Человек-призрак

Человек-призрак

Ни одна коллекция 100 лучших детективных романов не может обойтись без романа, по утверждению одного из лучших знатоков жанра, английского критика Г. Р. Ф. Китинга, самым лучшим образом иллюстрирующего проблему о Закрытой (запертой) комнаты, романа Человек-призрак (The Hollow Man, 1935; в США он больше известен под названием Три гроба — The Three Coffins), написанного подлинным мастером детективного жанра Джоном Диксоном Карром. Ряд критиков и исследователей детектива считают поджанр романов об Убийстве в запертой комнате ключевым для классического детектива.

The_Hollow_Man

От книг Джона Диксона Карра всегда веет неповторимым ароматом, затхлым запахом запертого помещения, и еще чем-то театральным. Этот запах, как ни старайся невозможно вытравить, но благодаря этому неуловимому признаку романы Карра являют собой уникальный, захватывающий по своим масштабам проект, втянувший многих авторов в свои сети. Эдмунд Криспин начал писать детективы под вдохновением от прочтения романа Согнутая петля, с удивлением обнаружив к утру, что он прочитал его за одну ночь. Кинсгли Эмис однажды заметил, что слово захватывающий нужно зарезервировать только для одного писателя — Д. Д. Карра. Есть еще немало примеров, которые подтверждают гениальные способности и свидетельствуют о поразительной энергетике этого человека.

Для убийства профессора Гримо, а позже — равно невероятного преступления на Калиостро-стрит, подойдут самые фантастические определения. И для этого есть все основания. Те из друзей доктора Фелла, кто любит загадочные ситуации, не смогут найти в своих записных книжках более жуткой истории. — Если у вас не участился пульс после этих предложений открывающих роман Человек-призрак, значит вам не светит получать удовольствие от романов Карра.

Для своих читателей американский писатель медленно нагнетает атмосферу ужаса, выстраивая эффекты с мастерством иллюзиониста. После первого аккорда, сочетающего элементы тайны и предчувствие невероятного, Карр приводит читателя в английский паб, где разговор конечно же идет о призраках и колдовстве. Упоминание трех гробов, таинственного брата, невидимых привидений и опасности от предстоящего визита фантастического незнакомца, создают впечатляюще жуткую атмосферу.

Совсем другое впечатление на читателей производит главный герой романа — доктор Фелл, атмосферу уюта, определенности и возбуждающего интереса. Карру удается невообразимым образом сочетать логику и фантастику, как красиво сказал об этом другой писатель детективов Николас Блейк безумную логику и экстравагантное воображение. К примеру, один из героев романа Человек-призрак защищает себя от призраков с помощью живописи, на первый взгляд, подобная выдумка кажется нам полным безумием, но читая его доводы в пользу подобного метода, мы вынуждены согласиться с логичностью подобной методы. Также безупречной логикой, требующейся для подобного рода детективов с убийством в запертой комнате, обладает сочетание времени, места и действия.

Джон Диксон Карр великолепный рассказчик, умеющий не только задать повествованию тон, но и поддерживать его, ослабляя и задавая напряжение с развитием истории. Он умело сосредотачивает внимание читателей на событиях, не вписывающихся в логику, и продолжает отыскивать им место в огромном детективном пазле.

Роман Человек-призрак содержит не только описания двух убийств, совершенных в герметично закрытых помещениях, но и чудовищное, бесстыдное отступление, семнадцатую главу под названием Лекция о закрытой комнате, в которой автор в шумной и специфичной манере доктора Фелла, описывает 7 различных типов объяснения, невозможного убийства в запертой комнате.

По словам того же Китинга эта глава не просто раскрывает секреты классической детективной истории, но является апофеозом детектива. Если до появления Д. Д. Карра абсолютное большинство авторов детективных романов пытались скрыть от читателей секреты загадочного убийства, давая разгадку в финале и вновь вовлекая в таинственное состояние неведения в начале очередного романа, доктор Фелл раструбил на весь мир основные секреты детектива.

Обычные любители классических детективов желают получить очередной невероятный сюжет, а затем объяснение как это невероятное событие могло случиться. Если автор позволяет себе сползти на уровень совпадения или случайного события, детектив превращается в сенсационный роман, столь любимый в XIX веке, но совершенно позабытый с появлением детектива в XX.

Джон Диксон Карр точно подмечает искусственную природу невероятного преступления. На обложках первых романов был напечатан слоган — фантастика против факта (fiction against fact), поэтому есть сомнения, что читатели когда-либо столкнутся с подобного рода убийством в реальной жизни или даже отыщут нечто подобное в полицейской хронике. Подобные преступления — достояние искусства. Впрочем, знатоки криминалистики, вероятно, смогут указать не пару случаев за всю историю подходящих или смахивающих под описание оставленное доктором Феллом.

В литературе это возможно, поскольку писатель играет с читателем в игру, отвлекая читателя лишними уликами, ложными ходами, но подобные услуги больше смахивают на подножку, обманный маневр, не дающий читателю возможность прийти к финишу первым. Джон Диксон Карр умеет играть в подобные игры, увлекая не только загадочными происшествиями, но и абсолютно логичным объяснением произошедшего, а может быть атмосферой невероятного. Самое поразительное, что ему это удавалось делать снова и снова, совершенствовать таинственные убийства и предлагать к ним свои объяснения.

Рекомендуем

locked-room-mystery

Лекция о закрытой комнате

Hollow-Man-ch1

Человек-призрак. Глава 1

 

54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий