Романы Эдмунда Криспина

Шагающий магазин игрушек

Ричард Кадогэн поднял револьвер, тщательно прицелился и спустил курок. В маленьком садике прогремел выстрел и, подобно расширяющимся кругам, бегущим от камешка, брошенного в воду, беспокойство и тревога охватила местность Сент Джон Вуд. С пыльных деревьев, покрытых осенней золотисто коричневой листвой, сорвалась стайка перепуганных птиц. Где то в отдалении завыла собака.

Ричард Кадогэн подошел к мишени и обследовал ее с расстроенным видом. На ней не было ни малейшего следа выстрела.

– Промахнулся, — сказал он задумчиво. – Невероятно.

С такой ироничной сценки начинает один из самых известных детективных романов Эдмунда Криспина, английского писателя, автора не больше десяти детективов, спившегося и сумевшего за последние два десятилетий своей жизни осилить только два романа. Но энергия и талант, заложенные им в первых, были столь яркими, что и по сей день их называют одними из лучших произведений английского детектива.

Лучшим романом Криспина однозначно признан детектив, написанный в 1946 году, под названием Шагающий магазин игрушек (The Moving Toyshop). В романе действует эксцентричный профессор английского языка и литературы, член Совета колледжа Святого Кристофера (выдуманный колледж из реального Оксфорда) — Жервез Фен (Gervase Fen). Его эксцентричность была хорошо видна даже внешне, …высокий, стройный человек лет сорока, с веселым, худощавым, свежим, гладко выбритым лицом, его темные волосы, старательно прилизанные с помощью воды, торчали вихрами на макушке. Фен человек с безграничной энергией и неутомимый энтузиаст, по крайней мере, когда сталкивается с чем-то загадочным, или неразгаданной тайной.

Сюжет романа сложный и зачастую абсурдный, скрашивается ироничным расследованием профессора, выступающего в роли сыщика и массой литературных аллюзий и игр, который делают невообразимый сюжет приятным и даже увлекательным для чтения. Кружение в вихре английской литературы с постоянными отсылками к известным фразам, сюжетам или просто авторам, доставит истинное удовольствие ценителям жанра.

Вот как характеризует этот роман другой мастер жанра, английская писательница Филлис Дороти Джеймс в своей книге Детектив на все временаСамым изобретательным детективом Криспина считается роман Передвижной магазин игрушек, в котором молодой поэт Ричард Кадоган приезжает в Оксфорд поздно ночью и, случайно открыв незапертую дверь, оказывается в магазине игрушек перед лежащим на полу трупом молодой женщины. Разумеется, он вызывает полицию, но, прибыв на место, стражи порядка не обнаруживают ни магазина, ни трупа. Чтобы раскрыть роковую тайну. Фен объединяет свои усилия с Кадоганом, и они со страшным грохотом носятся по Оксфорду на старой машине Фена, носящей имя Лили Кристин, и мешают обывателям спокойно спать.

Криспин посвятил этот роман своему другу английскому поэту Филипу Ларкину и мастеру детектива и специалисту по закрытым комнатам Д. Д. Карру. Поскольку автор влился в ряды детективных авторов именно благодаря этим двум людям. В сюжете этого ироничного романа также встретиться загадка закрытой комнаты. В свою очередь детектив был назван одним из лучших романов и вошел в списки 100 лучших детективов XX века и по праву считается одним из лучших произведений этого жанра.

Похоронен для удовольствия

Перечитывая романы английского писателя Эдмунда Криспина наглядно можно увидеть, как писатель преодолевает трамплин, ведущий его к основной цели — желанию развлечь своих читателей.

В романе Похоронен для удовольствия (Buried for Pleasure, 1948) писатель рисует перед читателями своего рода автопортрет, главный герой серии детективов — эксцентричный профессор Жервез Фен пишет детективный роман, рассказывая о нюансах и подробностях сочинения детектива.

Профессор разыгрывает сцену из сочиненного им романа, предлагая различные варианты объяснения происходящего. Наименее вероятные, он ставит в начало сюжета, приберегая самый реалистичный к финалу. Впрочем, все предложенные варианты можно охарактеризовать как искусственные или придуманные, ведь основным критерием служит критерий литературного мастерства.

Эдмунд Криспин не выказывает желания выйти за пределы искусственности, ему уютно в пределах жанра. А его герой отказывается воспринимать ситуацию с убийством всерьез, отделываясь академическими шутками и нелепыми выходками.

Романы Криспина являются неотъемлемой частью традиции детективного жанра, ассоциирующегося с британским классическим детективом. Для этого подвида западные авторы придумали термин, который буквально можно перевести как уютный, или заискивающий (cozy), — аналога в недолгой российской традиции для этих детективов не найдено.

Отличительными чертами уютного детектива являются — эксцентричные персонажи, причудливые события, которые спровоцированы благородным преступником, живущим в воображаемом мире. Романы, написанные в стиле уютного детектива отличаются от крутого детектива отсутствием или намеренным невниманием к жестокости и насилию, стремлением избежать реалистичных и кровавых описаний из полицейских протоколов. Уютный детектив обычно — это головоломка, предназначенные для чтения в дождливую ночь за чашкой чая.

Серия Криспина о профессоре Жервезе Фене идеальный пример уютного детектива. Сюжеты романов обычно разворачиваются в небольшом закрытом пространстве: английская деревенька, киностудия, и даже Оксфордский университет. Самоуверенный частный детектив способен собрать воедино все детали преступления, перехитрить полицию и самостоятельно схватить преступника, как правило, после уморительной погони. В романах Криспина преобладают элементы фарса или даже буффонады.

Преступление обычно совершенно в закрытом помещении, а главная задача детектива выявить преступника из группы подозреваемых, где все имеют мотив, но никто — убедительного алиби.

Привлекательность подобного рода чтения в умении автора увлечь читателя совместным расследованием. Одно из непременных условий жанра — регулярно повторяющийся анализ начальной сцены, когда найден труп. Криспин регулярно и различными способами вовлекает читателей в игру по разгадке необъяснимого не первый взгляд случая. Английский писатель гордился своей честной игрой с читателем, предоставляя всегда и в полном объеме информацию, которая также была известна детективу.

Литературный талант Эдмунда Криспина заключался в умении спрятать среди предоставленной информации ключевую улику, прямо указывающую на убийцу. Но несмотря на заявления о честной игре, читатели практически не могут разгадать необъяснимое преступление без помощи автора.

Добавить комментарий