vldmrvch.ru

Первородный грех

После того как Филлис Дороти Джеймс разобралась с писательским и театральным обществами, в романах Неестественные причины и Череп под кожей, в очередном романе английская писательница нацелилась на издательское сообщество.

Original-Sin

В ее детективе Первородный грех (Original Sin, 1994) издательская вселенная предстает во всем своем многообразии, здесь можно найти директоров, редакторов, бухгалтеров, секретарей, упаковщиков, уборщиц. Но под волшебным пером современное издательство преображается в венецианский дворец XVIII века, словно в сказке перенесенный на южный берег Темзы.

Фантастическое преображение издательства в венецианский палаццо позволяет создать в романе необыкновенную атмосферу застывшей вечности, архитектура становится свидетельством, обличающем преступника и преступление. Английская писательница показывает как подобные памятники, доказательства роскоши, своей эстетикой являют на свет честолюбие и глупость их владельцев. Для нее архитектура не только красота и величие, но и склонность человека к насилию, идущая из глубины веков. Ярким примером подобной двойственности является нелепый венецианский палаццо на берегу Темзы, который является не только восхитительным образцом архитектуры, но и кровавым пятном прошлого убийства, навечно запечатленным в мраморе.

Не менее важную функцию выполняет Темза, на берегу которой происходит действие романа, о чем Филлис Дороти Джеймс рассказывает в своей книге Детектив на все времена: Чтение художественной литературы – символический акт. Мы, читатели, соединяем свое воображение с воображением автора: вступаем в созданный им мир, участвуем в жизни его обитателей, по описаниям в книге составляем представления о людях и том, что их окружает. Поэтому описание места действия — очень важный элемент любого романа. Место действия  — сцена, на которой герои разыгрывают свои трагикомедии, и войти в этот мир мы можем, только если она имеет твердые основания в физической реальности. Отсюда не следует, что место важнее, чем характеристики героев, повествование и структура: все четыре компонента должны быть тесно взаимосвязаны, а весь роман написан захватывающим языком, чтобы книга не затерялась в общей массе после первого месяца продаж. Многие читатели, если их спросить, выберут симпатичных героев как наиболее важный элемент художественного произведения, и надо признать. Что если герои неубедительны, то роман превращается в скучное, безжизненное повествование. Но эти люди где-то живут, движутся, действуют, и нам нужно дышать тем же воздухом, смотреть их глазами, ходить по тем же дорожкам и жить в комнатах, обставленных писателем. Эти подробности так важны, что многие писатели называли свои романы по названию места: на память приходят Грозовой перевал, Мэнсфилд-Парк, Говардс-Энд и Миддлмарч, где место сплачивает персонажей и в значительной степени определяет сюжет. Точно таким же образом я использовала реку Темзу в моем романе Первородный грех где река связывает все основополагающие моменты сюжета и настроения людей, которые живут и работают на ее берегах. Для одних река — бесконечный источник красоты и радости, квартира на берегу — символ осуществившихся желаний, для других ее темные, вечно струящиеся воды — пугающее напоминание об одиночестве и смерти.

Жерар Этьен, новый управляющий лондонского издательства, намерен внести изменения в работу и уволить часть персонала, чтобы сделать процесс более эффективным, но прежде чем он успевает воплотить задуманный план, его убивают.

В ходе следствия Адам Дэлглиш и его молодой помощник Даниэль Аарон обнаруживают в архивах издательства недописанный роман, рассказывающий о женщине-еврейке и ее двух детях-близнецах, которые в период фашистской оккупации Франции были выданы немцам и сгинули в концентрационных лагерях. Фактически, рукопись романа является обвинением в адрес главы издательства Певерелл пресс Жана-Филиппа Этьена, одного из лидеров сопротивления, который признает свою вину и оправдывает свои действия необходимостью поддерживать формально хорошие отношения с немцами, для успешной подпольной борьбы. Но данная история не более чем красивая оболочка для того чтобы присвоить издательский бизнес.

Даниэль Аарон, в котором течет еврейская кровь, позволяет уйти убийце, мотивированному отомстить за смерть жены и детей, и в очередной раз Дэлглиш видит, как правосудие совершается само, без участия полицейских из Скотленд-ярда.

Помимо очевидных тем, развенчания идеальных отношений в издательском бизнесе и вопросов о Холокосте, Ф. Д. Джеймс показывает, как меняется британское общество в 90-е годы. Писательница принадлежит к поколению людей переживших мировую войну, свидетелей падения британского величия, угасания мировой державы, сопровождавшееся болезненными экономическими и социальными изменениями для жителей острова. Послевоенные годы были временем жесткой экономии, благодаря чему Британия смогла вернуться к процветанию. Эти социально-экономические изменения не более чем фон для истории нравов и выявления преступности на уровне ментальности в самых недрах общества, реализуемых или выплывающих из подсознания при стечении обстоятельств в каждом случае, и цепь которых можно протянуть от самого первого преступления совершенного первым человеком.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе