На службе зла

Джоан Роулинг любит серии. Это становится очевидно, когда сравниваешь романы о Гарри Поттере и новую серию о Корморане Страйке. Пара первых романов о юном волшебнике приставлялись как легкое путешествие в мир фэнтези, но уже к середине саги стали проступать темные пятна, а к финалу английская писательница просто разбушевалась. Нешуточные схватки добра и зла, невероятные испытания для главного героя и, главное, невероятно зловещий образ Лорда Волдеморта.

Зачин новой серии выдержан в стиле классических детективных романов эпохи Золотого века. Поначалу казалось, Роулинг старательно копирует высокий стиль романов Дороти Л. Сэйерс и аристократические манеры героев Марджери Эллингем. Сюжеты первых романов о частном детективе Корморане Страйке — Зов кукушки и Шелкопряд — больше напоминали истории из мира моды с криминальным налетом. Преступления в этих романах были довольно бесцветными, а на первый план выходили приключения странноватых героев – одноного ветерана, вернувшегося из афганского пекла и смазливого помощника Робина Эллакотта.

С первой главы третьего романа о Страйке и Эллакотте читатели понимают, что прежнее благодушие внезапно куда-то ушло. Отрезанная женская нога не оставляет сомнений — зло наступает. Более внимательные читатели сообразят, что название романа и название глав заимствованы из песен американской рок-группы Blue Oyster Cult. А продвижение вглубь романа рассеет окончательные сомнения — Роулинг не оставит без внимания многие из самых больных вопросов западного общества — педофилия, серийные убийства, отношение к психическим расстройствами и другие. Время благодушных картинок закончилось, а серия вступила во вторую фазу. Писательница не только старательно выписывает психику больных людей, способных ампутировать свои здоровые конечности, или мысли безымянного убийцы, поджидающего жертву, но всерьез берется за полюбившуюся читателям парочку детективов. Поклонники серии узнают неожиданные подробности из биографии героев. Неоднозначное прошлое представит их в новом свете, и кажется, Роулинг старательно пытается всячески шокировать своих читателей.

Но это наслоение шокирующих описаний в какой-то момент перестает быть устрашающим. Внутренний монолог убийцы приставляется несусветной глупостью, а попытка запугать реалистичными подробностями превращается в бутафорию. Ко второй половине романа читатель, искушенный в современном криминальном чтиве начинает зевать и посматривать долго ли осталось до финала.

Рецензенты же продолжают петь хвалебные оды в адрес английской писательницы, допуская поистине шокирующее сравнение с Сименоном. Для них романы французского мэтра лишь деревянных табурет, тогда как Роулинг подставляет под их попы роскошный кожаный диван1. Понять их можно. Национальная гордость задета очередной экранизацией романов выскочки француза2, который создал огромный лес из романов, выдавая очередной шедевр каждые три месяца. Но справедливости ради надо будет сказать, что Роулинг далеко до французского классика, а учитывая тот факт, что это ее четвертый опыт в криминальном жанре, отсюда сименоновские показатели кажутся и вовсе недостижимыми.

Читать книгу

Примечания

  1. Это сравнение можно найти в рецензии Christobel Kent на роман Д. К. Роулинг – https://www.theguardian.com/books/2015/oct/21/career-of-evil-by-robert-galbraith-review
  2. Я имею ввиду фильм Мегрэ расставляет сети (Maigret sets a trap), в котором главную роль сыграл Роуэн Аткинсон.

Добавить комментарий