Ричард Скотт Пратер

Ричард Скотт Пратер – американский писатель, автор серии популярных романов о частом детективе Шелле Скотте.

Биография

Ричард Скотт Пратер (Richard Scott Prather) родился 9 сентября 1921 года в Санта-Ана (Калифорния, США). Пратер писал популярные романы в стиле крутого детектива. Большая часть его книг (35 из 40)  — это серия о частном детективе Шелле Скотте (Shell Scott). Романы Пратера, особенно ранние, сильно смахивают на детективы Микки Спиллейна, в них много действия и гора трупов. Но со временем романы Пратера приобретают собственную окраску и больше напоминают произведения Бретта Холлидея, или истории об Оперативнике из агентства Континентал.

Во время Второй мировой войны Ричард Пратер служил в торговом флоте, а после ее окончания работал на базе ВВС США в Калифорнии. К занятию литературой он обратился в самом конце 40-х годов. Его первый роман Дело об исчезнувшей красотке (The Case of the Vanishing Beauty), вышел в 1950 году, и описывал проблемы связанные с наркоманией. Книга вошла под 16 номером в список 150 самых продаваемых детективов за 70 лет. Герой написанный в стиле Спиллейна — жесткий и непримиримый борец со злом 2-метровый бывший морской пехотинец, который теперь работает частным детективов, и чаще решает вопросы кулаком, чем головой, стал героем почти трех десятков детективов, написанных Пратером за 25 лет. Как и другие писатели, публиковавшие свои романы в журналах, писал много. Особую известность его творчества получило после публикации в 1952 году несерийного романа Поставщик (The Peddler), в котором рассказывал историю о 19-летнем молокососе, который пытается всеми силами получить место в криминальной организации Сан-Франциско. Для того чтобы доказать, что свою профпригодность начинает убивать людей направо и налево, стремясь добраться до главного босса. Сходный сюжет в романе У.Р. Бернетта Маленький Цезарь, который сегодня кажется избитым и невыразительным, в то время вызвал сенсационную реакцию, читатели были шокированы изображением героя, его мотивами и отсутствием всяких моральных принципов.

В отличие от мрачных описаний, свойственных жанру черного романа (нуар), серия романов о Скотте написана в комичном ключе, а автор намерено уходит от проблем, свойственным этому жанру, используя фантастические эпизоды, например, в какой-то момент герой Пратера использует наполненные природным газом воздушные шары, чтобы уйти от погони. Подобно героям Бретта Холлидея, Скотт регулярно попадает в неловкие ситуации, например, ему приходится расследовать убийство в колонии нудистов.

В 1975 году у Пратера случился конфликт с издательством, из-за которого писатель бросил писать и занялся выращиванием авокадо. Спустя 11 лет он выпустил еще два романа в самой популярной серии, а уже после смерти автора в 2011 году был опубликован его последний роман, восстановленный по рукописям и черновиками.

Многие критики хвалили Ричарда Пратера за изобретательность и нестандартные повороты сюжета, но ведущие знатоки жанра обвиняли его в ребячестве, а Отто Пензлер отказался включить статью о Пратере в свою известную энциклопедию детектива.

О творчестве

Шелл Скотт

Шелл Скотт (Shell Scott, полное имя Шелдон Скотт (Sheldon Scott)) — главный герой серии популярных детективных романов американского писателя Ричарда С. Пратера. Скотт отличается от других многочисленных частных детективов Америки своей экзальтированными привычками и внешностью. В прошлом он морской пехотинец, предпочитающий бурбон любому другому напитку, а сегодня он частный детектив с белым ежиком на голове, половиной уха (вторую половину потерял в боях при Окинаве), сломанным носом и массивным телосложением.

У него есть личный автомобиль и странные гардероб, в котором одежда всех цветов и оттенков. Скотт большой дамский угодник, а потому в романах регулярно появляются новые и новые красивые и легкодоступные женщины. Скотт является предшественником альтернативного образа жизни, свойственного 60-м годам, и отчасти напоминает Трэвиса Макги, описанного Джоном Д. Макдональдом.

Скотт впервые появляется в первом романе Пратера — Дело об исчезнувшей красотке (The Case of the Vanishing Beauty, 1950). Патриот и антикоммунист, он сражается с целым рядом всевозможных пороков от наркомании до коррупции, не желая при этом отказаться от своей сытой и красивой жизни. В книгах Пратера грубоватый и примитивный юмор, а также автор избегает пространных философских или моральных рассуждений. В ранних романах Скотт борется с несправедливостью или бдит за общественным порядком, но со временем в основу сюжета ложатся странные истории о герое в нелепой ситуации (расследование убийства среди нудистов или появление Скотта на похоронах гангстера, которого он сам и застрелил).

Рассказы о Шелле Скотте были собраны в нескольких томах и изданы отдельными книгами.

Из статей

Ричард Пратер и его детективы

Американский писатель Ричард Скотт Пратер родился 9 сентября 1921 года в городе Санта-Ана, штат Калифорния. Окончил школу в 1941 году. Во время Второй мировой войны служил в частях военно-морского флота. После демобилизации состоял в гражданском персонале обслуживания военно-воздушной базы в Риверсайде. С 1949 года профессиональный писатель и фермер.

Свой первый роман о бесшабашном сыщике Шелле Скотте под названием Дело об исчезнувшей красотке (Case of the Vanishing Beauty) Pичард Пратер опубликовал в 1950 году. За ним последовала серия из 34 романов, получившая в США огромную популярность. Работа над серией заняла у Пратера двадцать пять лет, но за это время его герой не постарел ни на день — он так и остался тридцатилетним здоровяком. В Шелле Скотте читатель без труда обнаружит сходство с Майком Хаммером и Дэном Тернером, героями известных писателей Спиллейна и Беллема. Но в чем-то он и отличается от них — в первую очередь, верой в свою счастливую звезду, легким характером и полными едкой иронии репликами и фривольными шутками, особенно на темы секса. В романах о Шелле Скотте льется кровь, плетутся сложные интриги, не обходится и без прекрасных дам и соленых шуток — короче, это развлекательное, но не банальное чтение.

До своего появления на страницах романов Шелл Скотт служил на флоте и даже воевал на Тихом океане во время Второй мировой войны. После демобилизации он выбирает профессию частного детектива и поселяется в Голливуде, самом экзотичном и беспокойном месте США. Стоит только Шеллу покинуть свои скромные апартаменты со множеством аквариумов, населенных тропическими рыбками, как он тут же попадает в самые невероятные переделки. Возможно, такой своей планидой он обязан незаурядной внешности, самой яркой чертой которой всегда были коротко стриженные, практически белые волосы (некоторые из самых язвительных критиков Ричарда Пратера утверждают, что это единственное, чем Шелл Скотт может гордиться). Читателю также запомнятся его сломанный нос и особый излом бровей.

Шелла Скотта нельзя отнести к идейным борцам с преступностью. Он скорее искатель приключений, герой с крепкими кулаками и крепким лбом, который то и дело оказывается в критических ситуациях, но получает от этого удовольствие. Стоит заметить, что Скотт откровенно не любит коммунистов и им подобных, но конечно же не политические пристрастия, а не терпящий уныния характер вызывает к нему симпатию многочисленных поклонников.

Создавая свои первые произведения, Ричард Пратер вывел на их страницах типичного частного детектива. Но постепенно его приключения становятся все более необычными и пикантными. Так, в романе Обнажись для убийства (Strip for Murder) детективное расследование заводит его в лагерь нудистов, и уже вскоре он становится признанным вожаком энтузиастов, предпочитающих заниматься физкультурой в натуральном виде. В дальнейшем фантазия автора заставляет новоявленного нудиста спасаться бегством на воздушном шаре. В другом романе Танец с мертвецом (Dance with the Dead) сыщик превращается в зомби, а роман Скачки на большом жеребце (Ride a High Horse) вообще не предназначен для слабонервных — столько в нем насилия и крови.

Скотт, не в пример героям многих детективных произведений, не чурается сотрудничать с полицией. Его лучший друг, капитан Фил Сэмсон, руководит отделом по расследованию убийств департамента полиции Лос-Анджелеса, и без его помощи, а также без помощи его светло-голубого кадиллака многие предприятия Шелла Скотта потерпели бы неудачу.

Достаточно характерно, что Скотт хотя и не равнодушен к женским прелестям, но не делает из них культа. Например, в романе Тепло оружия (Gat Heat) он говорит о своей подружке: Я видел много смертей и увечий, я видел льющуюся кровь и разбиваемые черепа. Но я вряд ли видел что-либо менее аппетитное, чем губы Агги, касающиеся моего тела.

В главную заслугу Ричарду Пратеру, конечно, должна быть поставлена серия романов о сыщике Шелле Скотте. Но его перу принадлежит еще ряд произведений: Торговец плотью (The Peddler), написанный под псевдонимом Дуглас Ринг, романы Яичница из гангстеров (Pattern for Murder) и Сеть: дело № 561 (Dragnet: Case № 561) за подписью Дэвид Найт. В романе Распятая плоть (Dagger of Flesh) Пратер как бы на пробу вводит нового героя — бывшего рядового армии Марка Логана, но, видимо, остается неудовлетворенным и прекращает дальнейшие эксперименты. Все эти книги, вероятно, заинтересуют преданных поклонников писателя, но не затмят ореола Шелла Скотта.

Искупая вину перед аудиторией, которой претят изуродованные трупы и кровавые маньяки, Ричард Пратер взялся отредактировать сборник-антологию Удобный гроб (Comfortable Coffin), куда, вопреки названию, вошли в основном мягкие детективы, и сделал это не без успеха.

Для современных читателей и литературных критиков, предпочитающих детективный жанр, романы Пратера — это еще далеко не разработанная золотая жила. Поэтому нет сомнения, что любимый персонаж писателя — Шелл Скотт еще не раз порадует своих почитателей.

Избранная библиография

Серия романов о Шелле Скотте

Дело об исчезнувшей красотке (Case of the Vanishing Beauty, 1950)
Тела в бедламе (Bodies in Bedlam, 1951)
И каждый вооружен (Everybody Had a Gun, 1951)
Найдите эту женщину (Find This Woman, 1951)
Распятая плоть (Dagger of Flesh, 1952)
Детка — это смерть (Darling, It’s Death, 1952)
Гнездо разврата (Way of a Wanton, 1952)
Свидетелей не оставлять (Always Leave ’em Dying, 1954)
Кругом одни лжецы (Pattern for Panic, 1954)
Поездка на высокой лошади (Ride a High Horse, 1956), а также под названием Слишком много аферистов (Too Many Crooks)
Обнажись для убийства (Strip for Murder, 1956)
Отчаянное преследование (The Wailing Frail, 1956)
Смертельная любимая (The Deadly Darling, 1957)
С револьвером дальше будешь (Have Gat — Will Travel, 1957), рассказы
Три плаща (Three’s a Shroud, 1957) (повести)
Разворошенный муравейник (The Scrambled Yeggs, 1958)
Ломоть счастья (Slab Happy, 1958)
В очереди на убийство (Take a Murder, Darling, 1958)
Четверо со Сриннагара (Over Her Dear Body, 1959)
Двойные неприятности (Double in Trouble, 1959), совместно со Стивеном Марлоу
Танец с мертвецом (Dance with the Dead, 1960)
Раскопай эту чертову могилу (Dig That Crazy Grave, 1960)
Седьмая бойня Шелла Скотта (Shell Scott’s Seven Slaughters, 1961), рассказы
Убить клоуна (Kill the Clown, 1962)
Ничья (Dead Heat, 1963)
Двойник мертвеца (The Cockeyed Corpse, 1964)
Джокер в колоде (Joker in the Deck, 1964)
Троянский катафалк (The Trojan Hearse, 1964)
Прогулка мертвеца (Dead Man’s Walk, 1965)
Убей его дважды (Kill Him Twice, 1965)
Странствующие трупы (The Meandering Corpse, 1965)
Дело «Кублай-Хана» (The Kubla Khan Caper, 1966)
Горячий револьвер (Gat Heat, 1967)
Рукопись Чайма (The Cheim Manuscript, 1969)
Убей меня завтра (Kill Me Tomorrow, 1969)
Шаблон Шелла Скотта (The Shell Scott Sampler, 1969), рассказы
Проснуться живым (Dead-Bang, 1971)
Сладкая поездочка (The Sweet Ride, 1972)
Верняк (The Sure Thing, 1975)
Эффект Амбера (The Amber Effect, 1986)
Контузия (Shellshock, 1987)

Добавьте комментарий