vldmrvch.ru

С прискорбием извещаем…

Детектив, как известно, своеобразный поединок между автором и читателем. Первый сплетает хитрую интригу, бросает тень подозрения то на одного, то на другого персонажа, а преступником (виновником) объявляет третьего, которого, казалось бы, уж совсем нельзя было ни в чем дурном заподозрить. Читатель, со своей стороны, внимая повествованию, пребывает все время в напряженных размышлениях о том, кто же истинный виновник. Следя за кознями злоумышленников, он в то же самое время стремится разоблачить козни автора, старающегося как можно дольше держать оппонента-читателя в неведении. Опытный читатель, прочитав не один десяток детективов и изучив излюбленные приемы их авторов, не верит в виновность тех, на кого с самого начала падают самые, казалось бы, серьезные подозрения. Опытный писатель со своей стороны, учитывая возрастающую читательскую эрудированность и искушенность, ищет новые способы быть непредсказуемым, оставаясь при этом психологически достоверным.

Небольшой роман Вилли Корсари С прискорбием извещаем… (Door een noodlottig ongeval, 1963) в строгом смысле детективом не является. Скорее, это разновидность романа-тайны: здесь нет преступления, а только смутные догадки, что таинственная смерть матери героя была результатом злого умысла. Нет в романе и сыщика, борца со злом. Есть только недоумевающий герой, пытающийся разгадать загадку смерти матери. Силой обстоятельств он превращается в детектива и приходит к неожиданным для себя выводам, Роман С прискорбием извещаем… — пример психологической загадки с неожиданной развязкой. Рассказчик в детективе — лицо, традиционно свободное от подозрений. Когда Агата Кристи в одном из своих романов сделал преступником того, от чьего лица велось повествование, ее тотчас же стали упрекать в нарушении правил детективного жанра. В этих упреках были свои резоны. Рассказчик обычно пользуется доверием читателя, это посредник между автором и читателем, и узнать на последних страницах, что ты состоял в тесных отношениях с преступником, которого считал честным человеком, не так уж, согласитесь, и приятно.

У Вилли Корсари дело обстоит несколько иначе. В соответствии с правилами детективного жанра подозрение поочередно падает то на одного, то на другого персонажа, а в конце концов расследователь отыскивает виновника совсем не там, где предполагалось. Кстати сказать, то, что преступник — без вины виноватый, и отличает этот роман от классического детектива, где виновник всегда действует вполне сознательно и всегда в определенных корыстных целях. Персонажи, находившиеся на подозрении, как и полагается в детективе, оказываются к убийству непричастными. Но — важное дополнение — окончательной реабилитации у автора не получают. Не имея прямого отношения к печальным событиям прошлого, они виноваты в другом — в том, что не жили, а играли роли, вели неподлинное существование, относились к людям исключительно как к средству для достижения собственных целей. Они — прежде всего отец героя и его мачеха — вращались в обществе, где прямые человеческие связи нарушены, искажены, где отношения между людьми опосредованы доводами целесообразности, где лживому, естественному проявлению человеческих чувств удивляются как курьезу или серьезному изъяну.

В таком мире гибель непрактичной, наивно-романтической матери героя, жаждавшей простых, естественных отношений. Воспринимается как закономерность. Как результат злой воли окружающих. Да, она погибла из-за нелепой случайности, и потенциальные виновники тут ни при чем. Но потенциальная преступность образа жизни отца героя, крупного правительственного чиновника, становится более чем очевидной.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе