Джадсон Пентикост Филипс

Джадсон Пентикост Филипс

Сегодня мы отмечаем день рождения американского писателя Джадсона Филипса, больше известного по псевдониму Хью Пентекост.

 

Джадсон Пентикост Филипс (Judson Pentecost Philips) родился 10 августа 1903 года в Нью-Йорке. Его отец был известным оперным певцом, а мать актрисой. В качестве псевдонима он взял имя своего дяди нью-йоркского адвоката. Образование Филипс получил в Англии и в США, окончил Колумбийский университет. Но еще со школы пристрастился к писательскому ремеслу, поэтому после окончания университета стал репортером газеты Нью-Йорк трибюн. Параллельно с этим публикует свои многочисленные рассказы в различных периодических изданиях.

Джадсон Филипс начал печататься в середине 1920-х годов, будучи студентом Колумбийского университета; около десяти лет направленность его творчества ориентировалась на вкусы владельцев Эллери Куин мэгэзин (журнала, печатавшего новинки детективной прозы), которому молодой автор отдавал предпочтение перед не менее известными Блэк мэск и Колльерз. Им написано свыше ста романов (сорок — с 1936 года — под собственным именем, шестьдесят один — с 1939 года — под псевдонимом Хью Пентикост, несколько — под другими псевдонимами), множество рассказов, пьес для театра, радио, телевидения. Почти всю свою жизнь, по крайней мере — до пенсионного возраста, он совмещал творчество с журналистской деятельностью.

Автор более чем 80 детективных романов Хью Пентикост на русском языке представлен весьма случайными произведениями. Из наиболее популярных серий — с инспектором Люком Бредли, управляющим нью-йоркской гостиницы Пьером Шамбруком (бывшим бойцом французского Сопротивления в годы Второй мировой войны), художником Джеком Джерико, на русский язык были переведены один-два романа, причем не самые лучшие. Больше повезло серии о журналисте Питере Стайлзе, в которой из восемнадцати романов на русский переведены шесть.

Нам надо отметить как минимум две черты, характеризующие творчество писателя в целом: это активное противостояние всех героев бессмысленной жестокости и насилию (происхождение из семьи деятелей искусства, несомненно сыграло свою роль) и подчеркнутое пристрастие к текущим событиям в качестве основы сюжета (здесь можно усмотреть влияние профессии журналиста). Сам автор так высказывался в этой связи: Полагаю, после того как вы напишите больше сотни детективных романов и сотни рассказов, чаще всего вас будут спрашивать: Где вы берете сюжеты? На это можно ответить: есть всего 36 драматических ситуаций, и то больше половины из них используются не слишком часто. Такие ситуации многократно использовал и я, и сотни других писателей. Единственное различие — в людях, о которых пишет автор. Люди — это бесконечное разнообразие. Я однажды включил в налоговую декларацию салунный разговор, объяснив в примечании, что люди — источник моих доходов и что я должен быть на людях и слушать, о чем они говорят. И инспекция согласилась, попросил лишь, чтобы я назвал это исследованиями.

Имя игры — люди, и они бесконечно изменчивы, никогда не наскучат, и в этом — все концы и начала.

После этих слов нет особой нужды подробно останавливаться на том, что Пентекост силен в создании психологического портрета, в живописании обычного поведения человека, оказавшегося в сложной, загадочной или смертельно опасной ситуации.

Джадсон Филипс в американской литературе представляет собой пример творческого долголетия и неизменно высокого качества работы. Он не только признанный профессионал детектива, лауреат премии Гранд-мастер (1973) Американского клуба писателей детективного жанра (президентом которого он был некоторое время), премии Ниро Вульфа (1982), но и один из немногих мастеров редкого для англоязычной прозы жанра повести.

Скончался 7 марта 1989 года от осложнений, связанных с эмфиземой.

Добавить комментарий