Первый детектив Бентли

Золотым веком чаще всего называют два десятилетия между Первой и Второй мировыми войнами, однако эти рамки неоправданно сужены. Один из самых знаменитых детективных романов, обычно относимый к золотому веку, — Последнее дело Трента (Trent’s Last Case) Эдмунда Клирихью Бентли — опубликован в 1913 году. Название книги знакомо многим из тех, кто ее не читал. Значение Последнего дела Трента частично определяется тем, как уважительно приняли его тогдашние корифеи детектива, а также вниманием на дальнейшее развитие жанра. Дороти Л. Сэйерс писала, что эта книга занимает особенное место в истории детективной литературы; она блестяща, притягательна и в высшей степени оригинальна. Агата Кристи назвала ее одним из лучших детективных произведений всех времен, а Эдгар Уоллесшедевром детективной литературы; Гилберт Кит Честертон увидел в ней лучшую детективную историю современности. Сейчас похвалы современников кажутся отчасти преувеличенными, однако роман до сих пор популярен, хоть и не так, как сразу после своего выхода, и его влияние на золотой век несомненно. Эдмунд Клирихью Бентли, написавший Последнее дело Трента между 1910 и 1912 годами, был близким другом Гилберта Честертона и его коллегой по журналистской работе. Возможно, именно Честертон уговорил приятеля написать детектив, но если так, он сам, должно быть, удивился результату. Бентли, считавший себя модернистом, презирал строгие условности классического детектива и не питал уважения к Шерлоку Холмсу. Он замыслил совершить небольшой саботаж: написать детектив, высмеивающий каноны жанра. По иронии, хотя его сыщик Трент (как и сержант Кафф в Лунном камне) не находит разгадки преступления, Бентли считается одним из основоположников, а отнюдь не разрушителем жанра.

Последнее дело Трента

Жертва — американский мультимиллионер, угнетатель бедных и безжалостный финансовый разбойник. Его находят в собственном поместье застреленным. Расследование ведет сыщик-любитель, художник Филипп Трент, и лишь в конце книги мы узнаем, почему это его последнее дело. Все улики честно предъявлены, а в финале читателя ждет не одно неожиданное разоблачение, а целых два. Роман необычен еще и тем, что Трент влюбляется в жену убитого, Мабель Мандерсон. В отличие от многих романистов золотого века Бентли стремился к изображению характеров не меньше, чем к созданию связной и увлекательной головоломки. Значение любовных мотивов тоже необычно. Позднейшие писатели в основном соглашались с Дороти Л. Сэйерс, что сыщик должен сосредоточить внимание на уликах и не отвлекаться на хорошеньких девушек. Оригинален роман еще и тем, что разгадка Трента, хоть и основана на доступных уликах, оказывается неверна. То, что сыщик-герой не смог распутать преступление, может быть, и против того, что многие считают первым неписаным законом жанра, однако безусловно придает Последнему делу Трента новизну.

Говоря об этом романе в своем содержательном и очень личном рассказе об истории детективного жанра, Джулиан Симонс старается понять двойственное отношение многих к Последнему делу Трента, в значительной степени вызванное контрастом между началом, с жестокой иронией повествующим об убийстве Мандерсона, и совсем другим настроением второй части. Неопределенна и характеристика Трента — временами он предстает почти комической фигурой, однако о его любви говорится со всей серьезностью, и она не отвлекает от детективной интриги, а искусно вплетена в сюжет. Тем не менее Последнее дело Трента осталось в истории не иронически-ниспровергательским произведением, а одним из самых значительных и успешных предшественников золотого века.

Ф. Д. Джеймс

Добавить комментарий