vldmrvch.ru

Джон Диксон Карр

Несмотря на свой несомненный авторитет и почти неизменную ассоциацию как мастера самых изощренных головоломок и автора самых запутанных историй об убийстве в закрытой комнате. Джон Диксон Карр (John Dickson Carr) остается фигурой проблематичной для детективного жанра. Во-первых, он был коренным американцем, хотя большинство его произведений воспринимаются как работы английского мастера. Даже сами англичане нередко включают его работы в один ряд с работами британских мастеров жанра. Во-вторых, из-за прямо противоположных оценок его творчества, от расходящихся от скупых оценок скучно, до восторженных гений!. Например, некоторые исследователи жанра, среди которых Жак Барзун и Робин Уинкс склонны считать его работы стерильными упражнениями в создании головоломных задачек, с интерлюдиями, наполненными утомительными от фарса сценками. В то время как другие весьма уважаемые критики, среди которых Энтони Баучер и романист Кингсли Эмис видят Джона Карра в пантеоне лучших представителей детективного жанра, между Честертоном и Конан Дойлем.

Подобно другим авторам Золотого века, Карр оставил после себя большое наследие: порядка 70 романов, десятки радиопередач на детективные и криминальные сюжеты. Но в отличие от многих классиков детектива, его творчество включает в себя работы очень разнообразные по жанру и стилю, чем мы обычно ожидаем найти у автора идеального преступления.

Одна из первых и ключевых работ — Убийство сэра Эдмунда Годфри (The Murder of Sir Edmund Godfrey, 1936), представляет собой образец подлинного детектива классического типа. Очень важная для исследователей и блестящая по объему рассмотренного материала биография Артура Конан Дойла (The Life of Sir Arthur Conan Doyle, 1949). Несколько исторических романов, лучшим из которых следует признать Дьявол в бархате (The Devil in Velvet, 1951), а также отличные критические работы, к примеру, знаменитая глава о Запертой комнате в романе из романа Три гроба (The Three Coffins, 1935). Среди более поздних работ есть триллеры, которые, безусловно, опрокидывают принципы Детективного клуба с ног на голову. Здесь Сжигающий суд (The Burning Court, 1937), который подобно роману Агаты Кристи Убийство Роджера Экройда написан с нарушением канона. И более спокойный детектив Окно Иуды (The Judas Window, 1938) и не только потому, что критики считают его лучшим образцом детектива в запертой комнате, но и потому что Карр умудряется свести все сюжетные линии к судебной драме.

Любители и поклонники этого писателя спорят между собой, обсуждая, какая из книг этого автора является лучшей в его творчестве. Например, С.Т. Джоши в своей критической работе Джон Диксон Карр: критическое исследование называет роман Убийства арабских ночей (The Arabian Nights Murders, 1936) величайшей чистоты детективом из когда-либо созданных. Роберт Брайней указывает на роман Кривая петля (The Crooked Hinge, 1938) как лучший в коллекции. Историк и романист Лилиан де ла Торре выбрал в качестве образцового романа Убийство сэра Эдмунда Годфри. А многие российские поклонники называют лучшим романом – Табакерку императора, может из-за высокого качества перевода (?)

Но большинство читателей, которые знакомы с его творчеством сойдутся во мнении, что расцвет творчества этого писателя относится к 30-м годам прошлого века, на которых мы и сосредоточим свое обсуждение.

Для удобства мы будем после каждой статьи приводить небольшой фрагмент из его работ, отсылая заинтересовавшихся к чтению бумажных копий, поскольку в интернете представлена лишь малая толика имеющегося даже на русском языке наследия.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе