Росс Макдональд

Американский автор Кеннет Миллар, больше известный по своему псевдониму Росс Макдональд, заслужено считается одним из трех великих мастеров крутого детектива. Миллар блестяще усвоил основы жанра заложенные Дэшилом Хэмметом и Реймондом Чандлером. Но гениальность американского писателя в том, что он не просто подражает основоположникам, а прежде всего, умении модифицировать детектив, придать ему непривычную дотоле чувственность, исследовать психологические основы человеческого поведения. Хотя его произведения написаны в «мягком стиле», в них не менее остро отражены моральные и психологические проблемы, стоящие перед героями. Миллар подобно Хэммету и Чандлеру написал не так много произведений, его перу принадлежат двадцать четыре романа, некоторые из них написаны в годы, когда он еще был безвестным начинающим автором, но главное достижение — это романы о Лью Арчере, написанных между 1949 и 1976 годами, сочетающих в себе высокое литературное качество и громкую славу детективного романа.

Кеннет Миллар (Kenneth Millar) родился 13 декабря 1915 года в небольшом городке Лос-Гатос в Калифорнии, но свое детство и юность Кеннет провел в Канаде, поскольку Джон Макдональд Миллар и Энни Мойер Миллар – его родители были канадскими гражданами. Вскоре после рождения сына родители вернулись в Канаду, но когда Кеннету исполнилось три года, отец оставил семью без всякого уведомления. Энни Миллер старалась работать, чтобы прокормить себя и сына, но брюшной тиф вынудил ее отдать мальчика в приют. Детство Кеннета прошло в постоянных переездах из приюта в приют, от родственников к родственникам. Уже будучи известным писателем, он вспоминал свое детство как жизнь в пятидесяти домах, в каждом из которых он совершил грех бедности.

В возрасте одиннадцати лет Кеннет впервые прочитал Оливера Твиста и сразу почувствовал родство этого бездомного английского мальчишки со своим детством. В конце концов родственники отдали его в школу Св. Иоанна, славившуюся своими строгими нравами, так что она больше напоминала военную академию. Здесь у него появились друзья, и мальчик понял, что в жизни все может быть не так сурово, но едва он собирался сбежать, на фондовом рынке случился крах, отчего Кеннет вынужден был провести в школе еще два года. Именно в эти годы будущий писатель окончательно осознал, что хочет кардинально изменить свою жизнь.

В 1930 году Миллар переехал в Китченер, небольшой городок в провинции Онтарио, где жил вместе с бабушкой и тетей в атмосфере абсолютной нищеты и суровой фундаменталистской морали. Он поступил в техническое училище, но по-настоящему его влекла литература, он зачитывался романами Достоевского, Кольриджа, Уилки Коллинза и Стивена Ликока. С другой стороны, его, как и большинство мальчишек того времени, влекло к нарисованным в комиксах приключениям фантастических героев. Одним из самых сильных книжных впечатлений стала книга Хэммета Мальтийский сокол. Под впечатлением от романа Хэммета, он и сам пробует писать, а его первый рассказ, некая пародия на приключения Шерлока Холмса, был опубликован в журнале училища.

После окончания в 1932 году училища Миллар почти год работает на ферме. Здесь его преследуют мысли о невозможности выбраться из нищеты. Но от матери ему досталось твердое убеждение, что он американец, а из детства — воспоминания о солнечной Калифорнии, как потерянном царстве.

Шанс уйти от своих бедных родственников появился у Кеннета, когда умер его отец, оставивший в наследство страховку на две с половиной тысячи долларов, которую Кеннет потратил на свое образование в Университете Западного Онтарио. Миллар специализируется на английском языке и истории, одновременно он старательно пишет и публикует свои рассказы. После смерти матери в 1935 году, он оставил университет, но после похорон еще с год колесил автостопом по Европе, прежде чем вернулся Онтарио, чтобы завершить образование.

Здесь в публичной библиотеке, Кеннет встречает свою бывшую одноклассницу — Маргарет Штурм (Margaret Sturm), с которой они обвенчались в июне 1938 года.

Еще год Кеннет провел в университете, чтобы получить квалификацию преподавателя, после чего получил приглашение на работу в Kitchener Collegiate Institute. Зарплаты преподавателя ему постоянно не хватает, и чтобы обеспечить семью Миллар пишет и публикует детские рассказы. В сентябре Маргарет слегла почти на год с больным сердцем и за это время смогла написать роман Невидимый червь, который приняли для публикации престижное издательство Даблдей. Так началась ее карьера как романиста, позднее в 60-е году Маргарет гораздо быстрее добьется успеха на литературном поприще, и будет помогать Кеннету.

В 1941 году Кеннет Миллар поступает в аспирантуру, где его преподавателем был У. Х. Оден, который и познакомил своего студента с творчеством Франца Кафки и Серена Къеркьегора. Он также убедил его, что детектив — это такая же литература как и прочие романы. Поэтому Миллар одновременно в докторской работой пишет шпионский роман Темный туннель (The Dark Tunnel), который был опубликован в 1944 году. В этом же году он был призван на военную службу, а поскольку он служил в ВМС ему довелось участвовать в боях в мае и июне 1945 года. За время службы он написал свой второй роман Трудности преследуют меня (Trouble Follows Me, 1946).

После демобилизации в марте 1946 года вместо возвращения в аспирантуру, Кеннет с женой и дочкой поселяются в Санта-Барбаре в Калифорнии, городе, который стал прототипом Санта-Терезы из романов о Лью Арчере. Здесь он достаточно быстро пишет два романа Голубой город (Blue City, 1947) и Три дороги (The Three Roads, 1948) — первые романы в жанре крутого детектива.

Из первых четырех романов, написанных Милларом наибольшей популярностью пользуется первый роман Темный туннель, первый тираж его был продан и издатели напечатали второй. Именно в этот момент в творчестве Миллара наступает перелом, он пишет детективный роман Живая мишень (The Moving Target), в котором появляется частный детектив Лью Арчер (Lew Archer). Несмотря не умеренные продажи Гильдия детективных писателей спонсирует второй тираж этого романа в мягкой обложке, именно этот формат принес Миллару большую часть доходов в 50-е и 60-е годы. Роман выходит под псевдонимом Джон Макдональд, Кеннет рассчитывал под своей фамилией в дальнейшем публиковать серьезные романы.

Осенью 1948 года Кеннет Миллар возвращается в аспирантуру для завершения докторской работы, посвященной психологической критике Сэмюэла Тейлора Кольриджа. Ученую степень он получил в феврале 1952 году, но от предложений продолжить академическую карьеру отказался.

В 50-е годы Миллар опубликовал восемь романов, из которых все кроме одного Встретимся в морге (Meet Me at the Morgue, 1953) связаны главным героем — Лью Арчером. Чтобы избежать путаницы с другим популярным автором — Джоном Д. Макдональдом, Миллар сперва добавляет к своему псевдониму имя Росс, а затем и вовсе убирает слово Джон, став таким образом Россом Макдональдом (Ross Macdonald).

В феврале 1956 года его единственная дочь Линда стала виновницей автомобильной аварии со смертельным исходом, в итоге суд дал ей 8 лет условного срока и определил принудительное психиатрическое лечение.

Это был большой удар по семье Милларов, они даже вынуждены были переехать в Менло-Парк неподалеку от Сан-Франциско. Здесь он впервые начинает ощущать наследие тяжелого детства. Вместе с дочерью он проходит курс психотерапии. В этот же период он убеждается в важности идей Зигмунда Фрейда и пишет детектив Думстеры (The Doomsters, 1958), в котором он пытался порвать с традицией Чандлера, но слабые продажи романа и огромные счета за лечение только нагнетают обстановку. Он пытался писать стихи, а также начал работу над не-детективным романов, основой для которого послужили бы воспоминания о детстве. Но преследующие неудачи заставили его вернуться к написанию романов о Лью Арчере. Удивительно, но именно здесь он смог выразить накопившиеся переживания и страхи.

Его следующий роман Дело Гэлтона (The Galton Case, 1959) стал настоящим прорывом, где автор впервые говорит о многих личных темах: давлении прошлого, стремлении к самобытности. Здесь появляются сложные эпизоды на острые социальные темы, поднимаются вопросы коррупции, власти денег.

Романы первой половины 60-х годов начинают получать признание у критиков и популярность среди читателей. А его роман Оборотная сторона доллара (The Far Side of the Dollar) опубликованный в 1965 получил хвалебные отзывы от лучших критиков по обе стороны океана, а также присуждение Золотого кинжала и почетный титул председателя Ассоциации детективных писателей Америки. В следующем году выходит экранизация его первого романа Живая мишень, где Арчер, назван Харпером (Harper), подобная шумиха способствовала переизданию всех его романов в мягкой обложке, а совокупный доход позволил приобрести свой дом неподалеку от Санта Барбары.

В этот период Кеннет вместе с женой становятся активными защитниками окружающей среды: они выступают за сохранение гнездовий кондоров в Калифорнии, позднее они активно участвуют в акциях протеста против крупного разлива нефти у побережья Санта-Барбары. Этот интерес находит свое отражение в книгах, следующие детективы Огонь в каньоне Койот (Coyote Canyon fire), Подпольный человек (Underground Man, 1971) и Спящая красавица (Sleeping Beauty, 1973).

Романы этого периода довольно успешны, но кульминацией становится роман Прощальный взгляд (The Goodbye Look), рецензию на него печатают на первой странице Нью-Йорк таймс, где Уильям Голдман дает очень лестный отзыв всей серии, называя ее лучшей детективной серией из когда-либо написаны в Америке. Роман в течение 14 недель держится в списке бестселлеров в Нью-Йорк таймс.

Несмотря на огромную популярность и невероятные выручки от продаж романов семья Милларов продолжала вести очень скромный образ жизни, возможно потому что Кеннет, считал, что деньги развращают. Они ели простую пищу и носили обычную одежду из супермаркета, а по поводу покупки дома Кеннет высказывался, что очень должно не мог себе найти места, поскольку считал это не совсем уместным поступком.

Последние свои романы Миллар публикует с некоторыми перерывами. Так роман Спящая красавица вышел в 1973 году, а Голубой молот в 1976. За это время он был избран Великим мастером, особым титулом за литературные достижения награждала Американской ассоциации детективных писателей. После завершения романа Голубой молот, Кеннет Миллар начал испытывать провалы в памяти и временное замешательство, а врачи обнаружили у него болезнь Альцгеймера.

Писатель скончался 11 июля 1983 года в возрасте шестидесяти семи лет.

Добавить комментарий