vldmrvch.ru

Череп под кожей

Романы Филлис Дороти Джеймс 80-х годов представляют собой возврат к формуле и жанру детектива, в котором имя английской писательницы к этому времени стало настоящим брендом. Романы этого периода — свидетельство постепенного развития в творчестве английской писательницы, поскольку книги стали значительно длиннее, сюжеты сложнее, а персонажи еще более многослойными.

The-Skull-Beneath-the-Skin

Роман Череп под кожей (The Skull Beneath the Skin, 1982), в котором десятилетие спустя возвращается частный детектив Корделия Грей, по структуре напоминает головоломку, схожую с романами Агаты Кристи или первыми работами самой Джеймс. Многое в романе указывает на продолжающееся увлечение писательницы готическими ужасами. По сюжету убийства, описанные в романе связаны с недавним прошлым — событиями Второй мировой войны, но большинство смертей напоминают романтическую готику, вышедшую из рассказов Эгара По. Остров, на котором происходит действие романа, ранее использовался для пыток и убийств немецких военнопленных от рук своих товарищей. Жуткие экспонаты, собранные в традиционно закрытой обстановке, а также смерть от утопления во время прилива и другие элементы нагнетают ощущение клаустрофобии и напоминают нам ужасные рассказы американского классика, от влияния которого был избавлен предыдущий роман с Корделией Грей — Неподходящая работа для женщины.

Корделию нанята для охраны Клариссы Лиль (Clarissa Lisle) — красивой, но увядающей актрисы, воплощения архетипических театральных эффектов в виде любви к драматическим жестам или переполненной страстями и эмоциями личной драмы. Грустные типажи, составляющие основное амплуа актрисы, мудрые и эмоционально уравновешенные, действующие с материнской заботой, являются полной противоположностью ее настоящему характеру, человека неспособного заботиться о других, оставшегося капризным ребенком даже в своем возрасте. Ее встречи и диалоги с Корделией вскрывают эту наигранность, способность менять маски, собранные из женского репертуара театральных спектаклей XIX и XX веков. Кларисса остается актрисой и в жизни, беззастенчиво пользуясь своей женственностью, чтобы манипулировать другими и получать то, что она хочет. С Корделией же она напротив вежлива и сдержана.

Море, отделяющее остров от материка не только выполняет формальную функцию выделения закрытого пространства, но и символизирует, чтоmark-harrison-the-skull-beneath-the-skin сообщество на острове находится на расстоянии от принятых в человеческом обществе норм и правил. Пересекая пролив, персонажи преображаются, вместе с этим рушатся связи матери и сына, мужа и жены. Морские и прибрежные пейзажи, встречающиеся в романе напоминают о любви Ф. Д. Джеймс к природе Северной Англии, морскому побережью, с их необъятностью и яростной силой посреди которого находится остров-крепость напоминающий монументальные поздне-викторианские описания.

Корделия Грей на этот раз живет и проводит расследование на фоне великолепного антуража, напоминающем своим блеском викторианскую эпоху, совсем непохожий на ее жалкую лачугу из первого романа. Но в этом романе Корделия отнюдь не похожа на напористого частного детектива из романов Реймонда Чандлера, какой она предстала в Неподходящей работе для женщины. Здесь она жертва обстоятельств, отступающая не только перед ужасающим убийством, невероятной по жестокости попыткой утопления, но и перед мощной группой окружающей Клариссу. Сравнение с прожженными театралами выдает молодость и неопытность Корделии, ее неспособность скрыть актерской игрой свое истинную эмоциональную реакцию, приспособиться для защиты от принятых в театральном мире поддевок и колких замечаний. На этом фоне молодая сыщица выглядит беззащитной и почти неспособной для активных действий.

В своем вступлении к сборнику детективов, объединивших романы этого десятилетия, Ф. Д. Джеймс признается, что Корделия вдохновляет ее своей юношеской свежестью и заставляет писательницу с удвоенной энергией взяться за поиск новых способов борьбы с жанровыми шаблонами. Корделия в романе поневоле сталкивается с различными эксцентричными персонажами, которые заставляют ее обнаружить собственную честность, храбрость, жесткость, высокий интеллект, открытость и сексуальность. Джеймс также признается, что Адам Дэлглиш представляет собой ту воображаемую видимость ее характера как опытного администратора, которая остается внешней и далекой, когда Корделия воплощает более личные черты, идеализированный портрет самой писательницы. Ведь ошибки, которые допускает Корделия, основаны на ее неопытности, и никогда не случаются из-за недостатков в ее характере.

Роман кажется фантастической пародией на театральное общество или мир искусства в целом, постоянно колеблясь между готическим преувеличением и сатирической комедией нравов. Подобно первому роману о Корделии повествование начинается с серии остроумно описанных, веселых сцен свидетельствующих о комическом таланте английской писательницы. Также в этом романе у нее появляются довольно закрученные по уровню интертекстуальные отсылки. Например, Джеймс использует цитаты из одного литературного текста, чтобы на самом деле отослать читателя к другому литературному сочинению.

Рассказ о театральном сообществе, напоминает один из первых романов об Адаме Дэлглише — Неестественные причины. В романе Череп под кожей Джеймс словно пытается повторить опыт ее ранней игры-разоблачения с культурным объектом, но уже не по отношению к литературе, а применительно к театральному сообществу. Она высмеивает театральные работы и авторов, заработавших имя благодаря своим родственным связям, остающихся профанами искусства. Правда собственный статус, благодаря иной повествовательной функции, указывает как вымышленный, отделяя себя от высмеиваемой массы, она заставляет читателей отнестись к своей критике серьезно.

Корделия Грей как и в предыдущем романе выясняет кто убийца, но этот результат остается неудовлетворительным, поскольку основная цель правосудия не выполнена.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе