Лицо ее закройте

Лицо ее закройте

Одна из отличительных черт творчества английской писательницы Филлис Дороти Джеймс — умение сказать новое слово в рамках традиционного жанра, который она наследует от классиков Агаты Кристи и других авторов Золотого века детектива.

Единственный из романов Джеймс — Дитя человеческое (Children of Men, 1992), написанный уже зрелой писательницей принадлежит к другому жанру. Роман напоминает футуристические произведения Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла. Но в отличие от романов О дивный новый мир и 1984, Дитя человеческое заканчивается неоднозначным ожиданием регенерации в виде чудесного рождения, больше напоминающего истории Апокалипсиса.

Также единственный из романов Невинная кровь (Innocent Blood, 1980) Джеймс написала без профессионального следователя в центре повествования, детектив появляется в самом конце. В остальных случаях ее романы насколько традиционны, что мы даже не замечаем, как изменился мир с 50-х годов, времени, которое словно застывшая картина служит фоном для ее гениальных произведений.

Основное отличие ее первого романа — Лицо ее закройте (Cover Her Face, 1963)1 от последующих работ в точном отображении традиций, которые Джеймс унаследовала от писателей Золотого века. Перед читателем словно возрождается довоенная Англия, которую мы знаем по романам Агаты Кристи. Начиная с первого предложения, Ровно за три месяца до убийства в Мартингейле миссис Макси устроила прием, и до последнего абзаца читателя не покидает ощущение, что он читает роман Кристи. Характерная особенность детективов самой Джеймс интрига закручивается с первой фразы. Полагаясь на уверения критиков, следует добавить, что язык, социальные отношения и методика расследования, словом все отсылает нас к довоенному периоду.

Фоном для убийства является закрытое от посторонних вторжений общество, сплошь из представителей высшего сословия, собравшееся в загородном доме. Убийство в закрытой комнате и удушливая атмосфера деревенских сплетен и пересудов — все это типичные черты английского детектива. Подозреваемые со своими характерами, точнее со своим прошлым, чьи истории внимательно пересказываются читателю. Но несмотря на типичные отвлекающие факторы и ложные улики, профессиональный детектив неумолимо двигается к разгадке этой непростой загадки.

Уже в первом романе появляется детектив, который станет героем большинства произведений английской писательницы — поэт и полицейский Адам Дэлглиш (Adam Dalgliesh). Первый роман представляет нам полностью сформировавшегося героя, чья жизнь и характер останутся неизменными на протяжении нескольких десятилетий. Так в романе Дэлглиш ведет одинокую жизнь, ориентированную на профессиональную карьеру, в качестве личных качеств читателю открывается лишь его увлечение поэзией.

Как рассказывает сама писательница, работа над первым романом заняли у нее три года, а к моменту публикации Джеймс перевалило за сорок. Она работала ежедневно, по два часа в день (с 5 до 7) поскольку затем надо было собирать детей в школу. В работе ей помог профессиональный опыт, но она много почерпнула из повседневной жизни и к моменту публикации стала прекрасно разбиралась во внутренней работе больниц, домов престарелых, психиатрических клиник и лабораторий судебно-медицинской экспертизы.

Вот как описывает сама писательница создание своего первого романа: Когда в середине 1950-х я решила написать свой первый роман, мне и в голову не пришло, что это может быть что-то, кроме детектива. Детективные романы всегда были моим любимым чтением, и я чувствовала, что могу написать такую книгу, которой заинтересуются издатели. Мне не хотелось писать автобиографический роман о воспоминаниях детства, о войне или о болезни моего мужа; я полагаю, что большая часть беллетристики автобиографична, и многие автобиографии отчасти вымышлены. В романах меня всегда привлекала композиция, и детективы представляли ряд технических проблем: в основном как сконструировать сюжет, чтобы он был одновременно правдоподобным и захватывающим, с узнаваемой обстановкой и правдоподобными персонажами — живыми людьми, оказавшимися в стрессовой обстановке полицейского расследования. Потом я сочла детектив идеальным ученичеством для всякого, кто берется за перо в скромной надежде разбогатеть, но при этом честолюбиво мечтает добиться признания как серьезный писатель.

Роман был хорошо принят, и позволил Филлис Дороти Джеймс уверенно продолжить свою литературную карьеру.

  1. Название романа взято из трагедии Джона Уэбстера Герцогиня Мальфи (The Duchess of Malfi, 1623). Но в отличие от трагедии Уэбстера в романе Джеймс речь идет о бытовом убийстве, где жертва не очень привлекательная особа, отчего название приобретает иронический подтекст.
54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий