Патриция Корнуэлл

Краткая биография Патриции Корнуэлл, основательницы популярного направления в современной криминальной литературе — романов о расследованиях судмедэкспертов.

Скачать

Читать

БИОГРАФИЯ

Патриция Корнуэлл (Patricia Cornwell) — псевдоним американской писательницы, автора многочисленных криминальных романов и полицейских детективов, Патриции Дэниелс (Patricia Daniels). Родилась она 9 июня 1956 года в семье адвоката Сэма Дэниелса и секретаря Мэрилин Зеннер Дэниелс. Семья жила в Майами, пока Патриции не исполнилось пять лет, и их не бросил отец. В результате Патриция и ее два брата вместе с матерью были вынуждены перебраться в городок Монтрите в Северной Каролине. Несчастный брак и личные переживания довели мать Патриции до депрессии, лечить которую пришлось в больнице. К счастью, Патриция и ее братья оказались на попечении вернувшихся из Африки евангелиста Билли Грэма и его жены Рут.

Училась Корнуэлл в двух колледжах: Кинг-колледже в Теннесси и в колледже Дэвидсона в Северной Каролине. Учебу закончила в 1979 году со степенью бакалавра английского языка. После окончания учебного заведения ей удалось устроиться криминальным репортером в одно из старейших американских периодических изданий штата Северная Каролина, «Charlotte Observer», причем серия ее репортажей о местной проституции была даже удостоена премии «North Carolina Press Association» (премия присуждается одноименной организацией, занимающейся вопросами защиты свободы прессы).

В 1980 году Патриция вышла замуж за Чарльза Корнуэлла, профессора английского языка, который был старше ее на 17 лет. В следующем году ее муж получил почетную награду и должность преподавателя в Объединенной богословской семинарии, а Патриция написала книгу о Рут Грэм, когда-то фактически удочерившей ее. Книга получила золотую медаль за лучшую биографию от протестантской книжной ассоциации издателей.

Но Патрицию влекли вовсе не религиозные или биографические темы, по-настоящему ее всегда привлекали лишь криминальные истории и полицейские расследования. В 1984 году она написала свой первый детектив о сыщике по имени Джо Констебль (Joe Constable), который так и остался неопубликованным. Чтобы добиться от своих книжных историй правдоподобности, Патриции Корнуэлл пришлось приложить немало усилий. Так, она устроилась секретарем на работу к доктору Марселле Фьерро, проводившей вскрытия, и провела возле операционного стола порядка шести лет, внимательно наблюдая за происходящим. Также она три года помогала в качестве волонтера убойному отделу в Ричмонде, где по 8 часов каждый день моталась вместе с полицейскими детективами на все вызовы, фактически являясь добровольным полицейским.

Несмотря на приложенные усилия, все три романа Корнуэлл о Констебле, которые она написала за это время, были отвергнуты издательствами. В отчаянии Корнуэлл даже попросила совета у Сары Энн Фрид, редактора издательства «Мистери Пресс», известного своими детективным сериями. Фрид прочла рукопись одного из романов и дала очень дельный совет, который помог кардинально изменить ситуацию. Опытный редактор предложила забыть о главном герое — мужчине — и сосредоточиться на докторе Кей Скарпетте, которая появлялась как второстепенный персонаж.

Параллельно с этим, в жизни Ричмонда летом 1987 года случился событие, серьезно всколыхнувшее маленький городок. Дело было громким и скандальным, а серия жестоких убийств и замешательство полиции способствовали быстрому распространению невероятных слухов, а потому полицейские дознаватели явно нервничали. Корнуэлл было отказано в просьбе ознакомиться с материалами нашумевшего дела, но Патриция сосредоточенно начала соображать, как с этой ситуацией справилась бы ее героиня. В 1988 году Корнуэлл знакомится с журналисткой Эдной Бьюкенен, которая предлагает ей помощь в завершении рукописи уже готового романа, в результате в 1990 году выходит роман Корнуэлл «Посмертный».

К сожалению, популярность писательницы не лучшим образом сказалась на ее личной жизни. Внезапно нахлынувшая слава криминального романиста сильно смущает ее мужа-евангелиста, отчего Корнуэллы в этом же году разводятся.

