vldmrvch.ru

Лицо ее закройте

Одна из отличительных черт творчества английской писательницы Филлис Дороти Джеймс — умение сказать новое слово в рамках традиционного жанра, который она наследует от классиков Агаты Кристи и других авторов Золотого века детектива.

Единственный из романов Джеймс — Дитя человеческое (Children of Men, 1992), написанный уже зрелой писательницей принадлежит к другому жанру. Роман напоминает футуристические произведения Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла. Но в отличие от романов О дивный новый мир и 1984, Дитя человеческое заканчивается неоднозначным ожиданием регенерации в виде чудесного рождения, больше напоминающего истории Апокалипсиса.

Также единственный из романов Невинная кровь (Innocent Blood, 1980) Джеймс написала без профессионального следователя в центре повествования, детектив появляется в самом конце. В остальных случаях ее романы насколько традиционны, что мы даже не замечаем, как изменился мир с 50-х годов, времени, которое словно застывшая картина служит фоном для ее гениальных произведений.

Cover Her Face

Основное отличие ее первого романа — Лицо ее закройте (Cover Her Face, 1963)1 от последующих работ в точном отображении традиций, которые Джеймс унаследовала от писателей Золотого века. Перед читателем словно возрождается довоенная Англия, которую мы знаем по романам Агаты Кристи. Начиная с первого предложения, Ровно за три месяца до убийства в Мартингейле миссис Макси устроила прием, и до последнего абзаца читателя не покидает ощущение, что он читает роман Кристи. Характерная особенность детективов самой Джеймс интрига закручивается с первой фразы. Полагаясь на уверения критиков, следует добавить, что язык, социальные отношения и методика расследования, словом все отсылает нас к довоенному периоду.

Фоном для убийства является закрытое от посторонних вторжений общество, сплошь из представителей высшего сословия, собравшееся в загородном доме. Убийство в закрытой комнате и удушливая атмосфера деревенских сплетен и пересудов — все это типичные черты английского детектива. Подозреваемые со своими характерами, точнее со своим прошлым, чьи истории внимательно пересказываются читателю. Но несмотря на типичные отвлекающие факторы и ложные улики, профессиональный детектив неумолимо двигается к разгадке этой непростой загадки.

Уже в первом романе появляется детектив, который станет героем большинства произведений английской писательницы — поэт и полицейский Адам Дэлглиш (Adam Dalgliesh). Первый роман представляет нам полностью сформировавшегося героя, чья жизнь и характер останутся неизменными на протяжении нескольких десятилетий. Так в романе Дэлглиш ведет одинокую жизнь, ориентированную на профессиональную карьеру, в качестве личных качеств читателю открывается лишь его увлечение поэзией.

Как рассказывает сама писательница, работа над первым романом заняли у нее три года, а к моменту публикации Джеймс перевалило за сорок. Она работала ежедневно, по два часа в день (с 5 до 7) поскольку затем надо было собирать детей в школу. В работе ей помог профессиональный опыт, но она много почерпнула из повседневной жизни и к моменту публикации стала прекрасно разбиралась во внутренней работе больниц, домов престарелых, психиатрических клиник и лабораторий судебно-медицинской экспертизы.

Вот как описывает сама писательница создание своего первого романа: Когда в середине 1950-х я решила написать свой первый роман, мне и в голову не пришло, что это может быть что-то, кроме детектива. Детективные романы всегда были моим любимым чтением, и я чувствовала, что могу написать такую книгу, которой заинтересуются издатели. Мне не хотелось писать автобиографический роман о воспоминаниях детства, о войне или о болезни моего мужа; я полагаю, что большая часть беллетристики автобиографична, и многие автобиографии отчасти вымышлены. В романах меня всегда привлекала композиция, и детективы представляли ряд технических проблем: в основном как сконструировать сюжет, чтобы он был одновременно правдоподобным и захватывающим, с узнаваемой обстановкой и правдоподобными персонажами — живыми людьми, оказавшимися в стрессовой обстановке полицейского расследования. Потом я сочла детектив идеальным ученичеством для всякого, кто берется за перо в скромной надежде разбогатеть, но при этом честолюбиво мечтает добиться признания как серьезный писатель.

Роман был хорошо принят, и позволил Филлис Дороти Джеймс уверенно продолжить свою литературную карьеру.

  1. Название романа взято из трагедии Джона Уэбстера Герцогиня Мальфи (The Duchess of Malfi, 1623). Но в отличие от трагедии Уэбстера в романе Джеймс речь идет о бытовом убийстве, где жертва не очень привлекательная особа, отчего название приобретает иронический подтекст.
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе