Кеннет Миллар и Росс Макдональд

Росс Макдональд

Американский автор Кеннет Миллар, больше известный по своему псевдониму Росс Макдональд, заслужено считается одним из трех великих мастеров крутого детектива. Миллар блестяще усвоил основы жанра заложенные Дэшилом Хэмметом и Реймондом Чандлером. Но гениальность американского писателя в том, что он не просто подражает основоположникам, а прежде всего, умении модифицировать детектив, придать ему непривычную дотоле чувственность, исследовать психологические основы человеческого поведения. Хотя его произведения написаны в «мягком стиле», в них не менее остро отражены моральные и психологические проблемы, стоящие перед героями. Миллар подобно Хэммету и Чандлеру написал не так много произведений, его перу принадлежат двадцать четыре романа, некоторые из них написаны в годы, когда он еще был безвестным начинающим автором, но главное достижение — это романы о Лью Арчере, написанных между 1949 и 1976 годами, сочетающих в себе высокое литературное качество и громкую славу детективного романа.

Кеннет Миллар (Kenneth Millar) родился 13 декабря 1915 года в небольшом городке Лос-Гатос в Калифорнии, но свое детство и юность Кеннет провел в Канаде, поскольку Джон Макдональд Миллар и Энни Мойер Миллар – его родители были канадскими гражданами. Вскоре после рождения сына родители вернулись в Канаду, но когда Кеннету исполнилось три года, отец оставил семью без всякого уведомления. Энни Миллер старалась работать, чтобы прокормить себя и сына, но брюшной тиф вынудил ее отдать мальчика в приют. Детство Кеннета прошло в постоянных переездах из приюта в приют, от родственников к родственникам. Уже будучи известным писателем, он вспоминал свое детство как жизнь в пятидесяти домах, в каждом из которых он совершил грех бедности.

В возрасте одиннадцати лет Кеннет впервые прочитал Оливера Твиста и сразу почувствовал родство этого бездомного английского мальчишки со своим детством. В конце концов родственники отдали его в школу Св. Иоанна, славившуюся своими строгими нравами, так что она больше напоминала военную академию. Здесь у него появились друзья, и мальчик понял, что в жизни все может быть не так сурово, но едва он собирался сбежать, на фондовом рынке случился крах, отчего Кеннет вынужден был провести в школе еще два года. Именно в эти годы будущий писатель окончательно осознал, что хочет кардинально изменить свою жизнь.

В 1930 году Миллар переехал в Китченер, небольшой городок в провинции Онтарио, где жил вместе с бабушкой и тетей в атмосфере абсолютной нищеты и суровой фундаменталистской морали. Он поступил в техническое училище, но по-настоящему его влекла литература, он зачитывался романами Достоевского, Кольриджа, Уилки Коллинза и Стивена Ликока. С другой стороны, его, как и большинство мальчишек того времени, влекло к нарисованным в комиксах приключениям фантастических героев. Одним из самых сильных книжных впечатлений стала книга Хэммета Мальтийский сокол. Под впечатлением от романа Хэммета, он и сам пробует писать, а его первый рассказ, некая пародия на приключения Шерлока Холмса, был опубликован в журнале училища.

После окончания в 1932 году училища Миллар почти год работает на ферме. Здесь его преследуют мысли о невозможности выбраться из нищеты. Но от матери ему досталось твердое убеждение, что он американец, а из детства — воспоминания о солнечной Калифорнии, как потерянном царстве.

Шанс уйти от своих бедных родственников появился у Кеннета, когда умер его отец, оставивший в наследство страховку на две с половиной тысячи долларов, которую Кеннет потратил на свое образование в Университете Западного Онтарио. Миллар специализируется на английском языке и истории, одновременно он старательно пишет и публикует свои рассказы. После смерти матери в 1935 году, он оставил университет, но после похорон еще с год колесил автостопом по Европе, прежде чем вернулся Онтарио, чтобы завершить образование.

Здесь в публичной библиотеке, Кеннет встречает свою бывшую одноклассницу — Маргарет Штурм (Margaret Sturm), с которой они обвенчались в июне 1938 года.

Еще год Кеннет провел в университете, чтобы получить квалификацию преподавателя, после чего получил приглашение на работу в Kitchener Collegiate Institute. Зарплаты преподавателя ему постоянно не хватает, и чтобы обеспечить семью Миллар пишет и публикует детские рассказы. В сентябре Маргарет слегла почти на год с больным сердцем и за это время смогла написать роман Невидимый червь, который приняли для публикации престижное издательство Даблдей. Так началась ее карьера как романиста, позднее в 60-е году Маргарет гораздо быстрее добьется успеха на литературном поприще, и будет помогать Кеннету.

В 1941 году Кеннет Миллар поступает в аспирантуру, где его преподавателем был У. Х. Оден, который и познакомил своего студента с творчеством Франца Кафки и Серена Къеркьегора. Он также убедил его, что детектив — это такая же литература как и прочие романы. Поэтому Миллар одновременно в докторской работой пишет шпионский роман Темный туннель (The Dark Tunnel), который был опубликован в 1944 году. В этом же году он был призван на военную службу, а поскольку он служил в ВМС ему довелось участвовать в боях в мае и июне 1945 года. За время службы он написал свой второй роман Трудности преследуют меня (Trouble Follows Me, 1946).

После демобилизации в марте 1946 года вместо возвращения в аспирантуру, Кеннет с женой и дочкой поселяются в Санта-Барбаре в Калифорнии, городе, который стал прототипом Санта-Терезы из романов о Лью Арчере. Здесь он достаточно быстро пишет два романа Голубой город (Blue City, 1947) и Три дороги (The Three Roads, 1948) — первые романы в жанре крутого детектива.

Из первых четырех романов, написанных Милларом наибольшей популярностью пользуется первый роман Темный туннель, первый тираж его был продан и издатели напечатали второй. Именно в этот момент в творчестве Миллара наступает перелом, он пишет детективный роман Живая мишень (The Moving Target), в котором появляется частный детектив Лью Арчер (Lew Archer). Несмотря не умеренные продажи Гильдия детективных писателей спонсирует второй тираж этого романа в мягкой обложке, именно этот формат принес Миллару большую часть доходов в 50-е и 60-е годы. Роман выходит под псевдонимом Джон Макдональд, Кеннет рассчитывал под своей фамилией в дальнейшем публиковать серьезные романы.

Осенью 1948 года Кеннет Миллар возвращается в аспирантуру для завершения докторской работы, посвященной психологической критике Сэмюэла Тейлора Кольриджа. Ученую степень он получил в феврале 1952 году, но от предложений продолжить академическую карьеру отказался.

В 50-е годы Миллар опубликовал восемь романов, из которых все кроме одного Встретимся в морге (Meet Me at the Morgue, 1953) связаны главным героем — Лью Арчером. Чтобы избежать путаницы с другим популярным автором — Джоном Д. Макдональдом, Миллар сперва добавляет к своему псевдониму имя Росс, а затем и вовсе убирает слово Джон, став таким образом Россом Макдональдом (Ross Macdonald).

В феврале 1956 года его единственная дочь Линда стала виновницей автомобильной аварии со смертельным исходом, в итоге суд дал ей 8 лет условного срока и определил принудительное психиатрическое лечение.

Это был большой удар по семье Милларов, они даже вынуждены были переехать в Менло-Парк неподалеку от Сан-Франциско. Здесь он впервые начинает ощущать наследие тяжелого детства. Вместе с дочерью он проходит курс психотерапии. В этот же период он убеждается в важности идей Зигмунда Фрейда и пишет детектив Думстеры (The Doomsters, 1958), в котором он пытался порвать с традицией Чандлера, но слабые продажи романа и огромные счета за лечение только нагнетают обстановку. Он пытался писать стихи, а также начал работу над не-детективным романов, основой для которого послужили бы воспоминания о детстве. Но преследующие неудачи заставили его вернуться к написанию романов о Лью Арчере. Удивительно, но именно здесь он смог выразить накопившиеся переживания и страхи.

Его следующий роман Дело Гэлтона (The Galton Case, 1959) стал настоящим прорывом, где автор впервые говорит о многих личных темах: давлении прошлого, стремлении к самобытности. Здесь появляются сложные эпизоды на острые социальные темы, поднимаются вопросы коррупции, власти денег.

Романы первой половины 60-х годов начинают получать признание у критиков и популярность среди читателей. А его роман Оборотная сторона доллара (The Far Side of the Dollar) опубликованный в 1965 получил хвалебные отзывы от лучших критиков по обе стороны океана, а также присуждение Золотого кинжала и почетный титул председателя Ассоциации детективных писателей Америки. В следующем году выходит экранизация его первого романа Живая мишень, где Арчер, назван Харпером (Harper), подобная шумиха способствовала переизданию всех его романов в мягкой обложке, а совокупный доход позволил приобрести свой дом неподалеку от Санта Барбары.

В этот период Кеннет вместе с женой становятся активными защитниками окружающей среды: они выступают за сохранение гнездовий кондоров в Калифорнии, позднее они активно участвуют в акциях протеста против крупного разлива нефти у побережья Санта-Барбары. Этот интерес находит свое отражение в книгах, следующие детективы Огонь в каньоне Койот (Coyote Canyon fire), Подпольный человек (Underground Man, 1971) и Спящая красавица (Sleeping Beauty, 1973).

Романы этого периода довольно успешны, но кульминацией становится роман Прощальный взгляд (The Goodbye Look), рецензию на него печатают на первой странице Нью-Йорк таймс, где Уильям Голдман дает очень лестный отзыв всей серии, называя ее лучшей детективной серией из когда-либо написаны в Америке. Роман в течение 14 недель держится в списке бестселлеров в Нью-Йорк таймс.

Несмотря на огромную популярность и невероятные выручки от продаж романов семья Милларов продолжала вести очень скромный образ жизни, возможно потому что Кеннет, считал, что деньги развращают. Они ели простую пищу и носили обычную одежду из супермаркета, а по поводу покупки дома Кеннет высказывался, что очень должно не мог себе найти места, поскольку считал это не совсем уместным поступком.

Последние свои романы Миллар публикует с некоторыми перерывами. Так роман Спящая красавица вышел в 1973 году, а Голубой молот в 1976. За это время он был избран Великим мастером, особым титулом за литературные достижения награждала Американской ассоциации детективных писателей. После завершения романа Голубой молот, Кеннет Миллар начал испытывать провалы в памяти и временное замешательство, а врачи обнаружили у него болезнь Альцгеймера.

Писатель скончался 11 июля 1983 года в возрасте шестидесяти семи лет.

Добавить комментарий