Патриция Хайсмит

Патриция Хайсмит

Патриция Хайсмит, урожденная Мэри Патриция Плэнгман (Mary Patricia Plangman) родилась 19 января 1921 года в Форт-Уорт (Техас, США). Мэри была единственным ребенком Джея Бернарда Плэнгмана, художника-графика немецкого происхождения и Мэри Коутс Плэнгман, работавшей иллюстратором и дизайнером одежды. Родители Патриции развелись за пять месяцев до ее рождения, поэтому с отцом будущая писательница познакомилась только когда ей исполнилось 12 лет. Как она описывает, он мне понравился, но мы не знали что сказать друг другу. Детство Патриции прошло вместе с Дэном Коутсом, двоюродным братом, под присмотром бабушки.

В 1925 году мать Патриции вышла замуж за Стэнли Хайсмита, иллюстратора рекламной продукции, а спустя два года семья в полном составе перебралась в Нью-Йорк. В своем интервью писательница признавалась, что переезд обернулся для нее травмой, что-то во мне разбилось, когда я уехала от бабушки, с тех пор я была полностью погружена в себя. Стэнли Хайсмит официально так и не стал ее отцом, но когда мать оформляла Патрицию в школу, в документах ее записали как Патрицию Хайсмит (Patricia Highsmith). Позже она решила оставить эту фамилию как дань благодарности бесконечно терпеливому и честному человеку.

Насколько Патриция любила своего отчима, настолько она не любила родную мать. Она обвиняла собственную мать в склочности и эгоизме, а также в развале обеих браков. Почему бы мне не любить свою мать? — на такой откровенный вопрос Хайсмит отвечает с разящей прямотой. — Во-первых, потому что она превратила мое детство в настоящий кошмар. Во-вторых, потому что сама она никого и никогда не любила — ни моего отца, ни моего отчима, ни меня. Биографы выяснили, что ее мать когда еще была беременна Патрицией, в попытках совершить аборт она прибегала к сомнительному средству — питьевому скипидару.

В попытках уйти от постоянных склок и скандалов Патриция замыкалась в себе и пыталась найти радость в чтении. В тесной двухкомнатной квартирке она погружалась в чтение Достоевского, Диккенса, Эдгара По, Генри Джеймса, Стивенсона и Хью Уолпола. Но больше всего она была очарована книгой Карла Меннингера Человеческий разум, в которой он исследовал фрейдистский принцип стремления к смерти и пристальным образом разбирал клептоманию, склонность к садизму и к серийным убийствам. После ее прочтения у Патриции возникло чувство, что любой внешне нормальный человек на улице, или сосед, может обладать целым букетом извращений или даже быть убийцей.

Во время обучения в школе она обнаружила, что способна заворожить слушателей своими рассказами, после того как прочла перед классом отчет о поезде в Пещеры Вирджинии, где видела двух мальчишек охотящихся за кроликом по темным коридорам и лабиринтам. Первые рассказы и стихи юного дарования появились в журнале Синяя птица, периодическом издании Высшей школы Ричмонда, где училась Патриция. А рассказ Слишком хороший человек (Mighty Nice Man), который включал цитаты из романов Марселя Пруста и Вирджинии Вульф получил первую премию на школьном литературном конкурсе.

Закончив школу, в 1938 году Хайсмит поступила в Колледж Барнарда при Колумбийском университете, где изучала английский язык, латынь и греческий. С завидной частотой ее публиковалась в периодическом издании колледжа Barnard Quarterly, пока сама не стала редактором журнала. Уже здесь проявляется ее стремление перейти черту, писать о запретном, выйти за границы допустимого. Ее рассказ Героиня (The Heroine), повествующий о гувернантке, устроившей пожар, чтобы спасти детей ее работодателей, написанный еще в 1941 году был отклонен главным редактором студенческого журнала, но был опубликован в 1944 году в престижном Harper’s Bazaar, а еще спустя два года вошел в сборник Лучшие рассказы О. Генри 1946 года.

После окончания колледжа в 1942 году, Хайсмит сняла комнату на 60-ой стрит на Манхэттене и влачила жизнь, подрабатывая сочинением комиксов (Супермен и Бэтмен). В попытках продолжить творческий путь, она пыталась писать рассказы и погрузилась в богемную жизнь Гринвич-Виллидж, где встречалась с Трумэном Капоте, Полом и Джейн Боулз, а также Карсоном Маккалерсом. В 1943 году ей удалось на пять месяцев вырваться в Таско в Мексике, где активно работала над незаконченным романом под названием Нажать на закрытие (The Click of the Shutting). Роман посвящен взаимоотношениям двух мальчишек из Нью-Йорка, образ который станет стандартным для творчества Хайсмит, встречи, близкая дружба двух людей, непохожих друг на друга.

После возвращения из жаркой Мексики ей приходится снимать неотапливаемую комнату, где писательница начинает работу над романом Незнакомцы в поезде (Strangers on a Train). После того как первые главы романа получили отказ из шести издательств, и не имея средств к существованию, Хайсмит переезжает в Яддо (Yaddo), колонию художников в городе-курорте Саратога-Спрингс, близь Нью-Йорка. Ее допустили в элитный клуб по личной рекомендации Капоте, композитора Дэвида Даймонда и Мэри Луиз Асуэлл, главного редактора Harper’s Bazaar. Здесь, свободная от внешнего давления, в идеальной рабочей среде, Хайсмит переписывает Незнакомцев с нуля.

Во время жизни в Яддо Патриция обручилась с Марком Бранделом (Marc Brandel), таким же как и она, начинающим писателем, но помолвка была расторгнута незадолго до свадьбы. Официальной причиной стала боязнь Хайсмит перед материнством, у меня не хватило бы терпения воспитывать детей.

Первое же издательство, получившее рукопись романа Незнакомцы в поезде приняло его к публикации. Книга вышла в 1950 году, и практически моментально последовал запрос на экранизацию романа от мастера саспенса Альфреда Хичкока. Права были проданы за 6 800 долларов, а к работе над сценарием привлекли другую звезду литературы Реймонда Чандлера. Но противостояние двух упрямцев (Хичкока и Чандлера) продолжалось недолго, в результате последний был заменен на Цензи Ормонда, а съемки фильма начались в 1951 году. Фильм сделал Патрицию Хайсмит в одночасье известной не только в США, но и в Европе.

Оцените статью
Добавить комментарий