Серия о Дублинском отделе убийств

Дублинский отдел убийств

Серия полицейских детективов ирландской писательницы Таны Френч. Главные герои этой серии сотрудники Дублинского отдела убийств.

Тайное место

В пятый раз удивляет нас Тана Френч. Как и в предыдущих романах, действие происходит в Ирландии, в престижной частной школе для девочек в пригороде Дублина. В этом идиллическом уголке случается событие, которое стремительно врывается в тщательный распорядок и нарушает покой учебного заведения.

На доске объявлений под названием «Тайное место», на которой можно анонимно сообщить о своем секрете, например, «сообщить о ненависти к родителям или повесить фото парня, который вам нравится» появляется фотография мальчика из соседнего заведения, убитого год назад, с надписью «Я знаю кто его убил».

Это фото доставляют полицейскому детективу Стивену Морану, который понимает, что — это шанс, разрубить гордиев узел бюрократической волокиты и попасть в престижный Отдел убийств дублинской полиции. Год назад расследованием убийства мальчика занималась Антуанетта Конвей, которая вынуждена вновь взяться за расследование «висяка».

А школа Святой Килды, куда прибывают полицейские, оказывается осиным гнездом из нетерпимых к любому нарушению монахинь и двух групп девочек, у которых вдобавок еще играют гормоны.

Единственное место, которое не контролируют монахини — интернет. А потому девушки развлекаются вовсю. Как иронично подмечает Конвей: «это поколение видело все порно-сайты, и вероятно знает больше сексуальных позиций, чем я и вы». Девушки откровенничают на любые темы в интернете, но невероятно зажаты в реальной жизни.

Впрочем, в этом романе особенно заметны подобные противопоставления. Затхлому мирку частной школы противопоставлен раскрепощенный мир торгового супермаркета. привилегированным воспитанницам элитной школы противопоставляется полицейские инспекторы из рабочего класса, а традиционным родственным связям противопоставлен открытый мир интернета и социальных сетей.

Тана Френч, уроженка Америки и выросшая в Италии, отлично замечает эти противоречия в современной Ирландии.

Но больше всего писательницу завораживают призраки из прошлого, из глубин истории. В романе «Я знают тайное место» прошлое предстает в виде «призрачной монахини», которая связана с территорией элитной школы.

Призраку противостоит амазонское общество воспитанниц. Полицейские с разгону также наталкиваются на этот монолит коллективного молчания. А полицейское расследование рассыпается после вторжения из мира теней. А девочки, влекомые коллективным сумасшествием, организуют девичьи шабаши на поляне, где был убит подросток.

Вторжение сверхъестественного позволяет людям из реального мира объединиться перед лицом необъяснимого в одну семью. Таким образом, писательница переносит историю о травме из социальной в семейную плоскость. И если раньше семейная трагедия оставалась нерешенной, в этом романе впервые читатели могут подойти вплотную к одному из возможных решений.

При всей сложности ее идей и сюжетов, читать романы Таны Френч одно удовольствие. Она настоящий поэт настроений и едва начинается история, как ты невольно окунаешься в атмосферу, где древняя Ирландия срослась с новой.

Герметичный и закрытый мир элитной школы — идеальное место для воплощения сюжета из классического детектива. Повествование странным образом ныряет в этот мир детективного расследования, а потом выныривает и оказывается в мире ужасов, схожих с мирами Стивена Кинга и снова погружается в мир улик и подозреваемых.

Тане Френч удалось создать неповторимый и хорошо узнаваемый стиль, который критики прозвали «изумрудным нуаром» или «кельтскими историями».

Тень за спиной

Антуанетта Конвей и Стивен Моран возвращаются в шестом романе ирландской писательницы Таны Френч, а еще здесь появляется Фрэнк Мэки, главный герой третьего романа — «Ночь длинною в жизнь».

Появление знакомых героев привносит наслоение предысторий и напоминает обыденные житейские повествования, когда человек по ходу истории вынужден делать отступления в прошлое, дополняя свое повествование.

В этом романе отлично заметна игра между рассказами Морана, обычного белого полицейского и экспрессивными повествованиями Конвей, женщины-детектива, которую никто в полицейском отделе не хочет признавать за свою. Эта открытая вражда бросается в глаза как противопоставление со сценой убийства. Молодая симпатичная блондинка найдена убитой в идеальной квартире, где накрыт стол на двоих как при любовном свидании. Из этого полицейские делают заключение, что убийство было следствием перешедшей разумные границы сексуальной игры, тем более что у блондинки череп раскроен о камин. А главный подозреваемый — ее парень.

Быстрое решение, не всегда правильное, и писательница по ходу истории все больше запутывает читателей.

Как и в предыдущих романах, Френч нагружает роман дополнительными темами. Контрапунктом для полицейского расследования является тема отцовства. Главный подозреваемый и Фрэнк Мэки проверяют глубину своих чувств по отношению к детям. Кстати именно эта тема неожиданно становится главной в финале.

Этому погружению сопутствует расследование. У полицейских только один подозреваемый, но все улики против него косвенные, а потому полицейские решаются на отчаянный шаг — жесткий допрос подозреваемого.

Здесь роман перестает быть детективом, на время, словно переодевшись, превращается в шпионскую историю. Длинный допрос полон ловушек и виртуозных двусмысленностей, которые я был вынужден перечитывать по несколько раз, чтобы понять, почему все так внезапно поменялось.

Критики утверждают, что сцена допроса напоминает романы Реймонда Чандлера или Джона Ле Карре, мне же оставалось, словно сквозь туманное стекло, издали наслаждаться богатством словесной игры.

Не стану омрачать читателям удовольствие, разглашая мои подозрения и финальную развязку. Скажу просто, все очень и очень непредсказуемо.

Тана Френч вновь удивляет читателей. Роман «Тень за спиной» мало похож на предыдущие романы серии.

Оцените статью
Добавить комментарий