Димитр Пеев и его герои

Димитр Пеев — один из мэтров болгарской приключенческой и детективной литературы, доктор юридических наук. Основной жанр его романов — традиционный процедурный полицейский детектив со сквозными героями; есть в его арсенале и роман-загадка в английском стиле, и неявная расположенность к шпионскому роману, разоблачающему происки вражеских разведок. Заметны активная социально-критическая направленность, стремление к детальной прорисовке ситуативных и поведенческих характеристик. Все это выполнено не без известной не без известной доли плакатности, в контрастном свете, но на детективную интригу романов подобная манера существенного влияния не оказывает.

Димитр Пеев

Одним из устойчивых криминальных сюжетов в романах Димитра Пеева является традиционная для детективов социалистических стран тема выезда граждан за пределы своей страны, осложненного преступными действиями в плане личного обогащения путем спекуляции, контрабанды и прочих экономических правонарушений.

В чистом виде этот сюжет представлен, например, в небольшой повести Транзит (фрагмент из романа Алиби), где поводом для начала расследования стала ошибка зарубежного эмиссара. Пытаясь подать знак своему человеку, тот неверно набрал номер телефона, и честный гражданин обратил внимание соответствующих служб. Скоротечное преследование злоумышленников показано со знанием дела и без особого приукрашивания сыщиков.

В большинстве романов действует следователь капитан Крум Консулов. Ему единственному, пожалуй, из своих героев Пеев постарался создать запоминающуюся, нетрадиционную биографию. Начать хотя бы с того, что Консулов разжалован из майоров — однажды на допросе он не удержался от собственноручного физического наказания человека, обменявшего экономические секреты страны на японский радиоприемник и шесть пар колготок. К тому же он никогда не мог смириться с тем, что, как правило, его начальники… недостаток мозговых извилин старались компенсировать борьбой за должность и звания. Это создавало ему много неприятностей по службе… И в Варне, где он служит, и в Софии он слывет неудобным сотрудником, всегда имеющим особое мнение, что не мешает ему, впрочем, пользоваться большим уважением за высокий профессионализм со стороны коллег — ибо времена Шерлоков Холмсов миновали, сегодня в милиции торжествует коллективизм. Коллективизм проявляется в романах Пеева и в том, что представители молодого поколения довольно похожи один на другого (сильные духом и телом, образованные, интеллигентные. Они были аккуратны и деловиты, но без скованности, учтивы без раболепия, инициативны без панибратства) — так же как похожи и старики, идеал которых показан глазами того же Консулова: …А как хотелось бы продолжить работу с Марковым и Ковачевым. Нет, он не был поклонником знаменитостей, относясь к ним достаточно скептически. Но о Маркове ходили легенды… Было любопытно, что осталось за 35 лет службы от прежних генеральских идеалов… С Ковачевым  положение было … проще. Это высокообразованный, культурный и интеллигентный человек — три качества, которые ценил сам Консулов не обладал в достаточной мере, но которые ценил превыше прочих…

Добавить комментарий