vldmrvch.ru

Неестественные причины

Действие третьего детективного романа английской писательницы Филлис Дороти Джеймс Неестественные причины (Unnatural Causes, 1967) постоянно перемещает свой фокус между деревней Саффолк и Лондоном, поскольку внимание сосредоточено на небольшом избранном обществе, состоящем из литераторов и их друзей (родственников, любовников и любовниц, а также слуг и помощников) людей непостоянных и вдохновляемых различными идеями, отчего они постоянно меняют дислокацию.

Unnatural Causes

Как и положено в детективе, об убийстве читатель узнает с самой первой фразы: B виду суффолкского побережья дрейфовала небольшая парусная лодка, на дне ее лежал труп с отсеченными кистями рук. И далее, на протяжении нескольких страниц (всю первую главу), писательница самым подробным образом описывает положении трупа, характер повреждений, его положение в лодке и другие мельчайшие детали. Все описано насколько подробно, что не многие читатели дочитывают эту главу до конца.

Джеймс позднее объяснила, почему она придает так много внимания сцене обнаружения трупа. Вот как она описывает это по отношению к творчеству другой великой детективщицы Дороти Сэйерс: Но в чем Дороти Сэйерс явно опередила свое время — это в реалистичности сцены с обнаружением тела. Она прекрасно представляла высокий драматизм этого момента, и у нее хватило духу показать нам весь ужас насильственной смерти. В этом она существенно отличалась от своей коллеги по детективному жанру Агаты Кристи, которая, по-видимому, испытывала глубокое отвращение к описанию физического насилия. У Агаты Кристи мы никогда не встретим такого реалистического описания, как в сцене, где Гарриет Вейн находит труп с перерезанным горлом на вершине скалы Флэт-Айрон. …

Разумеется, в книгах писателей-детективщиков тридцатых годов невозможно было обойтись без смертей, но какими бы необычными или кровавыми они ни были, предполагалось, что читатель не должен испытывать неприятных эмоций. Сегодня — и я считаю, в этом есть большая и, возможно, до сих пор не признанная заслуга Дороти Сэйерс — мы стремимся к большему реализму. Убийство — преступление, которое ни с чем не сравнится, оно чудовищно, трагично и пугающе, и теперь уже никто не пытается уберечь читателя от правды жизни.

Поскольку основным мотивом в этом романе была неестественность (убийства, убитого, общества) писательница мастерски передает эту характеристику в данном эпизоде. В немой сцене словно выпирают нехарактерные для убийства, трупа и литературы особенности.

Итак, происходит убийство, а сочинительница начинает свою игру с читателем, ведь на этот раз в качестве жертвы выступает писатель детективов. Среди подозреваемых на этот раз оказались самые заинтересованные лица — писатели и писательницы, театральный критик, редактор, в это общество как нельзя лучше вписывается детектив Адам Дэлглиш, который внеслужебное время посвящает поэзии.

Вероятно самым ярким эпизодом в этой сатирической комедии нравов, можно считать описание мужского клуба, где все участники являются писателями детективов, а также адвокаты по уголовным делам.

Роман словно распадается на две половины. Первая — это беззаботная пародия на авторов детективов, в адрес жанра также высказывается немало «горячих реплик», высмеивающая общество писателей, их притязания, зависть и самовлюбленность. Вторая, это история о цепи жестоких убийств, описанных с холодной поэтичностью.

В романе появляется Джейн Дэлглиш — тетя Адама Дэлглиша. В отличие от постоянно мятущегося и увлекающегося инспектора полиции, его тетя представляет собой непоколебимую скалу, которую трудно смутить чем-либо. Писательница подчеркивает эту недвижимость, в жизненном укладе рассказывая о семейной мебели, унаследованной от предков, которую Адам помнит как одно из самых ярких впечатлений детства. Подобно своему племяннику Джейн — высокая, сухая и аскетичная особа, увлекающаяся классической музыкой и чтением классических авторов. Она всерьез увлекается орнитологией (наукой о птицах) и не только бегает по побережью в поисках редких экземпляров, но публикует научные статьи по данной тематике. Тетя Джейн своеобразная отдушина в жизни полицейского инспектора, которая помогает ему восстановить психическое здоровье после трудных и кровавых расследований.

Подводя итог, следует сказать, что роман Неестественные причины бесспорно история с увлекательным сюжетом, в котором Филлис Дороти Джеймс уже проявляет свое мастерство не только сочинительницы истории, но великого реформатора жанра.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе