Джонатан Латимер

Джонатан Латимер — американский писатель и сценарист, автор серии детективных романов об Уильяме Крейне.

Биография

Джонатан Уайатт Латимер (Jonathan Wyatt Latimer) родился 23 октября 1906 года в Чикаго. Его назвали в честь предка, который отличился во время службы при штабе генерала Джорджа Вашингтона. Начальное образование Латимер получил в школе-интернате в Аризоне и продолжил в колледже Нокса в Иллинойсе.

Окончив колледж, Латимер устроился журналистом в Чикаго Трибьюн, а также работал спичрайтером для министра внутренних дел Гарольда Икесу.

Джонатан Латимер был женат на Эллен Бакстер Пибоди (Ellen Baxter Peabody), которая родила ему троих детей. В 1954 году он женился вторично на Джо Энн Ханзлик (Jo Ann Hanzlik).

Латимер известен не только своими романами, но также активным сотрудничеством с Голливудскими кинокомпаниями в качестве сценариста. Из своего творчества он адаптировал для постановки на экране самый известный свой роман Леди в морге. В период с 1938 по 1959 годы он написал порядка 20 сценариев, в том числе для таких классических фильмов-нуар как Стеклянный ключ по роману Дэшила Хэммета, Большие часы Кеннета Фиринга и У ночи тысячи глаз Корнелла Вулрича.

В этой работе был небольшой перерыв, когда во время Второй мировой войны Джонатан Латимер с 1942 по 1945 годы служил в ВМФ США. В 60-е годы его приглашают для работы над экранизацией историй Эрла Стенли Гарднера в сериале Перри Мейсон. Латимер написал порядка 45 оригинальных историй для этого сериала и адаптировал порядка 50 книг Гарднера.

Джонатан Латимер скончался от рака легких 23 июня 1983 года в Ла-Хойя в Калифорнии.

О творчестве

В связи с интенсивной работой в кино, американский писатель редко пишет и публикует собственные романы. Наибольшую известность в его творчестве получила серия из пяти романов об Уильяме Крейне (William Crane), написанных во второй половине 30-х годов. Детективы Джонатана Латимера отличаются отличным сочетанием классических головоломок в сюжете и всех принципов крутого детектива. Его герои отличались высоким интеллектом, активно использовавшимся для разрешения криминальных загадок. В большинстве работ Латимера финал детектива отличается приходом упорядоченности и просветления, которые пусть не могут исправить положение в целом (изменить безнадежно погрязший в преступности Чикаго), но являются своего рода хэппи-эндом в жизни героя.

В романах Латимера видны попытки экспериментирования со стилем и формой, в стремлении использовать приемы художественной литературы на материале детективных романов. Два романа написанные в послевоенные годы, представляют в качестве главного героя профессиональных писателей (журналиста и сценариста), которые особым образом осмысливают любые письменные эксперименты, раскрывая внутренние идеи и философию американского писателя, и вопросы, волновавшие его в этот период.

Красные Гардении

Самыми известными романами американского писателя Джонатана Латимера является истории о частном детективе Уильяме Крейне. Латимер рассказывает о том, как его героя, парня из простого люда, влечет изысканная жизнь и высокопарные манеры. Детектив даже пытается подражать людям из высшего света, набраться светского лоска, но в ситуации, где ему все это сваливается на голову, он понимает, что ничего этого ему на самом деле не нужно. В последнем романе о Крейне — Красные Гардении (Red Gardenias, 1939)1 — писатель рассказывает, как детективу приходится играть роль богатого помещика, обладателя загородного дома, автомобиля, жены и горничной. Он живет в доме промышленного магната, чьих сыновей убили и должен выяснить кто же настоящий убийца.

Здесь впервые Крейн осознает, что внутренне достоинство и богатое обрамление могут существовать независимо друг от друга. Он понимает, что в жизни он настоящий аутсайдер, и даже идентифицирует себя с преступниками, на которых он охотится.

Крейна окружают красивые женщины, море еды и выпивки. Но счастья здесь он не находит. Его богатый имидж привлекает женщин из низших классов, но на деле это лишь попытка сменить социальный статус. Именно в этом романе детектив находит свою любовь и получает согласие на предложение руки и сердца, от племянницы своего босса полковника Блэка. В этом он видит главную для себя награду.

Но в этом же романе главного героя ждет и разочарование. Он узнает о настоящей структуре детективного агентства. Полковник Блэк не настоящий владелец, а всего лишь эффективный управляющий, который озабочен получением прибыли для инвесторов, вложивших деньги в этот проект. Крейн сравнивает агентство с индустриальным производством, а себя с винтиком в механизме по зарабатыванию денег.

Жестокое разочарование Крейна в осознании, что не служба справедливости или удовлетворение запросов полковника Блэка является основной целью работы детективного агентства. Потрясание столь сильно, что Крейне изо всех сил пытается найти баланс между требованиями инвесторов и запросами клиентов.

Великолепное сочетания загадки, больше подходящей для классического детектива и манеры расследования, свойственной американским крутым сыщикам, характерная черта большинства романов Джонатана Латимера.

Избранная библиография

Серия об Уильяме Крейне

Во главе катафалка (Headed for a Hearse, 1935), также публиковался как Дело Уэстленда (The Westland Case)
Убийство в сумасшедшем доме (Murder in the Madhouse, 1935)
Леди в морге (The Lady in the Morgue, 1936)
Мертвым все равно (The Dead Don’t Care, 1938)
Красные гардении (Red Gardenias, 1939), также публиковался как Некоторые Дамы смертельно опасны (Some Dames Are Deadly)

Романы

Поиски головы моего великого дядюшки (The Search for My Great Uncle’s Head, 1937) (as Coffin)
Виноградник Соломона (Solomon’s Vineyard, 1941), также публиковался как Пятая могила (The Fifth Grave)
Грешники и саваны (Sinners and Shrouds, 1955)
Черный как вымирающая мода (Black Is the Fashion for Dying, 1959)

Сценарии

Одинокий волк шпион Хант (The Lone Wolf Spy Hunt, 1938)
Налетчики-призраки (Phantom Raiders, 1940), совместно с Уильямом Р. Липманом (William R. Lipman)
Ночь в Новом Орлеане (A Night in New Orleans, 1941)
Топпер возвращается (Topper Returns, 1941), совместно с Гордон Дуглас и Пол Джирард Смит (Gordon Douglas and Paul Gerard Smith)
Стеклянный ключ (The Glass Key, 1942), совместно с Дэшилом Хэмметом (Dashiell Hammett)
Свист в Дикси (Whistling in Dixie, 1942)
Ноктюрн (Nocturne, 1946), совместно с Фрэнком Фентоном и Роулэндом Брауном (Frank Fenton and Rowland Brown)
Они не поверят мне (They Won’t Believe Me, 1946), совместно с Гордоном МакДонеллом (Gordon McDonell)
Большие часы (The Big Clock, 1947)
Помимо славы (Beyond Glory, 1948), совместно с Чарльзом Маркизом Уорреном и Уильямом Уистером Хайнсом (Charles Marquis Warren and William Wister Haines)
Запечатанный приговор (Sealed Verdict, 1948)
У ночи тысячи глаз (The Night Has a Thousand Eyes, 1948), совместно с Барри Линдоном (Barre Lyndon)
Псевдоним Ник Бил (Alias Nick Beal, 1949), совместно с Миндрет Лорд (Mindret Lord)
Медный каньон (Copper Canyon, 1950), совместно Ричардом Энглишом (Richard English)
Команда подлодки (Submarine Command, 1951)
Рыжий и ковбой (The Redhead and the Cowboy, 1951), совместно с Лайамом О’Брайаном и Уорреном (Liam O’Brien and Warren)
Ботани-Бей (Botany Bay, 1953)
Грабеж под солнцем (Plunder of the Sun, 1953)
Из вечности (Back from Eternity, 1956), совместно с Ричардом Кэрроллом (Richard Carroll)
Грешная жена (The Unholy Wife, 1957), совместно с Уильямом Дёрки (with William Durkee)
Вся правда (The Whole Truth, 1958)
Перри Мейсон, сериал (Perry Mason series, 1960-1965)

  1. Позднее роман переиздавался под названием Некоторые дамы смертельно опасны (Some Dames Are Deadly).

Добавьте комментарий