Напролом

Роман Напролом (Break In, 1985) известного мастера современного английского детектива Дика Фрэнсиса (Dick Francis) в значительной степени следует традиционному руслу в разработке возможностей сегодняшнего детектива. Фрэнсис, несколько лет бывший профессиональным жокеем, постоянно использует конноспортивную тематику. Захватывающая атмосфера скачек, занимательные, экзотические детали жокейского быта, заботливая любовь к лошадям и знание их — все это создает весьма выигрышный фон для собственно детективного сюжета.

Весьма экстраординарная личность (общее место классического детектива) и Кит Филдинг, главный герой романа, профессиональный жокей. В этом согласны и враги его, и друзья, Ты силен. И не просто мускулами, а духом. Этого нельзя не заметить. Поэтому люди всегда обращают на тебя внимание.

Что же конкретно происходит в романе? Сестра Кита Холли и ее муж Бобби занимаются содержанием и объездкой молодых, еще не участвовавших в соревнованиях лошадей. Пользуясь их временными финансовыми затруднениями, неизвестные недоброжелатели публикуют в бульварной газетенке заметку о неминуемом банкротстве молодой семьи. Последствия катастрофичны: владельцы молодняка стремятся забрать из ненадежного места свою собственность, банк отказывает в кредите, кредиторы требуют немедленной уплаты долгов. Тут на сцене появляется Кит Филдинг и вступает в неравную борьбу с превосходящими силами противника. Рискуя карьерой, здоровьем и жизнью. Кит распутывает сложный клубок антагонистических интересов и восстанавливает доброе имя и финансовое положение шурина и сестры. Оказывается, что они были лишь пешками в крупной игре по дискредитации отца Бобби Мейнара, безжалостного и беспринципного финансиста, эгоиста и человеконенавистника (в общем, классический злодей). Только благодаря случайному совпадению интересов сторон — высокопоставленных врагов Мейнара (препятствующих его карьеристским устремлениям) и Кита (который защищает и в чем не повинных Холли и Бобби, а заодно разоблачает бесконечные злодеяния Мейнара) — главному герою удается выйти сухим из воды и завершить дело опять-таки традиционным хэппи-эндом.

Истинный рыцарь (он защищает честных, слабых людей, подвергшихся явно несправедливому нападению; ни за что на свете не позволит он себе ни малейшей фамильярности в разговоре с дамой и тому подобное). Кит в одиночку противостоит целой бандитской группе, к тому же располагающей несравненно большими финансовыми, политическими и прочими возможностями. Итак, мы видим, что с определенными поправками джентльменский идеал, обязательный в традиционном детективе, актуален и в романе Фрэнсиса. Заметно, однако (читателю, но, увы, не автору), что очень часто он приближается к роковой черте фальшивой условности, даже самопародии. Так, между прочим, но со значением сообщается, что Кит хотя и жокей, но прямой отпрыск весьма старинной (минимум с XVII века) фамилии. Обстоятельство это становится известно читателю чуть ли не с первых страниц романа и находит свое оправдание в самом конце: Кит не только завоевывает сердце Даниэль — племянницы некой принцессы (одного королевского дома Европы!), на лошадях которой неоднократно и успешно выступает, но и, судя по всему, собирается вступить с ней в законный брак — что было бы невозможно, не обладай он столь внушительной родословной.

Финальное столкновение с врагами (оказавшимися коллегами по интересам) тоже выдержано в интонации опять-таки незапланированно пародийной: цель автора — утвердить сверхчеловеческий статус героя. Угрозы, опасности, пытки драку — не жалуйся на синяки. Ошеломленному оппоненту не остается ничего иного, как признать: А вы благородный человек, — и недавняя жертва великодушно жмет робко протянутую руку недавнего мучителя. Но это еще не все. Выясняется, что Кит обладает телепатическими способностями. На вполне достаточном уровне, чтобы в критические моменты своей бурной деятельности минимум на один ход предугадывать действия соперников, а также лошадей, друзей и даже любимой женщины. Впрочем, полна чудес могучая природа — на последних страницах и сама любимая оказывается не чужда телепатических талантов…

Итак, главные характеристики героя — исключительность, сверхположительность, этакая светоносность позволяют говорить о его традиционности. Это дает возможность герою (да и автору) быть убежденным в нерушимости некой системы ценностей, которая позволяет воспринимать мир в целом как стабильную, прочную структуру, где зло обязательно наказуемо, а добро торжествует.

К сожалению, приходится признать, что не всегда буквальное следование традиционному канону автоматически обеспечивает успех роману: оно может обернуться и самопародией, как то случилось с последним произведением умелого прозаика-детективиста.

Оцените статью
Добавить комментарий