Отражение

В каком-то смысле биография Дика Фрэнсиса довольно типична для литераторов его поколения: военный летчик во время второй мировой войны, профессиональный жокей, журналист, ныне писатель. Лошадиный период в жизни Фрэнсиса оказал на него самое сильное впечатление: какой бы из романов мы не взяли, всегда в нем важную роль играют лошади и скачки. Материал его книг 60-х-70-х годов даже позволял утверждать, что именно этими элементами и ограничивается художественный мир его произведений. Однако последние книги такое впечатление опровергают — очевидно, что писатель стал вводить в свои произведения новые жизненные пласты. В романах Отражение, Банкир, Крепость перед нами раскрывается ряд любопытных моментов, позволяющих заново рассмотреть самые принципы построения детективных романов у Фрэнсиса.

В романе Отражение (Reflex, 1980; в русском также публиковался под названием — Рефлекс змеи) действует герой жокей (в этом сказывается склонность к излюбленному сюжетному приему), но жокей на излете спортивной карьеры. Теперь его основное ремесло — фотография. Филип Нор ощущает свой аппарат как продолжение руки, как своего рода очки. Он щелкает ею всегда, снимая занятные предметы, сценки или пейзажи, но чаще всего — скачки. Постепенно читателю становится ясно, что сам детективный сюжет увязан с секретами фотографического ремесла: в кадр попадают не только мгновенье, которое прекрасно, но и воплощения злодейства или страдания.

В романе читатель довольно скоро узнает о серьезном преступлении: семья покойного фотографа, специализировавшегося на скачках, становится мишенью грабежа, избиения; в конце концов поджигают их дом. Филип Нор мало-помалу начинает разбираться в причинах этих событий и устанавливает, что покойный фотограф шантажировал многих известных в мире скачек лиц, но, в отличие от обычных шантажистов, не требовал от своих жертв денег, а, напротив, требовал, чтобы они прекратили жульничество с лошадьми и выплатили определенные суммы в фонд помощи престарелым жокеям. Виновником гибели старого фотографа оказывается кинорежиссер коммерческих фильмов, продающий наркотики знаменитостям.

Именно этот человек и становится главным противником Филипа Нора, чья жизнь была с детства исковеркана пристрастием его матери к наркотикам. В финале Нор заставляет режиссера выдать ему имя поставщика героина с тем, чтобы анонимно сообщить сведения о нем в полицию. Серьезные приключения и серьезные противники появляются лишь тогда, когда мошенничества перерастают в прямую угрозу лошадям и всему миру скачек в том виде, в каком существует этот мир в английской традиции. От этих зловещих махинаций уже один шаг до поджогов, распространения наркотиков просто убийств.

Оцените статью
Добавить комментарий