Американский писатель Мелвилл Дэвиссон Пост, известен как автор, предвосхитивший появление судебного детектива.

Биография

Мелвилл Дэвиссон Пост (Melville Davisson Post) родился 18 апреля 1869 года в Западной Виргинии. Родителя Мэлвилла были богатыми фермерами, поэтому счастливое детство будущего писателя прошло на ферме, где он на всю жизнь впитал дух крестьянской жизни и смог это блестяще отобразить в своем творчестве.

Родители дали возможность получил юридическое образование в Университете Западной Вирджинии, где он проработал почти 11 лет после окончания университета юристом по уголовному и корпоративному праву. Юридическая практика послужила основным материалом для создания нового жанра судебного детектива, рассказа где главным героем является адвокат, а в основе сюжета лежит не разгадка тайны и распутывание головоломного преступления, а сбор доказательств и защита обвиняемого в суде.

Пост знаменит своими историями о дядюшке Эбнере, который входит в четверку первых вместе с Огюстом Дюпеном, Шерлоком Холмсом и отцом Брауном, а также циклами рассказов о сэре Генри Маркизе и Рэндольфе Мейсоне.

Первые рассказы Поста посвящены, основаны на богатом юридическом опыте автора, а главным героем является адвокат Мейсон. В первом же сборнике рассказов Странные дела Рэндольфа Мейсона (The Strange Schemes of Randolph Mason, 1896), Посту удалось нащупать новый раздел в детективном жанре, сегодня мы подобные произведения обычно называем судебной драмой.

Основное действие рассказов Пост переносится за судебные двери. Расследование и детали преступления становятся не более чем второстепенными деталями сюжета. Основное начинается позже, когда злоумышленник оказывается на скамье подсудимых, а Мейсон пытается выручить его от правосудия, используя в качестве орудия закон. Вооруженный юридическими знаниями, острым умом и при всем при этом лишенный моральных основ, Мейсон с легкостью обнаруживает лазейки в законе и помогает своим клиентам использовать их, пренебрегая дух закона, но строго соблюдая его букву. Благодаря использованию реальных законов, которые были знакомы практически любому читателю и блестящей юридической интерпретации рассказы превращались в инструкции как уйти от безжалостного правосудия. И действительно, уже через год в Чикаго состоялся процесс над неким Адольфом Лютгертом, которого обвиняли в преступлении один в один похожим на ситуацию описанную в самом известном рассказе Поста — Corpus Delicti. Но поскольку законы разных штатов отличались, вердикт суда был совершенно иным, чем в рассказе. Последовавшие за первым сборником Последнее средство (The Man of Last Resort, 1897), Человек, который исправлял судьбы (The Corrector of Destinies, 1908) продолжают сюжеты и идеи, заложенные в первом сборнике. Кроме того, Пост и сам довольно успешно занимался юридической практикой и участвует в политических играх, в 1924 году даже неудачно пытается баллотироваться на пост президента США.

Рассказы Поста были рождены из американского менталитета, в котором правосудие был одним из столпов, на котором держался мир. Но влияние, которое они оказали на американскую литературу трудно переоценить. Можно нарушить любой закон и не поплатиться за это, если умело закрутить, — скажет один из героев Эрла Стенли Гарднера, о герое первого сборника рассказов Поста — адвокате Мейсоне, а сам писатель признается, что позаимствовал подобные идеи у своего гениального предшественника.

Сложно отрицать, что самый известный персонаж романов Гарднера, адвокат Перри Мейсон, также был назван в честь своего старшего коллеги. Некоторые исследователи отмечают, что сюжетные ходы и элементы рассказов Поста также были использованы другим классиком — Уильямом Фолкнером, когда писатель пытался подработать написанием произведений детективного жанра.

Другим, не менее известным персонажем рассказов Поста был дядюшка Эбнер. Этот провинциальный детектив живет в глуши и строит собственную систему правосудия на богатой эрудиции, распространяющейся на любые сферы повседневной жизни и библейские принципы. А острый и наблюдательный дар использует для решения сложных для простых жителей американского городка, задач. Например, распутывая дело с обвинением глухого, он доказывает, что подозреваемый не мог написать документ, поскольку в нем была замечена именно фонетическая ошибка.

Американский писатель был страстным наездником, поэтому во время одной из своих конных прогулок упал из седла, что привело к смертельному исходу. Скончался Мелвилл Дэвиссон Пост 23 июня 1930 года.

О творчестве

Дядюшка Эбнер

Дядюшка Эбнер (Uncle Abner) — вымышленный персонаж детективных рассказов Мелвилла Дэвиссона Поста. Один из самых популярных частных сыщиков Америки начала XX века.

Место жизни и расследований дядюшки Эбнера — американская глубинка, где-то на территории Западной Вирджинии. Дядюшка Эбнер описывается как большой, плечистый с огромной грудью, саксонского типа, но мощный торс несмотря на годы, не набрал ни грамма лишнего веса… Его лицо напоминало Кромвеля, особенно скулы, серые глаза были образцом спокойствия, словно глубь летнего неба. Следует добавить упоминание о громоподобном голосе дядюшки, напоминающем голоса библейских пророков.

У Эбнера своеобразные взгляды на юридическую систему: Закон не всегда справедливость… Я думаю, каждый человек знает. что это такое…, но вера в конечную справедливость, несмотря на изменчивость событий, была достойна удивления и восхищения.

Эбнер — холостяк, придерживающийся строгих религиозных принципов. Основой его этической системы является библейские принципы, поэтому большинство решений в криминальных историях, Эбнер подкрепляет ссылкой на библейские цитаты. Во многом этот портрет схож на описание самого Мелвилла Девиссона Поста, который в 1903 году потерял своего полуторагодовалого сына, который умер от тифа, а в 1919 году от пневмонии скончалась его жена. Сам Пост придерживался строгих религиозных взглядов, первая его книга (Школьный учитель, 1922) в которой воскресший Иисус возвращается в виде школьного учителя. Некоторый из рассказов об Эбнере напоминают пересказ на современный лад, классических историй из Ветхого Завета.

Первый сборник рассказов о дядюшке Эбнере вышел в 1918 году и содержал 18 рассказов. Все рассказы ведутся от имени маленького мальчика Мартина Эбнера, племянника дядюшки-детектива. Большая часть информации поступает, поскольку племянник сопровождает своего дядю, но иногда юный Мартин подслушивает вольно или невольно становится свидетелем тайных сцен.

Большинство сюжетов строится вокруг расследования убийств и краж, которые совершаются в повседневной жизни. Расследование дядюшка Эбнер проводит по всем правилам классического детектива. Улики и свидетельские показания позволяют Эбнеру найти преступника.

Избранная библиография

Серия о Рэндольфе Мейсоне

The Strange Schemes of Randolph Mason, 1896
The Man of Last Resort: Or, The Clients of Randolph Mason, 1897
The Corrector of Destinies, 1908

Серия о дядюшке Эбнере

Uncle Abner, Master of Mysteries, 1918
The Methods of Uncle Abner, 1974

Романы

The Nameless Thing, 1912
The Mystery at the Blue Villa, 1919
The Sleuth of St. James’s Square, 1920
Monsieur Jonquelle, Prefect of Police of Paris, 1923
Walker of the Secret Service, 1924
The Revolt of the Birds, 1927
The Bradmoor Murders, 1929 (also known as The Garden in Asia)
The Silent Witness, 1930

Добавить комментарий