Убийства в Солтмарше

Роман Убийства в Солтмарше (The Saltmarsh Murders, 1932) — один из самых известных детективных романов английской писательницы Глэдис Митчелл. Ее творчество, особенно в ранний период, целиком и полностью соответствовало правилам, установленным в кругу специалистов-практиков, так называемого Золотого века детектива. Митчелл обычно удавалось сочетать следование канону с остроумием и оригинальностью сюжетов, пародируя основные принципы жанра, в котором она создавала свои романы. Таким образом, ей удавалось создавать почти непредсказуемые сюжеты.

the-saltmarsh-murders

Поскольку первые детективы Глэдис Митчелл были написаны для подростковой аудитории, в них роль сыщика выполняла эксцентричная особа, сочетающая очаровательные и отталкивающие черты. Адела Лестрейндж Брэдли (иногда госпожа Брэдли, а позже Леди Беатрис), с переходом писательницы к сочинению детективов для взрослой аудитории, также переселилась. Первое, что бросается в глаза, при чтении детективов Митчелл — внешние странности ее героини. Желтая кожа, пальцы как когти, ее смех больше напоминал гогот. Митчелл часто сравнивает свою героиню с птеродактилем, и даже открывает ее секретную кличку — Миссис Крокодил (Mrs. Croc.). В поздних романах эти черты не пропадают, а лишь все более тонко и иронично обыгрываются писательницей.

Несмотря на отталкивающую внешность, миссис Брэдли обладает набором прекрасных черт. Ее великолепный голос способен вызвать у окружающих понимание и даже вдохновить на фанатичную поддержку. По профессии она психиатр, а в некоторых романах выясняется, что она работает психиатром-консультантом в Министерстве внутренних дел.

История в романе Убийства в Солтмарше рассказывается от третьего лица. Рассказчик — Ноэль Уэллс (Noel Wells) — наивный, недалекий, молодой и симпатичный священник. Уэллс влюблен в молодую племянницу своего вышестоящего начальника. Священник описывает влюбленную в идеалистических тонах, как идеал добродетели и красоты. Этот образ прямая противоположность жене викария, вредной и властной женщине. Уэллс рассказывает о действиях миссис Брэдли, поскольку он не только свидетель расследования, но и близкий друг эксцентричной дамы. В свою очередь миссис Брэдли характеризует своего друга как бесценного Босуэлла, капитана Гастингса и доктора Уотсона, — но тут же иронично замечает, — у этого ребенка голова как репа (идиома характеризующая болвана — DM). Не думаю, что он много потерял от того, что пошел в церковь. Маленькая Дафна (его возлюбленная – DM.) будет вертеть им как пожелает. Классическая пара детектив и наивный рассказчик в полной мере соответствует такому же классическому сюжету, не отступающему от традиционной детективной канвы. Все странности сходятся воедино, когда нужно разрешить головоломку.

В романе писательница использует целый ряд традиционных для классического детектива шаблонов — деревенский праздник, на котором и обнаруживается, что среди жителей тлел огонек вражды на классовой почве. Финал праздника — первое убийство. Когда конфликт выходит наружу, всплывают неприятные подробности — инцест, нежелательная беременность, порнография, убийство и сумасшествие, которые происходят в деревеньке на побережье Дорсета.

В своих письмах английская писательница упоминает, что место действия целого ряда ее романов, происходящих на территории различных регионов Англии, было мотивировано просьбами Британского картографического общества, желавшего популяризировать малоизвестные уголки страны. А потому действие этого романа разворачивается на живописном фоне. Но красивая природа таит в себе опасность — именно коварные скалы и приливы стали вдохновителями для изощренного и запутанного убийства.

 

Добавить комментарий