В течение последующих десяти лет Корнуэлл опубликовала одиннадцать романов из серии о Кей Скарпетте, два романа об Энди Брэзиле (Andy Brazil), детские книги и другие. После невероятного успеха первого романа о Кей Скарпетте романы Корнуэлл взлетели на вершину всевозможных рейтингов и были переведены на 22 языка, в том числе на русский.

Любопытный факт: Патриция Корнуэлл является не только одной из самых популярных писательниц, она также одна из самых высокооплачиваемых писательниц в детективном жанре. Так, только аванс ее следующего романа обходится издателям в несколько миллионов долларов.

На гребне успеха Корнуэлл попыталась раскрыть еще одну тайну, будоражащую воображение обывателей и остававшуюся нераскрытой на протяжении более сотни лет. С 2002 года писательница пыталась разоблачить самого известного убийцу всех времен — Джека Потрошителя. По мнению Корнуэлл, им вполне мог быть художник Уолтер Сикерт (Walter Sickert). Она даже пыталась провести экспертизу ДНК и судебно-медицинскую экспертизу, пытаясь найти доказательства своей теории и написала книгу, где подробно излагает аргументы в защиту своей точки зрения.

К сожалению, последние несколько лет имя Патриции Корнуэлл приобрело известность другого плана в связи с ее участием в громких судебных процессах о неправильном расходовании финансовых средств и судебных процессах, связанных с сексуальными скандалами. Трудно судить, что явилось тому причиной: попытка добиться справедливости или желание посредством скандала вернуть популярность теряющей былую славу серии. Громкие скандалы на время заставляют вспомнить ее имя, но на популярность Патриции как писательницы никоим образом не влияют.

О ТВОРЧЕСТВЕ

Первый опыт Патриции Корнуэлл в детективной литературе — роман «Посмертный» (Postmortem, 1990) — является единственной книгой в истории жанра, которая выиграла сразу пять самых престижных наград за один год: Премию Эдгара, вручаемую Ассоциацией детективных писателей Америки, премию Джона Кризи от Ассоциации криминальных писателей, премию Энтони, которая вручается Всемирным советом детективных писателей, и премию Маккавити от Международного общества читателей. Все сообщества дружно признали книгу Корнуэлл, награжденную, кстати, еще и французским призом в номинации «Лучший авантюрный роман», лучшим дебютным произведением. Чем же был обусловлен столь мощный дебют и такой добродушный прием критиков и читателей? Отметим, что книга выделялся на фоне многочисленных образцов детективной литературы своим главным героем, точнее героиней, а также методом раскрытия преступления с использованием данных судебно-медицинской экспертизы. Доктор Кей Скарпетта является одновременно крутым детективом-судмедэкспертом и уязвимой красивой женщиной.

КЕЙ СКАРПЕТТА

Кей Скарпетта (Kay Scarpetta) — главный судебно-медицинский эксперт штата Вирджиния. Она хорошо образованна, красива, успешна и богата. Несмотря развод, всегда сохраняет внешнее спокойствие и ведет себя с достоинством, но внутри это словно кипящий и раздираемый противоречиями котел.

Жизнь медицинского эксперта полна противоречий. К своим знакомствам она всегда подходит очень избирательно, любит при этом упиваться чувством влюбленности. Внешне она кажется довольно прохладной, такой чопорной дамой из викторианской эпохи, отказавшейся от любых сексуальных контактов, но внезапно сквозь эту оболочку прорываются ее бурные эмоции, сдержать которые становится уже невозможно. Ее сексуальные контракты лишний раз подчеркивают противоречивость ее натуры: всех мужчин в ее жизни неудержимо влечет к ней, но после все они неизбежно испытывают горькое разочарование.

Родных у нее не много (одинокая мать и сестра), которые лишь подливают масла в огонь, регулярно создавая сложности в ее жизни. Исключением является Люси, племянница Кей, которую она безумно любит.

Кей Скарпетта не может бросить курить, а подобно многим крутым детективам того времени, она еще и большой знаток вин. Из других увлечений: любит классическую музыку и элегантную мебель. На кухне она может спокойно конкурировать с любым шеф-поваром из ресторана, особенно в приготовлении блюд итальянской кухни.

Упрямство позволяет ей успешно конкурировать в сфере, обычно относящейся к мужской компетенции. По ходу действия ей часто приходится отстаивать свои точку зрения перед чиновниками и бюрократами, а также выживать в непростых условиях, ведь на работе она окружена криминалом и смертью.

Особенно много проблем и неприятностей доставляют ей мужчины, с которыми ей приходится сталкиваться по долгу службы. Они обычно воспринимают ее как легкую добычу, но, столкнувшись с ней, быстро понимают обратное. Мужчины злятся, завидуют и не могут понять, в чем сила ее обаяния и притяжения.

Для Кей важна работа, которая, по сути, и формирует ее мир, ее принципы и ценности. Ее конек — судебно-медицинская экспертиза, в которой она не даст спуску любому полицейскому, если нужно добыть информацию, а благодаря своей богатой практике обойдет любого эксперта.

Несмотря на кристальную честность в профессиональных вопросах, на некоторые личные темы она предпочитает не распространяться. Так, ее возраст остается загадкой не только для персонажей романов, но и для читателей. В первом романе серии — «Вскрытие показало» (Postmortem) — Кей Скарпетта признается, что ей уже сорок, тогда как ее племяннице Люси — десять, в романе же «Последняя инстанция» (The Last Precinct) — Люси уже двадцать восемь, тогда как ее тетушке еще не исполнилось и пятидесяти.

Кей Скарпетта родилась в Майами (штат Флорида, США) спустя три года после окончания Второй мировой войны, в эпоху бэби-бума. Из романа «Жестокое и странное» (Cruel & Unusual) мы узнаем, что Скарпетта унаследовала от родителей итальянскую кровь: «Мои родители из Вероны в Северной Италии, где значительная часть населения савойяры, австрийцы и швейцарцы. А потому многие из жителей голубоглазые блондины». Ей тоже достались голубые глаза, а также великолепная фигура.

В выборе одежде Кей напоминает свою создательницу, Патрицию Корнуэлл. В романе «Последняя инстанция» героиня признается: «Я ношу джинсы… на работе одеваюсь как руководитель или адвокат, как правило, в узкой, подогнанной под костюм юбке или фланелевых брюках и пиджаке… ношу собственные коротко стриженные светлые волосы, аккуратно забранные назад, накладываю светлый макияж, обычно выделяющий мои ювелирные украшения или часы. У меня нет на теле никаких татуировок». Позднее читатель также узнает, что Кей вынуждена читать в очках, а еще она левша.

Люди, плохо знакомые с Кей, могут подумать, что она предпочитает деловые костюмы, чтобы скрыть свои эмоции под непроницаемой броней. Но они и не догадываются, что причиной подобного поведения служит личная травма: Кей очень рано — в двенадцать лет — потеряла отца. Кей Марцеллиус Скарпетта III (Kay Marcellus Scarpetta III) был примерным семьянином и обожал своих двух дочерей, а счастливая и беззаботная жизнь кончилась с его смертью. Именно он когда-то настоял, чтобы старшая дочь взяла его мужское имя как часть наследства, доставшегося от итальянских предков. Смерть отца стала для героини настоящей трагедией, хотя и ожидаемой. Вот как она сама описывает случившееся и свои переживания в романе «Суть доказательств» (Body of Evidence):

Я не плакала, когда отец умер, он болел много лет, и я успела сжечь все свои эмоции до того, как одним вечером он скончался.

Зловещее ощущение смерти преследует Кей Скарпетту всю жизнь, особенно выделяется это на контрасте с ее молодой и энергичной натурой.

МЕЖДУ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ

Писательница посвятила Кей Скарлетте, своей главной героине популярной серии детективных романов, 21 роман и смогла в мельчайших деталях описать многие черты непростого характера и тяжелое прошлое судебно-медицинского эксперта.

Корнуэлл описывает детские годы героини, которые были не только озарены счастьем и радостью, но и омрачены первыми поражениями. Писательница наглядно показывает, как эмоциональными травмы способствуют интеллектуальному росту Скарпетты и сосредоточению на учебе во время студенчества. Не только смерть отца оставила шрамы в душе Кей. Во время обучения в католической школе Св. Михаила ревнивый одноклассник оклеветал ее, в итоге ее невзлюбила сестра Тереза, которая, по словам Кей, «по своей привычке, возвышалась надо мной, как хмурая арктическая птица с распятием на груди» (эти сведения мы узнаем из романа Корнуэлл «Последняя инстанция»). В итоге монахиня сделал ее жизнь поистине невыносимой, Кей вынуждена беспрестанно молиться о честности. Зато наказания выработали в ней кристальную честность, она правдива во всем, кроме возраста. Никто не совершенен!

Скарпетта сумела выиграть стипендию на обучение и отправилась учиться в Академию Лурда на врача и адвоката одновременно. Профессиональные навыки — ее особая гордость, а за право называться лучшим в профессии она готова поспорить с любым мужчиной. Но при этом ничто не терзает ее больше, чем мужское отношение превосходства. В романе «Вскрытие показало» Кей с горечью говорит об этом:

Я словно букашка, натыкающаяся на грозную мужскую сеть, я постоянно оказываюсь в ловушке и никогда не стану ее частью…

Во время учебы в Джорджтауне Кей встретила свою первую любовь (мы можем прочесть об этом в романе «Все, что остается»). Как это обычно бывает, прекрасное чувство окрыляет и позволяет строить самые смелые планы: «Я была убеждена, что мы будем вместе навсегда…». Первой любовью стал Марк Джеймс, высокий, изящный, с аристократической внешностью. Но даже влюбленность не может оторвать девушку от занятий.

Кей Скарпетта умалчивает не только о своем возрасте, но и о количестве мужчин (известно только что их было несколько). В романе «Ферма трупов» мы находим подробное и откровенное описание типа мужчин, в которых обычно влюбляется сексуальный эксперт: «Все они были огромного роста, обладающие определенной чувственностью, и признавали во мне женщину, которая не была похожа на типичную женщину… Все они, подобно моему мужу Тони (Бенедетти), обладали сексуальностью, способной выиграть эротический конкурс. Как два равноценных существа в джунглях, которые нашли друг друга, мы давали друг другу максимум возможного».

В каком-то смысле эти слова намекают на латентную бисексуальность героини. Ее сестра Дороти, кажется, так и думает, о чем и говорит Кей в довольно резкой манере: «Ты была мужиком в этих отношениях, врачом-юристом-начальником» (об этом можно прочесть в романе «Черная метка»).

В романе же «Точка отсчета» сама Кей замечает лесбийские наклонности у своей племянницы, о чем незамедлительно сообщает ей.

В книге «Последняя инстанция» Скарпетту в откровенной беседе спрашивают о женщине, к которой она якобы испытывает странные противоречивые чувства: «Как вы думаете, она вас сексуально привлекает?» Вопрос заставляет ее надолго задуматься, но остается фактически без ответа…

Отношения же Скарпетты с мужчинами, напротив, более определенны, и автор описывает их довольно четко и детально. Например, медицинский эксперт не скупится на комментарии по поводу своего первого, неудачного брака. По словам героини, браку пришел конец, после того как через шесть лет совместной жизни ее муж, Тони Бенедетти не мог вспомнить, какой кофе она пьет: с молоком или без. Она также вспоминает: «Тони никогда не помнил, какие стейки мне нравятся, прожаренные или розоватые, мой размер платья…» Героиня при этом чересчур резко заявляет о том, что не любит пушнину, пену и излишества, а муж все время дарил ей кружевное и прозрачное белье, предназначенное только для игр в кровати (роман «Вскрытие показало»).

Патриция Корнуэлл создает свою героиню по лекалам, составленным в крутом детективе, хотя ко времени появления ее судебно-медицинского эксперта, увлеченно расследующего запутанные случаи, рамки жанра были уже существенно раздвинуты мощными мужскими плечами ее предшественников, да и женщины-сыщики уже стали регулярно появляться в рамках мужского жанра. Но в большинстве своем эти сыщицы больше напоминали крепких мужиков с грубоватыми манерами и светлыми душами. Кей Скарпетта, пожалуй, стала первой героиней, где сексуальность удивительным образом сочетается с пристрастием к простой одежде и трудоголизму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Героиня романов Корнуэлл получила заслуженное признание у критиков и читателей, и в 1999 году писательнице вручили премию Шерлока за лучшего вымышленного детектива, созданного американским автором.

В романах Корнуэлл Кей Скарпетта часто вступает в более тесный контакт с подозреваемым, чем это бывает в реальной жизни и медицинской практике экспертов. Финальная сцена в ее книгах — разоблачение преступников — часто происходит под взглядом Скарпетты на ее операционном столе для вскрытия. Она рассматривает тела жертв, собирает подсказки, чтобы помочь в поиске убийц. Этот подход был примечателен тем, что американская писательница очень достоверно и с научной точностью описала процесс судмедэкспертизы и указала на его большое значение в уголовном расследовании. Этот прием был тут же подхвачен на телевидении, которое впоследствии выделило медицинские истории на экране в отдельный поджанр. По сути, все современные сериалы о медиках и медицине обязаны свои появлением именно книгам Патриции Корнуэлл.

Сегодня писательница продолжает трудиться, ее книги выходят миллионным тиражами, а романы регулярно получают призы и награды.

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Серия о Кей Скарпетте

Вскрытие показало (Postmortem, 1990)

Суть доказательств (Body of Evidence, 1991)

Все, что остается (All That Remains, 1992)

Жестокое и странное (Cruel and Unusual, 1993)

Ферма трупов (The Body Farm, 1994)

From Potter’s Field, 1995

Причина смерти (Cause of Death, 1996)

Unnatural Exposure, 1997

Точка отсчета (Point of Origin, 1998)

Scarpetta’s Winter Table, 1998

Черная метка (Black Notice, 1999)

Последняя инстанция (The Last Precinct, 2000)

Мясная муха (Blow Fly, 2003)

След (Trace, 2004)

Хищник (Predator, 2005)

Реестр убийцы (Book of the Dead, 2007)

Scarpetta, 2008

The Scarpetta Factor, 2009

Обстоятельства гибели (Port Mortuary, 2010)

Ключевая улика (Red Mist, 2011)

The Bone Bed, 2012

Dust, 2013

Flesh and Blood, 2014

Depraved Heart, 2015

Chaos, 2016

Серия о Калли Чейз

Quantum, 2019

Spin, 2020

Серия о Andy Brazil и Judy Hammer

Hornet’s Nest (1996)

Southern Cross (1998)

Isle of Dogs (2001)

Серия о Risk / Win Garano

At Risk (2006)

The Front (2008)

Книги для детей

Life’s Little Fable (1999)

Документальные сочинения

A Time for Remembering: The Ruth Graham Bell Story (1983) [Reprinted as An Uncommon Friend: The Authorized Biography of Ruth Graham Bell (1996) and Ruth, A Portrait: The Story of Ruth Bell Graham (1997)] Biography of Ruth Bell Graham

Food to Die For: Secrets from Kay Scarpetta’s Kitchen (2002)

Джек Потрошитель. Портрет убийцы (Portrait of a Killer: Jack the Ripper — Case Closed, 2002)

Ripper: The Secret Life of Walter Sickert (2017)

Сборники рассказов

The First Scarpetta Collection. Postmortem and Body of Evidence (1995)

A Scarpetta Omnibus: Postmortem, Body of Evidence, All that Remains (2000)

A Second Scarpetta Omnibus: Cruel and Unusual, The Body Farm, From Potter’s Field (2000)

A Third Scarpetta Omnibus: Cause of Death, Unnatural Exposure & Point of Origin (2002)

The Scarpetta Collection Volume 1: Postmortem and Body of Evidence (2003)

The Scarpetta Collection Volume 2: All that Remains and Cruel and Unusual (2003)

Оцените статью
Добавить комментарий