vldmrvch.ru

Писатель Рекс Стаут

В начале 1912 году Рекс Стаут наконец решается сосредоточить свое внимание на литературе, отставив все приработки. Он довольно легко продает в журнал два рассказа, с которых и начинается его писательская карьера.

writer-rex-stout

Первый рассказ Лишний багаж (Excess Baggage) излагает историю Фрэнка Келлера (Frank Keller), дерзкого бабника, который получает по заслугам в ряде двойственных ситуаций, от подозрительной жены. Уже в этом рассказе видны проступающие черты Арчи Гудвина, который появился два десятилетия спустя.

Второй рассказ Воспоминания профессора (A Professor’s Recall) был первым детективом Стаута. Рассказ вышел в журнале Черный кот в декабре 1912 года. После этого за четыре года он написал четыре романа и серию из тридцати рассказов. Большинство произведений предвосхищают элементы и детали с блеском воплощенные им в серии о Ниро Вульфе. Здесь встречаются: грубоватый инспектор Кремер, Аманда Берри — хозяйка роскошного особняка, Пьер Дюмейн — хиромант и ясновидящий, дающий щедрые званые обеды и неназванный по имени адвокат, обладающий умением качественно выстроить перекрестный допрос, большой любитель шарад. Эти пока еще ученические работы показывают, как развивается будущий писатель, выписывая черты второстепенных персонажей.

Большинство романов и рассказов написаны в жанре популярного еще тогда сенсационного романа. Есть среди них рассказ на историческую тематику, и пророческий роман об убийстве балканского принца, написанный накануне убийства Франца Иосифа, чья смерть стала формальным поводом к началу Первой мировой войны. Но особым образом выделяется серия рассказов на криминальную тематику, опубликованных в журнале Черный кот.

Все эти пробы пера наращивали у Рекса Стаута напряженность между сердцем и головой. Он научился строить структуру, сюжет, создавать персонажей и передавать их характер через диалоги. Все они были написаны в спешке, из-за необходимости заработать очередную порцию денег, но критики отмечают, что Стаут никогда не шел на поводу денег, всегда давая возможность развиваться таланту.

В конце 1917 года Рекс Стаут вновь бросает писать, пока у него нет достаточно средств к существованию. Он планирует подзаработать и одновременно найти более серьезные темы и сформировать в своем воображении характеры своих будущих героев, чтобы впоследствии иметь возможность писать более ярко и талантливо. Литературное молчание продолжалось двенадцать лет.

В эти годы, Рекс Стаут был поглощен зарабатыванием денег. А необходимость в этом возникла, поскольку литературное творчество могло прокормить его лично, но не семью. 16 декабря 1916 года Стаут женился на Фэй Кеннеди (Fay Kennedy), младшей сестре его друга. После свадьбы его брат Боб Стаут предложил ему поучаствовать в новом деловом предприятии. Один из его клиентов работал инспектором школ, и предложит создать программу способную научить детей бережливости и навыкам управления деньгами. Позднее Стаут опишет этот метод в романах о Вульфе, а пока он кардинально изменив некоторый пункты программы, создает план Образовательной услуги по обучению бережливости (ETS), в которую вовлекали не только школьников и их родителей, но и крупных банкиров. Директором ETS стал Боб Стаут, а после нескольких лет энергичных усилий предпринятых в направлении развития этой компании, Рекс Стаут наконец стал богатым человеком, свободным от необходимости думать о ежедневном заработке.

Получил капитал, Стаут вернулся к увлечению литературой. Сперва, он планировал заняться издательским бизнесом и вложил 24 тысячи долларов в тираж Мемуаров Джакомо Казановы, но не получил больших прибылей, поскольку книга была запрещена к распространению в США, из-за откровенно эротического содержания. Тогда он жертвует несколько тысячи долларов из прибылей от не проданного до конца тиража в развитие Национального совета по цензуре, где автоматически становится одним из попечителей. А также он вкладывает 4 тысячи долларов в журнал Новые массы, занимающийся публикацией статей о художественной литературе, поэзии и искусстве.

Все эти устремления Стаута были направлены на развитие искусства и сдерживание сил стремящихся к его консервации и консерватизму. Он не одобряет многие из решений Американского союза гражданских свобод, но его участие в этом союзе, по его мнению, позволило принести минимум вреда развитию искусства и сдержать идеологические репрессии в этой сфере. В этом время он становится центром либеральной и литературной интеллигенции. Стаут знаком с большинством самых знаменитых писателей Америки, а его частые обеды и вечеринки становятся местом, где постоянно встречаются известные и молодые литераторы.

Рекс Стаут обладал великолепным психологическим даром, позволявшим ему исследовать психологию своих талантливых гостей, делал это он очень непринужденно, умея втянуть в разговор любого собеседника, умело выстраивая свою аргументацию и вызывая собеседника на диалог. Он чутко реагировал на любые замечания и фразы и ловко выстраивал гипотетические ситуации, способствующие раскрытию подлинной реакции собеседника в диалоге.

1 декабря 1926 года, когда Рексу Стауту исполнилось 40 лет, он продал свою долю брату и согласился получать только процент от валового дохода в ETS. Он наконец получил долгожданную свободу к которой стремился всю жизнь. Год спустя Стауты отправляются в путешествие по Европе, где будущий писатель планировал посвящать часть времени своему возвращению в литературу.

Rex-Stout-wrote-by-handПосле посещения Англии, Парижа, Рима, Касабланки, Каира, Бельгии, Италии и Испании, Стаут вернулся в Париж и уселся за написание романа. Известно, что он писал от руки, создавая предварительную структуру романа и имена главных героев с пометками об их характерных особенностях. Но нюансы и характерные повороты сюжета всегда оставались в подсознании писателя. В феврале 1929 года он начинает роман Подобно Богу (How Like a God), который был закончен уже в марте этого года. Подобно Богу — психологический роман о сексуальных домогательствах, и невозможности справиться с ситуацией, которая оборачивается трагедией. Критики и рецензенты очень лестно отзывались о работе Стаута, называя ее зрелой, отмечая новаторские методы для описания внутреннего монолога и повествовательной структуры. Но большинство критиков высказали сомнение в возможности написать столь сложный и продуманный роман за такой короткий срок, а также не желали обсуждать поднятую в нем тематику.

Вернувшись в Нью-Йорк Стаут взялся за второй психологический роман Сеять на ветер (Seed on the Wind). Здесь его и настигло известие о падении рынка, когда он потерял большую часть денег заработанную в ETS. По словам его биографа Макалира, Стауту понадобилась одна бутылка вина, чтобы сжиться с этой новостью. Первый роман не принес больших доходов, поэтому писатель буквально с головой погрузился в работу. По отзывам его близких друзей, Стаута в этот период, редко можно было встретить раньше семи вечера, даже в выходные и праздники, по словам Эгмонта Аренса писатель превратился в фабрику художественной литературы.

Второй роман был начал в октябре 1929 года, а закончил его писатель в марте следующего года. Одновременно он строит в Нью-Йорке дом своей мечты, где сам выстраивает книжные полки и кухонную мебель. Рекс Стаут прозвал этот дом — Высоким лугом (High Meadow) и прожил в нем до самой смерти.

В августе издатели присылаю Стауту письмо, где сообщают ему среди хвалебных фраз о достоинствах романа, информацию, что второй роман продается не лучшим образом. За несколько последующих лет Рекс Стаут публикует еще три романа, написанных в той же психологической манере: Золотая мера (Golden Remedy, 1931) о незамужней женщине, имеющей пять детей от пяти разных мужчин; Лесные пожары (Forest Fire, 1933) о рейнджере, на которого обрушивается любовь к случайному человеку и Исчезновение президента (President Vanishes, 1934) о пресловутом бабнике, который ненавидит женщин. Имя Стаута часто упоминается в группе с другими видными американскими писателями 30-х годов, но писатель начинает понимать, что он хороший рассказчик, но ему никогда не стать большим писателем.

В эти годы постепенно распадается брак Стаутов. Фэй предпочитает беспокойную жизнь в Манхэттене, а не тихую обстановку Высокого луга. Тогда как Рекс занят реализацией его писательского проекта. Но поскольку его книги не приносили ни литературной славы, ни больших доходов подобная посвященность работе и стала причиной развода, окончательно оформленного в феврале 1931 года.

Рекс Стаут недолго ходил в холостяках. Буквально через несколько месяцев он знакомится с Полой Вайнбах Хоффман (Pola Weinbach Hoffman), дизайнером одежды из шерстяных тканей, уже реализовавшейся в своей области и хорошо известной среди модельеров. Брак Полы был в шатком положении, а также очарованная Высоким лугом и его владельцем она соглашается выйти замуж за Стаута. Свадьба состоялась 21 декабря 1932 года. В следующем году Пола объявила Рексу о том, что беременна.

Под давлением обстоятельств, нуждаясь в дополнительных доходах, Рекс Стаут задумывается о смене жанра. Как он рассказывал своему биографу, писать глубокие вещи о человеческой душе, очень трудно, а ваши чувства должны быть столь же глубоки. Он понимал, чтобы стать большим писателем ему потребуется пожертвовать слишком многим, что толку положить все, что имею, в погоне за этим? Он не хотел отказываться от историй о человеке, но ему требовался новый регистр или угол зрения. К этому времени он мог свободно писать, но приключенческие романы продавались лучше, поэтому он решился на эту смену.

В среду 18 октября 1933 года, на следующий день после возвращение Полы с дочкой Барбарой из роддома, Стаут закончил свой первый детективный роман, в котором главного героя звали Ниро Вульф.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе