Шахматная серия Эллестона Тревора

Шахматная серия Эллестона Тревора

Эллестон Тревор всегда был заядлым шахматистом, а потому в 1951 году он публикует под псевдонимом Симон Рэттрей (Simon Rattray) роман Зловещий рыцарь (Knight Sinister). Роман стал первым в серии детективных романов о Хьюго Бишопе (Hugo Bishop)1. Главный герой серии — частный детектив, склонный к интригам, его одинаково увлекают женщины и желание рисковать. Бишоп наслаждается общением с красивыми женщинами, ночной жизнью и также увлеченно изучает поведение человека в экстремальных условиях. Его напарницей является мисс Вера Горриндж (Vera Gorringe) – женщина среднего возраста, толстушка и большая любительница неразрешимых загадок. Частенько в делах Бишопу помогает доброжелательный полицейский, его товарищ со школы, инспектор Фриснэй (Frisnay) из Скотленд-Ярда.

Книги серии содержат множество отсылок и откровенных намеков на шахматы. Сразу бросается в глаза заголовки романов, в которых используется название шахматных фигур. Также главный герой постоянно играет в шахматы на протяжении всех романов серии. Людей, которых ему приходится защищать или сражаться он ассоциирует с шахматными фигурами. Отсюда постоянное использование шахматной лексики не только в названиях, но и по ходу романов, отсылки к знаменитым шахматным партиям и другой антураж. Рецензенты даже сделали предположение, что сюжеты романов построены на основе развития известных шахматных партий, ведь Тревор был не только заядлым шахматистом, он мог позволить себе показать взаимосвязь между шахматами и жизнью.

Действие романа Зловещий рыцарь разворачивается в театральных кругах Лондона. Бишоп ищет пропавшего актера, который шантажировал его возлюбленную, жену известного театрального режиссера. Мотивы для расследования у него сугубо личные. Помимо шахмат в этом романе писатель постоянно делает отсылки к Отелло, пытаясь еще раз обыграть знаменитый сюжет из пьесы Уильяма Шекспира, чей сюжет разворачивается не только на сцене, но в реальной жизни.

Близок по сюжету и второй роман серии — Королева в опасности (Queen in Danger, 1952), где Бишопу приходится защищать свою клиентку, королеву от ее смертельноопасного мужа. Женщине приходится нанять частного детектива (т.е. Бишопа), поскольку защитить себя она не в силах, несмотря на свое богатство и расточительный образ жизни.

Следующий роман серии Бишопу объявлен шах (Bishop in Check, 1953) начинается с описания автокатастрофы, которая влечет за собой смерть. Бишоп, который был единственным свидетелем этого события на пустынной дороге в Суррей и знойная красавица, за которой он вынужден гнаться, невольно вынуждают его подключиться к расследованию этого дела. Официальное расследование, проводимое коронером, поднимает ряд вопросов, которые обескураживают Бишопа. Недовольство собой вынуждает частного детектива встряхнуться, и он обнаруживает, что тем временем было совершено второе убийство и трех горе-убийц, каждый из которых действовал самостоятельно, независимо от других, не догадываясь о действиях коллег. Главными мотивами для убийств являются чувство ревности, желание взять реванш и собственнические амбиции. Ирония романа в том, что действия любого могли повлечь автокатастрофу и смерть.

Роман Мертвая тишина (Dead Silence, 1954), который в США был переиздан под названием Пешка под угрозой (Pawn in Jeopardy, 1971). В книге рассказывается о профессоре Скоби, вернувшемся из антарктической экспедиции. Профессор не явился на обед с Бишопом по случаю возвращения и частный детектив вынужден броситься на его поиски. Выясняет, что профессор Скоби умер от перегрузки в скоростном поезде. Тень на эту невинное событие бросает смерть второго участника экспедиции от укуса змеи. Выясняется, что все участники экспедиции либо исчезли, либо неожиданно скончались. Таким образом, Бишопу раскрывается основной мотив, который стоит за всеми этими случаями — секретное и очень ценное открытие, сделанное во время антарктических исследований, которое любыми способами пытаются скрыть.

Предпоследний роман в серии о Бишопе — Смертельный круг (Dead Circuit, 1955) в США был переиздан под названием Гамбит ладьи (Rook’s Gambit, 1972). Завязкой для этого романа служат загадочные смерти одного заключенного в Англии и трех политзаключенных в Испании. Все умерли от сердечной недостаточности незадолго до казни, что привлекает внимание Хьюго Бишопа. Поездка в Мадрид позволяет автору использовать в тексте множество экзотических деталей — андалузские танцовщицы, которых Тревор описывает со страстью и энергией, дух энергичной испанской корриды. В Мадриде находится и зацепка по этому делу — немецкий физик, который присутствовал во время смерти. В ходе расследования выясняются мрачные подробности зловещих научных экспериментов немца.

В 1957 году выходит последний роман о Хьюго Бишопе – Смертельный результат (Dead Sequence). Роман был очень слабым, поскольку в это время Эллестона Тревора увлекают уже другие темы и герои, а потому его даже не стали переиздавать прагматичные американские издатели.

  1. В США серия были издана в начале 70-х годов под псевдонимом Адам Холл.
Оцените статью
Добавить комментарий