vldmrvch.ru

Неподходящая работа для женщины

В 1972 году Филлис Дороти Джеймс уволилась с работы ассистента-администратора и перевелась на работу в полицию. Возможно, эта перемена в жизни побудила ее к попытке сменить ключевые позиции в творчестве.

Роман, вышедший в этом году, по нескольким пунктам отличается от традиционных романов английской писательницы. В романе Неподходящая работа для женщины (An Unsuitable Job for a Woman) появляется сквозной герой большинства детективов Джеймс – Адам Дэлглиш, но происходит это уже в финале романа. Расследование в нем доверено, точнее сваливается на голову молодой и неопытной, но находчивой и удачливой частной детективщице Корделии Грей (Cordelia Gray).

An Unsuitable Job for a Woman

Желание использовать в романах женский персонаж появлялось у Джеймс еще в начале творчества, но она была вынуждена подчиниться давлению реалистичности, Одно из первых решений, конечно же, — выбор сыщика. Если бы я начинала сегодня, я бы скорее всего выбрала женщину, но в то время женщин не брали на службу в отдел расследования уголовных преступлений. Если я хотела писать в peaлистичной манере, у меня был выбор между профессионалом-мужчиной и любителем любого пола. Я выбрала первый вариант,…

Трудно представить наиболее неподходящего для детективных расследований персонажа, чем Корделия Грей. Совсем недавно она стала совершеннолетней, получала академическое образование в монастырской школе, как вляпывается в историю. Убитый был найден повешенным на кожаном ремешке, служившем Корделии талисманом.

Английская писательница, словно уставшая от холодной логики и расчетливой рациональности своего серийного героя Адама Дэлглиша создает чуткий, женский персонаж, для которого желания превалируют над необходимостью выполнять свой долг.

Обаятельная девушка, опровергая господствующие предубеждения, не только блестяще распутывает историю гибели Марка, сына кембриджского профессора, но и проникает в тайны взаимоотношений всех тех, кто был связан с умершим. Выбор Кембриджа в качестве места действия играет большую роль в романе. Сама Филлис Дороти Джеймс пишет в предисловии: Я использовала… силу контраста: красота этого города, царящие в нем порядок и покой и привилегированный образ жизни богатых студентов, попадающих в число подозреваемых, контрастируют с ужасной смертью жертвы и с фигурой моего частного детектива Корделии Грей — одинокой, мужественной, принадлежащей к непривилегированному кругу. Писательница явно критична в изображении нравов прославленного элитарного университета, но вместе со своей героиней проникает за фасад социального и академического снобизма, показывая, сколь разные и непростые характеры и взаимоотношения скрываются за ним.

Очень остроумный или даже вызывающий детектив использует условности жанра романа-нравов для исследования модной темы гендерных отношений. Самоубийство и расцвеченные всеми возможными красками сексуальные извращения затрагивают темы близкие молодежи и быстро меняющимся настроениям британского общества.

Джеймс, в свойственной ей манере, иронизирует с названием, представляя читателям персонаж, который своей независимостью, невинностью, способностью к переменам и самообучению, представляет собой героиню, словно сошедшую с полотен классического наследия. Писательница призналась, что образ Корделии Грей — это попытка интерпретировать классические романы ее любимой писательницы Джейн Остин. Позднее она по предложению издателей написала продолжение знаменитого романа Гордость и предубеждение (Смерть приходит в Пемберли, 2011), продолжив в детективном ключе описывать историю Элизабет и мистера Дарси.

Джеймс была не первой, кто представлял детектива женщину. К этому времени как в классических детективах, так и в крутых сочинениях заокеанских коллег, активно используются женские персонажи. Невероятно, но критики, как в России, так и за рубежом, почему-то совершенно не замечают Иду из романа Брайтонский леденец Грэма Грина, опубликованного в 1938 году.

Роман резко выделяется на фоне остальных произведений, написанных ею в 70-е годы. Он не только забывает о гнетущей готической атмосфере, свойственную романам Саван для Найтингейла, Черная башня, Смерть эксперта-свидетеля, написанным в этот период, но как мы уже отмечали, поднимает ряд несвойственных ее романам вопросов и проблем.

Вероятно, у читателей создается впечатление, что в этом романе английская писательница, чье творчество отличалось консерватизмом или стремлением сохранить традиции, изменила себе, но это не так. Роман по своему стилю очень похож на романы из серии об Адаме Дэлглише: традиционная завязка, пристальное внимание к деталям и описание природы, отражающие внутреннее настроение героев, все это осталось неизменным.

Вот как она сама описывает свои мысли по поводу настроений царящих в этом романе, Я во многих своих романах использовала контраст с окружением, чтобы подчеркнуть опасность и страх. … В Неподходящем занятии для женщины — первом романе, в котором появляется молодая женщина-детектив Корделия Грей, жестокое и безжалостное убийство происходит в середине лета в Кембридже, и, глядя на зеленые лужайки, кружевную тень деревьев и блестящую на солнце реку, Корделия вспоминает слова Джона Беньяна: «Так я понял, что в ад есть дорога от самых ворот рая». Писателям криминального жанра гораздо интересней исследовать эти дорожки, а не конечную точку пути.

Джеймс не скоро вернется к продолжению серии с женщиной-детективом, следующий роман выйдет только десять лет спустя, несмотря на это Корделия Грей была представлена насколько ясно и захватывающе, что стала одним из символов творчества английской писательницы. Мнемоническая сила этого персонажа столь велика, что Филлис Дороти Джеймс обычно называют создательницей двух серий, самой известной об Адаме Дэлглише и второй о Корделии Грей.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе