vldmrvch.ru

Мышеловка

Спектакль по пьесе Агаты Кристи Мышеловка давно уже стал своего рода памятником, такой же неотъемлемой частью Лондона, как Букингэмский дворец и Тауэр. Этот детектив побил все мыслимые и немыслимые рекорды. До наших дней пьеса шла на сценах 16 тысяч раз. В одном лишь Лондоне она принесла кассовые сборы в 16,5 миллионов фунтов стерлингов, сыграна в 44 странах и переведена на 24 языка, получила широкое признание. Так, к примеру, существует клуб Мышеловка для всех, кто имел какое либо отношение к этой постановке, рестораны и отели под тем же названием. Револьвер, который был в руках у актера во время премьеры спектакля, оценен на аукционе Сотбис в 600 фунтов стерлингов. Театральная общественность готовится к 60-летнему юбилею премьеры.

The_Mousetrap

Когда Мышеловка, написанная первоначально как рассказ, была инсценирована, никто, да и сам автор, не предполагал, что она войдет в историю мирового театра. Агата Кристи писала тогда, что Мышеловка может продержаться на сцене не более восьми месяцев. Друг писательницы продюсер Питер Сондерз (теперь он получил титул сэра Питера) утешал ее, что срок жизни Мышеловки будет не менее 14 месяцев.

Оба они, как оказалось, ошибались, сами потом подсмеивались над своими предсказаниями.

Самая привлекательная черта Агаты Кристи (чья пьеса стала, как известно, самым популярным литературным экспортным товаром) — это скромность. В ее автобиографии, вышедшей в свет к десятилетию первых постановок Мышеловки и Отеля «Савой», читаем: Это она, Агата Кристи. И ей полагалось бы вести себя как процветающей авторше, пришедшей на свой юбилей. Именно так она должна выглядеть и изображать то, что ей на самом деле не по душе. У входа в зал в тот день ее остановил контролер, сказав: Пока, мадам, еще никого не впускают, до начала осталось минут двадцать. У писательницы не хватило духа сказать, кто она такая…

Успех пьесы был для нее всегда загадкой, она приписывала это отчасти счастливому случаю. И все же почему она десятилетиями не сходит со сцены?

Одна из причин — Мышеловка была включена в книгу рекордов Гиннеса. Он гордится тем, что пьеса не сходит со сцены уже 38 лет — это исключительное явление. И сегодня она в репертуаре всех ведущих театров. Стоимость постановки невысока, мизансцены не меняются, в ней не играют звезды, но зал всегда полон, и для театров нет никакого финансового риска. Места распродаются заранее: зрители уверены, что спектакль состоится. Японцы знают, что в их туристической программе обязательно будет посещение Мышеловки. Актеры этого спектакля редко меняются: те, кто в свое время играл молодых, теперь появляются в роли людей старшего поколения. Недостатка в претендентах на участие в спектакле нет, актеры спокойны — ангажемент всегда будет.

Мамы и бабушки могут спокойно вести своих отпрысков на этот спектакль: в нем нет ни секса, ни насилия, ни извращений, ни уличного жаргона. Персонажи пьес Агаты Кристи одеты в твид, на них жемчужные ожерелья, они живут в мире, который зрители считают традиционным для старой Англии (на самом же деле он существует только в их воображении). Агата Кристи признает, что она не могла бы показать на сцене изуродованный труп.

И еще одна причина того, что пьеса стала своего рода перпетуум-мобиле, — никто не должен догадаться, кто истинный убийца. В конце спектакля зрителей просят не разглашать эту тайну.

Один из таксистов, рассердившись на американского туриста, плохо отозвавшегося о Лондоне, отомстил ему. Высадив пассажира у театра Св. Мартина, где шла Мышеловка, шофер крикнул ему вслед: А убийцей был X… я хочу предостеречь читателей, кому доведется приехать в Лондон и пойти на Мышеловку: Будьте любезны с водителями такси…

Джулия Тугендхат
Перевод А. Вельской

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе