Все еще мертв

Все еще мертв

Роман Все еще мертв (Still Dead, 1934) — не продолжение в серии Питера Джеймса о Рое Грейсе, коллекционирующего все названия со словом Dead, как вы догадываетесь по дате выхода роман был написан гораздо ранее, в эпоху Золотого века. Все еще мертв — один из лучших детективных романов английского писателя и критика Рональда Нокса, известного своим Декалогом детектива. Этот роман многие критики считают лучим, поскольку в нем писатель очень наглядно воплощает свои идеи и методы.

still-dead

Детектив начинается с описания семьи Риваров (Reiver), владеющих поместьем в шотландской низменности. Хозяином и главой семьи является Дональд Ривар, который успешно управлялся с делами, но после смерти любимой жены, решает отойти от дел. Его сын Колин, бездельник и пьяница, плохо подходящий на роль успешного управляющего. Беспокоясь о будущем, Дональд страхует жизнь Колина от различных случайностей. Нокс сатирическим описывает, как человек не сумевший воспитать сына, превращает его в финансовую возможность получить дополнительную прибыть.

Колин во время поездки на своем спортивном автомобиле, находясь в нетрезвом виде, насмерть сбивает сына садовника. Его оправдывают в суде, Но терзаемый угрызениями совести он сообщает, что намерен покинуть Англию. Выполнить свое намерение он не успевает, поскольку его находят мертвым — дважды. В первый раз, в понедельник, когда его мертвое тело видят на обочине дороги, однако оно пропадает, чтобы появиться на том же месте два дня спустя. Манипуляции с трупом связаны с просроченным платежом в страховую компанию, что могло послужить причиной для отказа в выплате страховой премии.

Расследование поручено Майлзу Брэдону (Miles Bredon), главному герою большинства детективов Рональда Нокса. Брэдон — следователь по особо важным делам страховой компании, имеет богатый опыт, во время Первой мировой войны он служил разведке, и блестящий послужной список. Нокс описывает его как огромного, добродушного человека, с вялым характером, оценивающего окружающих людей гораздо лучше, чем себя самого. И хотя Брэдон работает на страховую компанию только в крайних случаях, в его способностях никто не сомневается, а потому в сложных случаях компания привлекает именно его.

Первое, что бросается в глаза Брэдону — это множество противоречивых показаний. Одни из них указывают на несчастный случай, другие на темную загадку. Следователю удается выяснить, что Колин, выпив для храбрости, отправился в имение, чтобы извиниться перед садовником за смерть сына, в которой он был повинен. Колин выпил чересчур много, отчего свалился перед дверью дома, а садовник оставил его замерзать на холодной улице.

После того как выясняется правда, Нокс переходит к дискуссии о действиях садовника. Разные персонажи высказывают разные точки зрения на эту ситуацию. Один видит в этом поступке убийство, поскольку садовник не перенес пьяного в дом. Другой, высказывает мнение, что формально, никакого преступления не было и садовник невиновен. Некоторые даже придерживаются точки зрения, что восторжествовала справедливость (Колин убил сына садовника по небрежности, а теперь садовник убил Колина пренебрежением).

Нокс показывает, насколько грубым инструментом может быть закон в конкретном случае. Закон, нацеленный на физическое действие, не может дать удовлетворения в случае морального ответственности. Колин совершил убийство ненамеренно, а садовник убил намеренно, хотя по закону он не является виновным. В итоге, Нокс предлагает положиться на совесть как инструмент для решения подобных, непростых ситуаций.

Брэдон также стоит перед моральной дилеммой: указать на убийцу или оставить всех в неведении. Он принимает решение скрыть истину, поскольку обнародование может повлечь продолжение ненависти и возможно еще одно убийство.

Критики указывают, что хотя Рональд Нокс принадлежит к классической школе детектива идущей от Конан Дойла и Честертона, проблемы права и морали, поднимаемые им в романах ближе к авторам крутой школы. Никогда произведения этого английского автора не классифицировались как крутые детективы, но его описание человеческих проблем и способов решения ближе к романам Чандлера или Росса Макдональда, чем к логическим загадкам Найо Марш или Дороти Л. Сэйерс.

Для себя, Нокс выбрал уход из мира, став священником, а для читателей он предлагает решение, основанное на морали и нравственности.

54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий