vldmrvch.ru

Друзья господина Поля

Специфика детектива как жанра во многом определяет его направленность на самоописание — какие еще произведения в конце обязательно растолковывают, как они построены и что на самом деле в них происходит? Не случайно так часто авторы детективов сами разрабатывали теорию жанра: Гилберт Честертон, Дороти Сэйерс, Эллери Куин, уже упоминавшийся Уиллард Хантингтон, Буало-Нарсежак — или передоверяли критическую оценку предшественников своим героям: Шерлоку Холмсу (Этюд в багровых тонах), Эркюлю Пуаро (Часы). А Морис Леблан прямо заставил Арсена Люпена соперничать с Шерлоком Холмсом (или, вернее, Эрлоком Шолмсом). Постоянная ориентация (пусть даже отрицательная или пародийная) детектива на свою традицию делает вполне (естественным разработанный каком путь — использование в качестве исходного материала предшествующих произведений. Более того, современные авторы все чаще и чаще обращаются к нему. Так, первый детективный роман Сюзанны Пру, известной русскому читателю по однотомнику Друзья господина Поля (Les amis de monsieur Paul, 1985, серия Идеальное преступление), — строится на взаимодействии реального и литературного кодов.

Les amis de monsieur Paul

Юный Пьер живет вместе с матерью в доме своего дяди неподалеку от марсельского порта. Как и покойный отец Пьера, дядя — бывший моряк (контрабандист — подозревает юноша). Для Пьера он олицетворяет грубое природное, животное начало — юноша боится и ненавидит его, как боится с детства темноты, моря. (Писательница последовательно усиливает ощущение гнетущего страха, предлагая символическую, в духе Фрейда, трактовку терзающих парня комплексов, в том числе комплекса Гамлета.) Пьер постоянно представляет себе, как умирает дядя — от болезни, несчастного случая. И когда он случайно застает нежно любимую мать в объятиях дяди, пребывание в доме становится для него просто невыносимым.

Пьер ищет убежища в другом мире — мире вымысла. Он работает продавцом в книжном магазине, где его высоко ценят за начитанность, эрудицию. Здесь он знакомится с обаятельным господином Полем, немолодым богатым мужчиной, проникается к нему симпатией. И однажды тот приглашает его на дружескую вечеринку.

Все дальнейшие события представляют собой контаминацию сюжетов двух повестей: Клуба самоубийц Роберта Льюиса Стивенсона и Аварии Фридриха Дюрренматта. На изысканный ужин (обилие деликатесов, тонких вин и — примета времени — наркотиков) собрались только мужчины, по преимуществу молодые и красивые — друзья господина Поля. В конце вечера хозяин и гости решили сыграть в любимую игру — суд (у Стивенсона того, кто должен умереть, и того, кто должен убить, определяли карты). Изрядно захмелевший Пьер неожиданно для себя предложил на роль подсудимого собственного дядю, и того, после разбирательства, прений прокурора и защитника, приговорили к смерти, присовокупив, что их приговоры частенько сбываются. Когда утром юноша с трудом проснулся, он узнал, дядю ночью зарезали бритвой.

Предпринятое полицией следствие ни к чему не привело: дядя ни в каких темных сделках не участвовал, врагов у него не было (то есть прорабатывается и отбрасывается ложный ход — по канонам реалистического сименоновского детектива задача не решается). Пьер наследует немалое состояние, и господин Поль предлагает ему стать полноправным членом их общества, уплатив крупный вступительный взнос. Очарованный юноша с радостью соглашается, и очередная вечеринка завершается его ритуальным посвящением (для оживления сюжета Сюзанны Пру сдабривает его гомосексуальными мотивами). В знак высшего доверия господин Поль показывает Пьеру свою коллекцию часов (механизм, неумолимо отсчитывающие время, в романе как бы символизирует цивилизацию; он противопоставлен вечному морю — стихии природы). И тот с ужасом видит среди них знаменитые настенные часы своего дяди.

Поняв, что тайна его раскрыта, господин Поль заманивает юношу ночью в пользующийся дурной славой квартал города и пытается его зарезать. Тот вырывается, бежит и все же не уходит от погони. Лишь в последний момент подоспевшие полицейские (они на всякий случай следили за Пьером) спасают его. Арестованный коллекционер-гедонист быстро признался, что сделал убийства источником (как и председатель Клуба самоубийц), позволяющим удовлетворить его страсть к произведениям искусства и красивым юношам. Попытка перенестись в книжный мир кончилась для Пьера печально, но она излечила его от страха перед реальностью

В качестве второго художественного кода может выступать не конкретное произведение, а целый жанр, как, например, один из предшественников детектива — готический роман.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе