты Кристи Убийство Роджера Экройда написан с нарушением канона. И более спокойный детектив Окно Иуды (The Judas Window, 1938) и не только потому, что критики считают его лучшим образцом детектива в запертой комнате, но и потому что Карр умудряется свести все сюжетные линии к судебной драме.

Любители и поклонники этого писателя спорят между собой, обсуждая, какая из книг этого автора является лучшей в его творчестве. Например, С.Т. Джоши в своей критической работе Джон Диксон Карр: критическое исследование называет роман Убийства арабских ночей (The Arabian Nights Murders, 1936) величайшей чистоты детективом из когда-либо созданных. Роберт Брайней указывает на роман Кривая петля (The Crooked Hinge, 1938) как лучший в коллекции. Историк и романист Лилиан де ла Торре выбрал в качестве образцового романа Убийство сэра Эдмунда Годфри. А многие российские поклонники называют лучшим романом – Табакерку императора, может из-за высокого качества перевода (?)

Но большинство читателей, которые знакомы с его творчеством сойдутся во мнении, что расцвет творчества этого писателя относится к 30-м годам прошлого века, на которых мы и сосредоточим свое обсуждение.

Для удобства мы будем после каждой статьи приводить небольшой фрагмент из его работ, отсылая заинтересовавшихся к чтению бумажных копий, поскольку в интернете представлена лишь малая толика имеющегося даже на русском языке наследия.

Добавить комментарий