vldmrvch.ru

Человек в коричневом костюме

В 1991 году благодарные читатели будут отмечать 100-летие со дня рождения Агаты Кристи. Среди блестящих авторов англоязычного детектива — Дороти Сэйерс, Эрл Стэнли Гарднер, Майкл Иннес, Марджери Эллингем, Найо Марш, Филлис Дороти Джеймс и другие — литературная критика выбрала единственную хозяйку тайн, первую леди преступления, королеву детективного жанра. И это была Агата Кристи.

Она родилась в 1891 году в небольшом городке Торки в Великобритании. Мать приобщила девочку к чтению. Любимыми писателями стали Вальтер Скотт, Чарльз Диккенс, позднее Конан Дойл, Дж. К. Честертон. Отец восхищался ее смекалкой и способностью быстро решать сложные математические задачи. Агата была скромна и застенчива, побила фотографироваться и даже, когда к ней пришла мировая известность, не выступала с речами.

Агата Кристи — свидетель двух мировых войн. В юности она была сестрой милосердия, работала фармацевтом военных госпиталях. Со своим первым мужем, майором Арчибальдом Кристи, в составе Британской миссии она совершила кругосветное путешествие, побывала на Гавайях и в Южной Африке. Второй муж, Макс Мэллоуэн, был археологом и историком. Она участвовала в его экспедициях, увидела Египет, Ирак… побывала в Баку и Одессе.

Агата Кристи (Christie) любила свою фамилию, принесшую ей известность, и даже сделала ее символом своей удивительной работоспособности. Ее девиз: Новый роман к каждому Рождеству (Christmas). И читатели с радостью получали многочисленные рождественские подарки. Кристи — автор 85 романов, 17 пьес, сотни рассказов; они переведены более чем на 100 языков.

Роман Человек в коричневом костюме (1924), который мы предлагаем читателю, Агата Кристи начала писать, еще не помышляя стать профессиональным литератором. Она была полна впечатлений от только что закончившегося кругосветного путешествия и обеспокоена плачевным материальным положением семьи.

Еще до поездки лучший друг Арчибальда Кристи М. Белчер предложил идею создания детективной истории о предстоящем путешествии. Этот разговор происходил во время обеда в доме Белчера Милл-Хаусе. Он придумал и название будущего романа — Тайна Милл-Хауса, Агате же хотелось назвать его Убийство в Милл-Хаусе. Непременным условием Белчер ставил присутствие его самого в качестве одного из действующих лиц обязательно в том амплуа, которое затем воплотилось в образе сэра Юстаса Педлера.

Агата Кристи набросала сюжет во время пребывания в Южной Африке. Там происходили революционные события, и она использовала некоторые факты для создан канвы интриги. Главная героиня, мисс Энн Беддингфелд юная девушка, сирота, неунывающая и обаятельная. Она самостоятельно начинает расследование убийства, имея в руках лишь клочок бумаги с загадочными цифрами. От ее лица ведется большая часть повествования.

Второй рассказчик — сэр Юстас Педлер. Агате Кристи было необыкновенно трудно воплотить образ хорошо знакомого ей человека. Лучшим выходом из этого затруднительного положения она сочла возможность предоставить ему самому говорить за себя. И образ стал удивительно живым. Его устами были рассказаны лучшие истории М. Белчера, которыми он был буквально переполнен. В которых сам не мог определить границы между вымыслом и правдой. Aгата Кристи говорила, что это был единственный случай, когда она включила в произведение реально существующее лицо. Зато роман изобилует реалиями самого путешествия. Это и плавание на огромном океанском судне, и приступы морской болезни, и посещение алмазных рудников в Кимберли, и встречи с загорелыми сильными людьми, сражавшимися в Родезии.

Роман передает романтическую атмосферу Южной Африки: тропический климат, любовь двух молодых людей на уединенном острове, подстерегающие их опасности, а также холодную, слякотную и скучную атмосферу в провинциальном английском городке, где Энн жила со своим отцом, профессором антропологии, и где она мечтала о той жизни, которая и выпала ей впоследствии.

По жанру роман получился не столько собственно детективной историей, увлекающей напряженностью интеллектуального поиска,, сколько «триллером» — произведением, захватывающим напряженным действием, где события с нарастающей быстротой сменяют друг друга.

По ходу повествования Кристи умеет заставить читателя запомнить те детали, которые обязательно будут нужны для разгадки тайны: маска цыганки с распущенными черными волосами, белым от пудры лицом и ярко-красным изгибом рта, которую Энн изобразила у себя комнате еще в доме мистера Флемминга; навязчивый запах нафталина; закатившаяся в щель кассета из-под фотопленки и многое другое.

Когда роман не без труда был завершен, А. Кристи передала его в руки литературного агента, слегка заикающегося молодого человека по имени Эдмунд Корк. Эта встреча положила начало дружбы, которая продолжалась более четырех десятилетий. А дальше случилось непредвиденное… Агата Кристи получила 500 фунтов стерлингов за серийную публикацию Тайны Милл-Хауса в газете Ивнинг ньюс. Единственное, что ее расстроило, — изменение заглавия романа на Энн — искательница приключений.

Благодаря этому гонорару положение семьи укрепилось, и Агата сумела осуществить одно из двух своих самых заветных желаний — приобрести машину, узконосый стального цвета Моррис Каули. Второе желание исполнилось лишь через 40 лет — обед с английской королевой в Букингемском дворце.

В книжном варианте роман получил название Человек в коричневом костюме. В этом названии символически перекликались элементы сюжета, связанные с главным персонажем, и с младенцем, родившимся в Африке и нежившимся на солнце в костюме цвета загара.

Роман Человек в коричневом костюме интересен прежде всего тем, что открывает серию триллеров в англоязычном детективе. Этот тип детективного повествования стал популярным уже в наши дни. У Кристи триллерами являются также Пассажир до Франкфурта, Н или M и некоторые другие романы. Большинство же в творческом наследии писательницы — собственно детективные истории: Убийство Роджера Экройда, Карты на столе, Десять негритят, Тайна каминов, Пуаро расследует и другие.

Творчество Кристи удивительно национально и традиционно. Уже сам выбор сыщика – чисто английская традиция. Это не комиссар полиции, представитель Скотленд-Ярда, символа и орудия власти, не вызвал бы особого доверия англичан. Это, как правило, частное лицо — любитель Эркюль Пуаро, деревенская старая дева, мисс Марпл, автор детективных романов миссис Оливер, бесспорным прототипом которой является сама Кристи, или мисс Энн Беддингфелд — тоже прототип, но еще юной Агаты.

Эти сыщики воспринимаются английской публикой весьма благосклонно. Они не врываются в дом англичанина (а именно англичане ввели знаменитую формулу Мой дом — моя крепость), не вторгаются в его личную жизнь. Они чаще всего сами являются к своим свидетелям, а не вызывают их на допрос.

Знаменитый Эркюль Пуаро, появившийся уже в самом первом романе Кристи Таинственное происшествие в Стайлсе (1920), обладает неиссякаемой энергией и верит в силу собственной интуиции. Зачастую он раскрывает преступление не с помощью конкретных фактов, улик и доказательств, а благодаря исключительной психической проницательности, что и позволило критике назвать эту жанровую разновидность романов Кристи интуитивным детективом. Наибольшая радость для героев Кристи — это радость спасения невиновного. Писательница верит, что зло всегда наказывается, а добро побеждает.

Агаты Кристи не стало в 1976 году. На родине она удостоена титула Национальное учреждение Англии и ордена Британской Империи. Запоминаются ее слова из Автобиографии, вышедшей посмертно: Конечно же я не могла не восхищаться достижениями человечества в области космоса. Я горда тем, что все это совершилось, в мое время. И мне бы очень хотелось заглянуть в будущее, увидеть, какими будут последующие шаги Человека… Человека, обладающего даром, которого нет ни у одной другой формы жизни, — стремлением познать неизвестное.

Елена Цурганова 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе