Американская писательница Кэти Райх известна своими криминальными романами, объединенными главной героиней — смелой женщиной и судебным антропологом Темперанс Бреннер.

Биография

Кэтлин Джон Райх (Kathleen Joan Reichs), больше известная по своему псевдониму Кэти Райх (Kathy Reichs), родилась 7 июля 1950 года в Чикаго. Кэтлин была одной из четырех сестер в семье. Отец работал менеджером в пищевой промышленности, а мать — музыкантом Чикагского симфонического оркестра. Впервые Райх попробовала писать, когда ей исполнилось девять, по словам биографов она написала две книги,  одна из них была детективом, но обе были ужасными.

Когда Кэтлин исполнилось девятнадцать, она вышла замуж за адвоката Пола А. Райха (Paul A. Reichs). В это время она училась в Американском университете на антрополога. Диплом бакалавра она получила в 1971 году, после этого была магистерская и докторская в Северо-Западном университете. Она неуклонно продолжала свое изучение антропологии, с акцентом на био-антропологию.

Успешную учебу сменила не менее успешная преподавательская карьера. Райх преподавала антропологию в ряде Университетов США с акцентом на историческом аспекте. Но однажды в дверях ее кабинета в университете Северной Каролины появилась полиция с костями в руках и Райх пришлось применить свои теоретические знания на практике. Успешное завершение дела позволило ей стать судебным антропологом в Управлении главной медицинской экспертизы в Северной Каролине и пришлось давать консультации почти по восьмидесяти делам в год. Но она не хотела завершать академическую карьеру, поэтому продолжала преподавать в университете, совмещая преподавание и работу в полиции. Со временем Райх не только не сократила свою активность в преподавательской деятельности, но даже расширила, добавив в список своих кафедр, места из ряда университетов Канады.

Параллельно с этим развивалась карьера Райх как свидетеля-эксперта. Будущую писательницу стали привлекать к расследованию громких дел. Райх участвовала в экспертизе о геноциде в Руанде, занималась эксгумацией в района озера Атитлан в горах юго-западной Гватемалы, участвовала в идентификации останков солдат, погибших во время Второй мировой войны и захороненных в могиле Неизвестного солдата. А также участвовала в широко освещаемом в СМИ деле об исчезновении Натали Холлоуэй. Это были лишь самые громкие дела, а Райх участвовала в сотнях других менее известных или более закрытых.

Все это время Райх продолжает свои научные исследования о чем свидетельствуют многочисленные научные статьи и монографии.

Но о личной жизни популярной писательницы, успешной преподавательницы и эксперта судить сложно. Райх прилагала и продолжает прилагать много стараний для сохранения в тайне подробностей о ее личной жизни и жизни ее семьи, мужа и трех взрослых детей. Участие в громких делах в качестве судебного антрополога, особенно в спорных случаях, способствовало дополнительному вниманию, часто нежелательному со стороны СМИ или даже преступников. Поэтому о личных качествах Кэти Райх можно судить по характеру ее известной героини — Темперанс Бреннан, которая многими деталями своей биографии и личностными чертами повторяет характер ее создательницы.

Творчество

За Кэти Райх, часто несправедливо закрепилась репутация последовательницы Патриции Корнуэлл. И действительно Райх пишет романы, сочетающие научную криминалистику, в частности антропологию, и детективную интригу. Но ее книги — это в первую очередь продолжение ее успешной карьеры с качестве судебного антрополога. Нельзя отрицать того факта, что творчество Корнуэлл, а также популярные телевизионные сериалы и растущий в обществе интерес к судебной антропологии сыграли свою роль в выборе жанра, но успех первой книги Уже мертва (Deja Dead, 1997) лишь придал уверенности издателям и самой писательнице в правильности выбранного направления. До написания первого романа Райх имела богатый опыт написания научных статей и монографий, включая учебники, но невероятный успех романа стал основной причиной для появления серии. После успеха первого романа, с писательницей немедленно было заключено два издательских контракта (один на территории Америки, второй — международный).

На данный момент книги Кэти Райх выходят миллионными тиражами, а романы неизменно появляются списке бестселлеров и переведены на множество языков, в том числе на русский.

Уже мертва

Первый роман Кэти Райх — Уже мертва (Deja Dead, 1997) знакомит читателей с умной и независимой героиней, хорошо образованным судебным антропологом Темперанс Бреннан (Temperance Brennan). Профессиональное участие Темп в простом на первый взгляд деле, внезапно превращает его сложный случай, а упорство и невероятные совпадения на которые везет судебному антропологу помогают расследованию.

Темп легко идентифицирует жертву, но в течение нескольких последующих дней, неожиданно сталкивается с другими жертвами, которые вероятно убиты одним и тем же лицом. И если бы другие на месте Темп предпочли промолчать, активная и неуемная женщина ставит всех на уши. Ей удается принять самое непосредственное участие не только в расследовании, но и в преследовании подозреваемого, но преступнику удается уйти.

Настоящей кульминацией романа является опознание задержанного преступника, которого Темп пытается оправдать, по следу укуса, не совпадающему со следами на месте преступления. А в результате смелая женщина сама становится объектом преследования, но ей удается вырубить убийцу, прежде чем сама потеряет сознание.

Как и в большинстве других романов Кэти Райх сюжет романа Уже мертва взят из реальной жизни. В жизни преступника звали Серх Арчимбэлт и он после убийства двух женщин воспользовался банковской картой одной из жертв, что дало полиции возможность отследить транзакции и арестовать преступника. На допросе он признался в третьем убийстве.

Райх описала этот случай в своем интервью для Home Box Office, поскольку сама принимала активное участие в расследовании и идентификации подозреваемого. Уникальность этого случая была в деталях, на которые обратила внимание Райх. Труп был расчленен знатоком своего дела, что было видно непосредственно на суставах, о чем мог знать либо хирург-ортопед либо мясник. Именно этот факт и вывел полицию на подозреваемого, который работал мясником.

Первый роман Кэти Райх большинство критиков предпочло сравнивать с популярными детективами Патриции Корнуэлл. Мол, Темп – альтер эго вспыльчивого медицинского эксперта Кей Скарпетты, мало того что работает в аналогичной области судебной медицины и антропологии так еще и многими своими чертами напоминает свою коллегу. В адрес писательницы звучали упреки, что ее героиня ведет себя как «девственница из готической мелодрамы», когда ночью на кладбище играет в кошки мышки с маньяком. Но время расставило все на свои места, а полюбившаяся читателями героиня и до сих пор радует новыми приключениями.

Роман Уже мертва был отмечен премией Артура Эллиса за лучший дебют.

Смерть дня

Второй роман Кэти Райх — Смерть дня (Death du Jour, 1999), получился не менее увлекательным, чем первый.

Сюжет романа построен на шокирующей истории. Холодной мартовской ночью судебного антрополога Темперанс Бреннан приглашают для эксгумации останков монахини, которую собираются канонизировать. А час спустя главная героиня оказывается на месте ужасного пожара, в котором погибла вся семья. Свидетелей у этого ужасного преступления не осталось, нет мотива, и никаких логичных объяснений. Единственное, что осталось, обугленные останки, свидетельства зловещего культа.

Ряд деталей из второго романа Кэти Райх указывают на  то, что сюжет основан на реальных событиях связанных с расследованием деятельности культа Солнечного храма. Из полицейского протокола: В октябре 1994 года в Квебеке (Канада) был обнаружен маленький ребенок, заколотый деревянным колом, по предположению полицейских убийство совершили родители, которых лидер секты убедил в том, что их ребенок воплощение Антихриста. Спустя несколько дней последователи секты организовали ритуал Тайной вечери, после чего большинство из них совершила самоубийство. По результатам полицейского протокола 15 человек отравились ядом, 30 человек застрелились или задушили сами себя, а еще 8 — погибли по иным причинам.

Католическая епархия в Квебеке пригласила Кэти Райх в качестве судебного антрополога, для помощи в расследовании убийства Жанны Ле Бер. На деле Райх должна была просто подтвердить принадлежность останков, но воображение писательницы выстроило вокруг этого дела целую историю.

Возможно, что миссионерская работа членов культа в романе Смерть дня также описана с натуры. Назойливые призывы к святости и соблюдению обрядов, угрозы надвигающегося Судного дня описаны с потрясающей достоверностью. Думаю, что многим из читателей приходилось сталкиваться с агрессивной манерой обращения и типичными приемами, больше похожими на типичный шантаж, чем на призыв к христианским идеалам.

Читая романы Кэти Райх однозначно можно сделать вывод, что искусство подражает жизни. Наука и литература неразрывно связаны между собой как это и происходило в жизни писательницы. Большинство деталей в романах напоминают о случаях в которых Райх принимала участие, когда работала экспертом-свидетелем. Детали расследования в этих делах не раскрыты даже спустя многие годы, но факты доступные массовой информации невольно наталкивают на эту мысль…

Добавить комментарий