vldmrvch.ru

Сочинитель убийств

Современный детективный роман возник в Англии под пером Агаты Кристи. Чудаковатый бельгиец средних лет и средней упитанности, расследовавший Таинственное происшествие в Стайлз (так назывался первый роман Кристи, вышедший в 1920 году), впоследствии стал не только один из наиболее знаменитых и любимых во всем мире литературных персонажей, но и родоначальником целой плеяды частных сыщиков, старавшихся не уступать Эркюлю Пуаро в силе интуиции и логического мышления. Среди них выделяются и герои американского писателя, который словно поставил целью своей жизни быть вечным соперником Агаты Кристи. Имя американского соперника первой леди детектива — Джон Диксон Карр (1906-1977). Уроженец провинциального Юнионтауна, штат Пенсильвания, в юности он мечтал стать адвокатом: юрист в Америке профессия столь же уважаемая, сколь и денежная. Окончив юридический колледж, Карр отправился в Париж — продолжать образование в Сорбонне.

Но там у него проснулся вкус к журналистике и вообще к писательскому ремеслу. Ему захотелось написать вещичку наподобие выходящих в моду в Европе детективных романов-шарад про Эркюля Пуаро. Карр бросил Сорбонну и сел писать роман. Дебют оказался удачным: Появляется ночью (1930) был тепло встречен читателями и критиками. После чего молодой американец принял решение, целиком определившее его дальнейшую судьбу — он будет сочинять детективы. Впрочем, в начале 30-х годов Карр, конечно же, даже не мог предположить, что созданию увлекательных литературных ребусов он посвятит свыше четырех десятилетий жизни, за которые ему суждено выпустить сорок пять романов, опубликованных под его именем, и еще двадцать шесть — под псевдонимами. Что он будет дважды удостоен самой престижной среди англоязычных детективных писателей литературной премии имени Эдгара По (в 1949 и 1969 годах). Ну и самое главное, что его назовут классиком жанра XX века и поставят вровень с Агатой Кристи.

В первых книгах Карра отразились впечатления парижской жизни молодого американского эмигранта: герой трех его ранних романов — Анри Бенколин, парижский денди, завсегдатай всевозможных увеселительных заведений, который нередко оказывается втянутым в таинственные происшествия. Однако французский щеголь быстро наскучил своему создателю, и его сменил оксфордский профессор Гидеон Фелл, ставший любимым персонажем Карра. Впервые доктор Фелл был представлен читателю в Ведьмином логове, а затем становился центральным персонажем еще двадцати трех романов. Внешность университетского сыщика-любителя списана, по признанию самого писателя, с Гилберта Честертона — другого корифея детективного жанра, личного знакомца Карра, искренне уважавшего британского остроумца и мудреца.

Карр обладал поразительной плодовитостью, так что издатель, взявшийся выпускать его детективные романы, просто не успевал печатать новые произведения своего клиента, для которого написать два-три романа в год было нормой, а иной раз ему удавалось сочинять до шести книг. Поэтому, чтобы поддерживать рабочий темп, Карру пришлось заключить контракт с другим издателем — для него он сочинял романы под псевдонимом Картер Диксон со сквозным главным героем Генри Мерривейлом — комичным толстяком, прототипом коего послужил сэр Уинстон Черчилль. Наконец, надо упомянуть о его написанных в основном в поздний период творчества исторических — викторианских и эдвардианских детективах-драмах.

Англофил Карр повторил жизненную и творческую судьбу тех американских писателей, которые покинули родину и поселились в Европе, дабы припасть к живительным источникам древней культуры Старого Света. Карр чем-то напоминает поэта-романтика Генри Логфелло, всю жизнь с тоской и восхищением взиравшего на старую родину и мечтавшего привить в Америки ростки старинной учености и красоты. Сам, впрочем, не пожелавший уехать из Америки навсегда, Лонгфелло оставался американским европейцем. Таким же американским европейцем был и Джон Диксон Карр. Правда, он долгое время жил в Англии, где и разворачиваются события большинства его романов, а в годы второй мировой войны работал в литературно-художественной редакции Би-би-си, для которой им было сочинено немало инсценировок и радиопьес.

Сочинитель убийств — так назвала один из своих детективных романов американская писательница Патриция Хайсмит. Это обозначение как нельзя лучше подходит к Карру — воистину сочинителю убийств, который довел мастерство подобного сочинительства до виртуозного совершенства. Да, конечно, сюжеты Карра нередко производят впечатление умозрительно выстроенных замысловатых ребусов, весьма далеких от жизнеподобия. Но его романы вовсе и не претендуют на то, чтобы их воспринимали по аналогии с повседневной жизнью. Писатель не скрывал того, что его искусство сродни обманчивой магии циркового фокусника… В первом же романе Карр выложил карты на стол, прямо сформулировав творческую стратегию криминальной драмы собственного изобретения. Персонаж пьесы, которую пишет один из героев романа Появляется ночью, делает такое заявление: Искусство убийцы сродни искусству циркового фокусника… Он заставляет вас следить за одной своей рукой, в то время как другой, невидимой, — хотя и держит ее у публики на виду — он и совершает манипуляции. Этот прием использует и сам Карр, всякий раз предлагая своим читателям очередное убийство-головоломку точно иллюзионист, обладающий высочайшим мастерством — не оптического, а интеллектуального — обмана. Особенно удавались Карру сюжеты невероятного убийства, или убийства в запертой комнате, как называли их критики, ссылаясь на знаменитую лекцию о запертой комнате в романе Человек-призрак: жертва заходит в пустое помещение с закрытыми дверями, где затем таинственным образом обнаруживается его (или ее) труп — как это, например, происходит в Убийстве в музее восковых фигур.

Вам не надо специально сбивать читателя с толку. Вам следует просто познакомить его с уликами, оставленными на месте преступления — после чего читатель сам собьет себя с толку, — сказал как-то Карр. В этих словах очень точно описан тип литературно-криминального парадокса, непревзойденным мастером которого Карр является. Он — завершитель линии классического интеллектуального детектива, через Агату Кристи и Г. К. Честертона восходящего к Артуру Конан Дойлю, чье творчество Карр в высшей степени ценил. Кстати, им написано подробнейшее Жизнеописание сэра Артура Конан Дойля. Более того, ему принадлежит и любопытный литературный эксперимент: в соавторстве с Адрианом Конан Дойлем, сыном создателя  Шерлока Холмса, Карр сочинил шесть рассказов о новых приключениях великого лондонского сыщика, объединив их в цикл Подвиги Шерлока Холмса.

Лучшие романы Джона Диксона Карра, хотя и написаны сорок-пятьдесят лет назад, не устарели до сих пор. Оказалось, что его детективы — это книги на все времена, везде находящие для себя благодарных ценителей. В том числе и в сегодняшней России.

Олег Алякринский

Предисловие к первому тому Собрания сочинений

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе