Человек в коричневом костюме

Человек в коричневом костюме

В 1991 году благодарные читатели будут отмечать 100-летие со дня рождения Агаты Кристи. Среди блестящих авторов англоязычного детектива — Дороти Сэйерс, Эрл Стэнли Гарднер, Майкл Иннес, Марджери Эллингем, Найо Марш, Филлис Дороти Джеймс и другие — литературная критика выбрала единственную хозяйку тайн, первую леди преступления, королеву детективного жанра. И это была Агата Кристи.

Она родилась в 1891 году в небольшом городке Торки в Великобритании. Мать приобщила девочку к чтению. Любимыми писателями стали Вальтер Скотт, Чарльз Диккенс, позднее Конан Дойл, Дж. К. Честертон. Отец восхищался ее смекалкой и способностью быстро решать сложные математические задачи. Агата была скромна и застенчива, побила фотографироваться и даже, когда к ней пришла мировая известность, не выступала с речами.

Агата Кристи — свидетель двух мировых войн. В юности она была сестрой милосердия, работала фармацевтом военных госпиталях. Со своим первым мужем, майором Арчибальдом Кристи, в составе Британской миссии она совершила кругосветное путешествие, побывала на Гавайях и в Южной Африке. Второй муж, Макс Мэллоуэн, был археологом и историком. Она участвовала в его экспедициях, увидела Египет, Ирак… побывала в Баку и Одессе.

Агата Кристи (Christie) любила свою фамилию, принесшую ей известность, и даже сделала ее символом своей удивительной работоспособности. Ее девиз: Новый роман к каждому Рождеству (Christmas). И читатели с радостью получали многочисленные рождественские подарки. Кристи — автор 85 романов, 17 пьес, сотни рассказов; они переведены более чем на 100 языков.

Роман Человек в коричневом костюме (1924), который мы предлагаем читателю, Агата Кристи начала писать, еще не помышляя стать профессиональным литератором. Она была полна впечатлений от только что закончившегося кругосветного путешествия и обеспокоена плачевным материальным положением семьи.

Еще до поездки лучший друг Арчибальда Кристи М. Белчер предложил идею создания детективной истории о предстоящем путешествии. Этот разговор происходил во время обеда в доме Белчера Милл-Хаусе. Он придумал и название будущего романа — Тайна Милл-Хауса, Агате же хотелось назвать его Убийство в Милл-Хаусе. Непременным условием Белчер ставил присутствие его самого в качестве одного из действующих лиц обязательно в том амплуа, которое затем воплотилось в образе сэра Юстаса Педлера.

Агата Кристи набросала сюжет во время пребывания в Южной Африке. Там происходили революционные события, и она использовала некоторые факты для создан канвы интриги. Главная героиня, мисс Энн Беддингфелд юная девушка, сирота, неунывающая и обаятельная. Она самостоятельно начинает расследование убийства, имея в руках лишь клочок бумаги с загадочными цифрами. От ее лица ведется большая часть повествования.

Второй рассказчик — сэр Юстас Педлер. Агате Кристи было необыкновенно трудно воплотить образ хорошо знакомого ей человека. Лучшим выходом из этого затруднительного положения она сочла возможность предоставить ему самому говорить за себя. И образ стал удивительно живым. Его устами были рассказаны лучшие истории М. Белчера, которыми он был буквально переполнен. В которых сам не мог определить границы между вымыслом и правдой. Aгата Кристи говорила, что это был единственный случай, когда она включила в произведение реально существующее лицо. Зато роман изобилует реалиями самого путешествия. Это и плавание на огромном океанском судне, и приступы морской болезни, и посещение алмазных рудников в Кимберли, и встречи с загорелыми сильными людьми, сражавшимися в Родезии.

Роман передает романтическую атмосферу Южной Африки: тропический климат, любовь двух молодых людей на уединенном острове, подстерегающие их опасности, а также холодную, слякотную и скучную атмосферу в провинциальном английском городке, где Энн жила со своим отцом, профессором антропологии, и где она мечтала о той жизни, которая и выпала ей впоследствии.

По жанру роман получился не столько собственно детективной историей, увлекающей напряженностью интеллектуального поиска,, сколько «триллером» — произведением, захватывающим напряженным действием, где события с нарастающей быстротой сменяют друг друга.

По ходу повествования Кристи умеет заставить читателя запомнить те детали, которые обязательно будут нужны для разгадки тайны: маска цыганки с распущенными черными волосами, белым от пудры лицом и ярко-красным изгибом рта, которую Энн изобразила у себя комнате еще в доме мистера Флемминга; навязчивый запах нафталина; закатившаяся в щель кассета из-под фотопленки и многое другое.

Когда роман не без труда был завершен, А. Кристи передала его в руки литературного агента, слегка заикающегося молодого человека по имени Эдмунд Корк. Эта встреча положила начало дружбы, которая продолжалась более четырех десятилетий. А дальше случилось непредвиденное… Агата Кристи получила 500 фунтов стерлингов за серийную публикацию Тайны Милл-Хауса в газете Ивнинг ньюс. Единственное, что ее расстроило, — изменение заглавия романа на Энн — искательница приключений.

Благодаря этому гонорару положение семьи укрепилось, и Агата сумела осуществить одно из двух своих самых заветных желаний — приобрести машину, узконосый стального цвета Моррис Каули. Второе желание исполнилось лишь через 40 лет — обед с английской королевой в Букингемском дворце.

В книжном варианте роман получил название Человек в коричневом костюме. В этом названии символически перекликались элементы сюжета, связанные с главным персонажем, и с младенцем, родившимся в Африке и нежившимся на солнце в костюме цвета загара.

Роман Человек в коричневом костюме интересен прежде всего тем, что открывает серию триллеров в англоязычном детективе. Этот тип детективного повествования стал популярным уже в наши дни. У Кристи триллерами являются также Пассажир до Франкфурта, Н или M и некоторые другие романы. Большинство же в творческом наследии писательницы — собственно детективные истории: Убийство Роджера Экройда, Карты на столе, Десять негритят, Тайна каминов, Пуаро расследует и другие.

Творчество Кристи удивительно национально и традиционно. Уже сам выбор сыщика – чисто английская традиция. Это не комиссар полиции, представитель Скотленд-Ярда, символа и орудия власти, не вызвал бы особого доверия англичан. Это, как правило, частное лицо — любитель Эркюль Пуаро, деревенская старая дева, мисс Марпл, автор детективных романов миссис Оливер, бесспорным прототипом которой является сама Кристи, или мисс Энн Беддингфелд — тоже прототип, но еще юной Агаты.

Эти сыщики воспринимаются английской публикой весьма благосклонно. Они не врываются в дом англичанина (а именно англичане ввели знаменитую формулу Мой дом — моя крепость), не вторгаются в его личную жизнь. Они чаще всего сами являются к своим свидетелям, а не вызывают их на допрос.

Знаменитый Эркюль Пуаро, появившийся уже в самом первом романе Кристи Таинственное происшествие в Стайлсе (1920), обладает неиссякаемой энергией и верит в силу собственной интуиции. Зачастую он раскрывает преступление не с помощью конкретных фактов, улик и доказательств, а благодаря исключительной психической проницательности, что и позволило критике назвать эту жанровую разновидность романов Кристи интуитивным детективом. Наибольшая радость для героев Кристи — это радость спасения невиновного. Писательница верит, что зло всегда наказывается, а добро побеждает.

Агаты Кристи не стало в 1976 году. На родине она удостоена титула Национальное учреждение Англии и ордена Британской Империи. Запоминаются ее слова из Автобиографии, вышедшей посмертно: Конечно же я не могла не восхищаться достижениями человечества в области космоса. Я горда тем, что все это совершилось, в мое время. И мне бы очень хотелось заглянуть в будущее, увидеть, какими будут последующие шаги Человека… Человека, обладающего даром, которого нет ни у одной другой формы жизни, — стремлением познать неизвестное.

Елена Цурганова 

54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий