Лестер Дент

Лестер Дент

Лестер Дент – американский писатель, один из наиболее работоспособных и плодовитых, автор сотен рассказов, публиковавшихся в журналах 30-50-х годов. Создатель кумира многих поколений читателей, особенно мужского пола — Дока Сэвиджа.

Биография

Лестер Дент (Lester Dent) родился 12 октября 1904 года в Ла-Плата (Миссури, США), на ферме принадлежащей дедушке и бабушке (по матери) Джону и Элизе Норфолк. Лестер был единственным ребенком в семье Бернарда и Алисы Норфолк Дентов. Но вскоре после рождения сына, семья Дентов переезжает на ферму в Оклахому. Денты регулярно меняют место жительства, обживая новые приобретения в разных частях страны. В 1918 году Лестер вернулся в Ла-Плата, который стал постоянным местом писателя, если он не жил в Нью-Йорке или не путешествовал по миру в поисках приключений.

Как мы сказали, Лестер был единственный ребенок в семье, а потому рос одиноким и замкнутым. Его мать имела педагогическое образование, а потому начальную школу будущий писатель осваивал под надзором матери. Когда он в 14 лет попал наконец в школу, ему моментально присвоили статус изгоя, несмотря на его немаленькие физические параметры. Одноклассники постоянно подшучивали, что от его одежды воняет деревней. Дент не отличался успехами в учебе, даже по английскому языку. После окончания школы в 1923 году, он поступил в Чилликотский бизнес колледж, где планировал изучать банковское дело, но все забросил после того как познакомился с телеграфным делом. Дент узнал, как хорошо оплачивается работа телеграфиста, поэтому моментально устроился на курсы телеграфирования и год спустя уже смог устроиться на работу в Western Union Telegraph.

Вскоре ему потребовался помощник, так рекламируя среди студентов возможности телеграфа, он познакомился с Нормой Герлинг (Norma Gerling), которая сперва стала его помощницей, а затем женой. Подражая одному из сотрудников офиса, Дент начинает в свободные от работы время сочинять истории, отсылая их в разные журналы. Первые его рассказы были написаны без всяких жанровых ограничений, в них немыслимым образом переплетались боевик, приключения, детектив и рассказы о летчиках. Молодой писатель схватывал все на лету, а потому после нескольких замечаний редакторов, его истории обрели необходимые жанровые очертания. Объем написанного за всю жизнь Дентом огромен и с трудом поддается учету, вероятно первый рассказ Пиратский риф (Pirate Cay) вышел в сентябре 1929 года, а уже два года спустя его истории уже включают в сборники рассчитанные на определенную тематику Шесть рассказов о летчиках или Шесть детективов о Скотлент-Ярде.

Молодого автора приметили в крупном издательстве Dell Publishing Company, специализирующемся на издании журналов. Ему предложили переехать в Нью-Йорк и зарплату 500 долларов в месяц. Дент прибыл на новое место аккурат 1 января 1931 года. С наступлением Великой депрессии издательство на несколько недель сократило выплаты авторам, и неутомимый Дент захватив своего друга из Ла-Плата, Джаспера Мэдисона отправляется в Калифорнию, где в тот момент случилась золотая лихорадка. И пусть золота они намыли немного, Дент вернулся в Нью-Йорк с огромным багажом впечатлений, эмоций и идей, которые затем еще долгое время воплощал в своих рассказах.

Вынужденный перерыв в работе научил его и другой вещи. Дент понял, что больше сможет зарабатывать, не будучи штатным работником одного издательства. В 1932 год он публикует 26 новелл / повестей за год. Его истории большей частью были написаны в жанре вестерна, а под псевдонимами Дент публикует истории о летчиках, истории о войне и детективы. Именно работа фриланстером побудила его к созданию популярных историй в жанре детектива. Первые три серии о Линне Лэше для журнала Detective-Dragnet, о Ли Нейсе для Ten Detective Aces и серия о Фостере Фейдеспециалисте по криминалу для All-Detective Magazine написаны с использованием шаблонов классического детектива, где преступления расследуют эксцентричные частные детективы … диковинные и дурацие, в своем расследовании используя научные методы, вроде дедуктивного метода Шерлока Холмса.

Работоспособность Лестера Дента поражает издателей, но они не хотят портить репутацию журнала, публикуя в одном номере несколько историй одного автора. Тогда Дент идет на хитрость, он публикует в одном номере несколько историй: одну под своим именем, а другие, уже под псевдонимами. Правда с псевдонимами при такой работоспособности получались накладки, например, первые истории о Доке Сэвидже (Doc Savage), писатель опубликовал под псевдонимом Кеннет Робертс, после чего обнаружился реальный человек, автор историческим романов с таким именем, отчего все последующие истории публиковались под псевдонимом Кеннет Робсон (Kenneth Robeson). Издатель получил от этой заминки свою выгоду, согласившись на смену, после того как Дент подписал контракт обязавший его поставлять его 60 тысяч слов в месяц в этой серии. Правда серия была столь популярна, что к написанию историй о Доке со временем стали привлекать литературных негров, хотя за Дентом оставалось право на редактирование этой суррогатной продукции.

Рассказы для Черной маски

Лестер Дент был настоящей машиной по производству новых историй, он в среднем выдавал по 65 тысяч слов в неделю, внимательно и прилежно выписывая детали истории, поскольку не любил возвращаться и переделывать уже написанное. Ему было проще приступить к написанию следующей новеллы, а не возвращаться к переписыванию уже сделанного. Но даже несмотря на внимание писателя, качество при такой скорости работы оставалось невысоким. Вероятно, единственным исключением из этого правила являются две истории, написанные для журнала Черная маска (Парус — Sail;октябрь 1936 и Морской ангел — Angelfish; декабрь 1936).

Из переписки Дента и главного редактора журнала Джозефа Шоу, прозванного Кэп (Joseph “Cap” Shaw) мы знаем, что последний настоял на внесении нескольких изменений, повлиявших к лучшему на изложение истории. В своем письме Шоу предлагает: после внушительного перечисления деталей ввести событие, заставляющей читателя встряхнуться и снова сосредоточиться на истории, а также просит тщательно проследить согласованность точек зрения у разных персонажей.

Дент признавался, что именно тонкие и вдумчивые замечания Шоу, пробудили во мне обратить внимание на стиль, он соглашался, что написал массу продаваемого дерьма, а подобная работа приелась. Я постоянно и незаметно для себя соскальзываю в кучу слов, не связанных между собой.

В этих историях Лестер Дент описывает собственную историю. Вместе с женой они приобрели парусную лодку Альбатрос, на которой плавали вдоль Атлантического побережья и по Карибскому морю. Они даже пытались найти сокровища, но без особого успеха. Яркие впечатления, оставшиеся после этих поисков, послужили вдохновением для многих из историй Дента. А по его рассказам был снят документальный фильм.

Рассказ Парус описывает историю высокого, мускулистого человека с обветренным лицом, который проявляет чудеса изобретательности, чтобы избежать опасностей, грозивших ему во время поисков затонувшего катера Госпожа Удача, на котором перевозились ювелирные украшения.

В рассказе Морской ангел две конкурирующие нефтяные компании соперничают за геологическую карту с данными о богатых месторождениях, для чего одна из фирм организует поддельное нападение и ограбление, с целью перехитрить конкурентов.

Рассказы Лестера Дента которые часто упоминаются в словарях и справочниках о детективе. Для крутых детективов был характерен стиль с яркими и красочными фигурами речи, который служили украшением для небогатых, а чаще невзрачных пейзажей. Стиль Дента был полной противоположностью — яркие морские пейзажи и колоритные описания героев, сочетались с крайне скудным стилем.

Док Сэвидж

Американские издатели в период расцвета журнальных публикаций вели между собой непримиримую войну за популярных авторов, используя при этом не совсем честные приемы. К примеру, Лестер Дент публиковал свою самую популярную серию под псевдонимом Кеннет Робсон (Kenneth Robeson), по настоянию издателя, владеющего правами на данный псевдоним. В России не издано ни одного произведения под настоящим именем автора, зато в годы перестройки вышел замечательный четырехтомник лучших историй о самом популярном герое Дента — Доке Сэвидже (Doc Savage), а библиотекари даже именитых библиотек часто путают имя и псевдоним автора, заводя каталожные карточки на имя Кеннета Робсона. Впрочем, путают не только библиотекари, за многолетнюю историю издания серии историй о Доке, даже американский редактор заспался и один рассказ (Заброшенный череп на мелководье — The Derelict of Skull Shoal, Март 1944) был опубликован под настоящим именем автора.

Док Сэвидж

Формально права на серию принадлежали издательству Смит и Стрит. Его руководители Генри Рабсон (Henry Rabson) и Джон Нанович (John Nanovic) создали план-шаблон и подробное описание главного героя. Они очень надеялись, что видный во всех смыслах персонаж привлечет внимание читателей. А потому Док Сэвидж предстает перед читателями гигантом не только в физическом смысле, но и в интеллектуальном. Истории о Доке выходили в отдельном ежемесячном журнале, названном по имени главного героя — Журнал Дока Сэвиджа (Doc Savage Magazine). Но Лестер Дент также вложил немало труда в это детище, ведь он подписался поставлять 60 тысяч слов каждый месяц. Нехитрая арифметика указывает на тот факт, что в день Дент должен был писать по 2 тысячи слов о Доке. Немного, но надо учитывать тот факт, что серия непрерывно выходила на протяжении 14 лет. Это — блестящий пример литературной плодовитости, а если учесть, что помимо этого у него выходили другие истории в других издательствах.

Когда Дент за десятилетие исписался и поднадоел читателям, к работе привлекли других писателей, которые впрочем должны были выполнять исключительно вспомогательные функции, а сюжет и обширные ключевые фрагменты по-прежнему оставались в ведении Лестера Дента. Писатель сам написал 165 из 181 истории о Доке.

Кларк Сэвидж младший (Clark Savage Jr.) больше известный по своей кличке Док — гигант во всех смыслах, интеллектуально и физически. Его отличительным признаком является бронзовый цвет кожи. Если американские читатели, особенно старшего возраста хорошо знакомы с приключениями этого героя, в России, точнее в Советском Союзе этот суперпопулярный герой оставался практически неизвестным, потому мы приведем подробное описание героя, в очередной раз внезапно появившегося в одной из многочисленных историй.

Огромный бронзовый парень тихо вышел из джунглей и одним выстрелом уложил туземца, как если б все это было тысячу раз отрепетировано. Его удивительные бронзовые черты не дрогнули и никоим образом не показывали, что это безмолвие призрака, с которым он двигался, было чем-то необычным, или эта победа над вооруженным противником была чем-то из ряда вон выходящим. Как ни странно, в самом бронзовом гиганте было столько необычного, что, казалось, от него, скорее всего, можно было ожидать чего-то невероятного. В нем было нечто большее, чем его огромность. Сухожилия на его руках напоминали круглые напильники, а все его мускулы были как будто сделаны из проволочных тросов, которыми скрепляют крылья самолетов. Он был обнажен по пояс. Его мощная мускулатура поражала своей пропорциональностью, так что в одежде и с некоторого расстояния Док Сэвидж был бы похож на Геркулеса не больше, чем любой другой обычный человек. Возможно, самой замечательной чертой бронзового гиганта были его глаза, напоминающие озера переливающегося золота, всегда волнуемые какой-то скрытой силой. Они обладали каким-то сверхъестественным качеством, покоряющим, гипнотизирующим свойством.

Обычная для Дока работа — героически спасать мир. Он сменил на этом посту своего отца, скончавшегося от загадочной красной смерти, за несколько недель до вступления сына в должность, точнее смерть отца подтолкнула Дока подхватить и продолжить благородное дело.

Док — сирота, мать умерла при его рождении, отца постоянно не было дома, поскольку он был занят выполнением очередного героического подвига. После его смерти, за дело берется Док, который как оказалось отлично к этому подготовлен.

В поздних произведениях писатель возводит биографию своего супергероя одновременно к Тарзану, Шерлоку Холмсу и Арсену Люпену. Он также обладает сверх-способностями: свободно владеет 50 языками, и хорошо знает сленг, различных маргинальных народностей, а также он играет на скрипке, великолепный спортсмен и изобретатель. Когда Доку исполнилось 15 лет, из-за его комплекции приняли в ВВС, но во время Первой мировой войны, он был сбит и попал в плен к немцам. Пройдя через лагеря военнопленных и вернувшись домой, Док поступил в Университет Джона Хопкинса, где учился на хирурга. Затем продолжил обучение в Вене у знаменитого Зигмунда Фрейда. В 1928 году Док построил в штате Нью-Йорк засекреченный колледж, основной целью которого было лечение ряда преступников и последующая адаптация их в обществе.

Лестер Дент великолепно передает колорит и детали самых экзотических уголков мира, в которые попадает его герой, ведь жизнь и работа Дока полны стремительных перемещений по всему свету. За время своих приключений Док появляется на 5 континентах, и разгадывает самые загадочные явления древних цивилизаций. Он регулярно сталкивается с монстрами и злодеями (Максимус — человек высотой в восемь футов; двойник Адольфа Гитлера, не менее злобный и испорченный тип).

Гигант всегда спасает попавших в беду, после чего возвращаясь в свою штаб-квартиру, больше известную как Логово Чародея. Фантастического героя окружают не менее экзотические друзья и помощники: Ренни — инженер, гигантского телосложения, Длинный Том — эксперт по технике, худощавый и высокий Джонни — геолог и физик, Монах — великолепный специалист по химии, хотя в жизни больше напоминает обезьяну, и Хэм — адвокат.

Большинство историй о Доке Сэвидже написаны в жанре детектива, разворачивающегося на экзотическом фоне, где герой не только расследует и раскрывает головоломку, но и наказывает злодея. Приключенческий характер подчеркивается колоритом окружающей обстановки. Персонажи стереотипные шаблоны — злодей-азиат, смельчак летчик, охотник за сокровищами, сверхчеловеческий монстр. Характеры описаны минимальными средствами, но основную функцию выполняют имена. Большинство женских персонажей также больше напоминают персонажей комиксов — соблазнительная блондинка, рыжая бомба со взрывным характером.

Сюжеты серии состоят из блоков, которые можно собрать и классифицировать. Уникальные в романах только фоновые описания, а события, служившие основой для сюжета, Дент обычно черпал из газетных новостей и чтения научно-популярных журналов, он был очень увлечен техникой.

Лестер Дент идеально подходил для сочинения подобной серии. Страсть к приключениям, экзотическим путешествиям, и богатое воображение писателя неустанно плодило новые и новые ситуации, технические новинки и глобальные угрозы миру, описанные в серии, созданы настоящим профессионалом своего дела, влюбленным в работу. Издатели подбирали именно такого автора как Дент, но были поражены сочетанием его трудолюбия и таланта.

Истории о Доке Сэвидже выходили ежемесячно с марта 1933 по март 1947, но из-за резкого падения читательского спроса на журналы, издатели вынуждены были прервать серию и запустить новую — Научный детектив. Но успеха это не принесло, второй краткий период публикации историй о Доке продолжался с осени 1947 по лето 1948. Это непродолжительное время журнал выходил ежеквартально, но в итоге журнал был закрыт.

Литература о Доке и число поклонников серии было столь велико, что журналы продолжали выходить благодаря поддержке читателей, а в 80-е годы они перешли на электронный формат и сегодня истории выходят на сайте.

Смерть на взлетной полосе

Рынок журнальных детективов в 40-е годы начал мельчать, а к началу 50-х годов окончательно высох. Один из мэтров журнальных публикаций Лестер Дент пытался на протяжении этого десятилетия активно экспериментировать с различными типами историй в нескольких жанрах. Один из наиболее удачных экспериментов серия историй о Чансе Маллое (Chance Malloy), который впервые появился в рассказе Смерть на взлетной полосе (Dead at the Take-Off, 1946) в журнале Криминальный клуб Даблдей.

Маллой — состоятельный мужчина, тридцати-девятилетний холостяк, занимающийся полетами в Южную Америку. Его попытка купить освободившиеся после военных операций самолеты, притормаживает по политическим причинам сенатор Лорд. Маллой не привык пасовать перед трудностями, и он пытается найти подход к сенатору. Бизнесмен отправляется в Нью-Мексико, где отдыхает дочь сенатора Джанет и пытается невзначай знакомиться с ней, с тайной целью добиться расположения ее отца.

Но происходит непредвиденное. В перестрелке с местными бандитами убит племянник сенатора, о чем моментально становится известно. Джанет знает также, что племянника убили из-за того, что он пытался шантажировать своего могущественного родственника. Но никто не знает, что сенатор просил лишь припугнуть своего зарвавшегося родственничка, а убийство целиком лежит на совести местных гангстеров.

Маллой и Джанет опасаются за свою жизнь и пытаются избежать подобной участи. В финале романа между Джанет и Маллоем намечается будущий роман.

Критики разошлись во мнениях и оценках этой истории. В своем эссе Вслед за бронзовым человеком (After the Bronze Man) Роберт Сэмпсон пишет, что Маллой напоминает Дока Сэвиджа, своим стремление к совершенству и попыткой избежать любого компромисса, даже слегка намекающего на сомнения в моральном плане. Другие рецензенты отмечали, что Лестер Дент в очередной раз создал захватывающую историю, но если вглядеться в детали, возникают вопросы в связи с ее разнородностью и несогласованностью.

А Дент продолжил радовать своих поклонников продолжением историй о Маллое. Большинство этих историй написаны как под копирку: трудности в бизнесе, жизнь женщины под угрозой, стремительные действия героя приводят к счастливому хэппи-энду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика