vldmrvch.ru

Торговец забвением

Скромный виноторговец Тони Бич из романа Дика Фрэнсиса Торговец забвением (Proof, 1984) приезжает со своим товаром на вечеринку к скаковому тренеру и случайно становится свидетелей трагедии, что вынуждает его включиться в расследование целого комплекса уголовных дел, связанных с подделкой спиртных напитков. Оригинальное название романа Proof — можно также перевести как проба, проверка, — имеет отношение, как выясняется, к маркировке градусов на вино-водочных бутылках.

proof

Анализируя романы Дика Фрэнсиса, видишь, что автор сознательно помещает героя в профессионально ограниченный мир. Виноторговец Тони Бич, также как банкир Тим Экатерин (Банкир) и фотограф Филип Нор (Отражение), или бесчисленные жокеи других романов Фрэнсиса, внутренне, душевно связаны со своими профессиями. Они воспринимают мир своих жизненных занятий едва ли не эстетически и принимают сердцем все исконные правила своего ремесла, которые становятся для них нравственной опорой в борьбе со злодеяниями.

Обнаруживается любопытная закономерность: и герой, и его антипод в романах Фрэнсиса удивительным образом представляют собой функции окружающей среды. Инициатива в плане сюжета принадлежит преступнику, который описан как воплощение низости, скопившейся едва ли не во всех общественных группах английского общества. Вызов принимают герои, поставленные автором в центр традиционного мира. Отметим при этом, что почти всегда герой Фрэнсиса выходит на арену действия в угнетенном, обиженном состоянии которое могло бы оправдать его агрессивную позицию. Филип Hop в Отражении вырос без семьи и не надеется выбиться в люди; Тим Экатерин в Банкире лишен подобающего ему места в банковской системе из-за отца, пропившего все состояние семьи; Тони Бич никак не может пережить трагическую смерть жены при родах.

Из этого положения злодеи Фрэнсиса обязательно выбирают дорогу преступлений, а герои — стезю добродетели. Но проявиться, осуществиться добродетель может лишь в ответ на инициативу зла.

Мотивированное переживаниями детства состояние обиды и угнетенности дается у Фрэнсиса, как правило, в обрывочных воспоминаниях героя, в описании его одинокого и скудного жилища, унылого пейзажа вокруг центральной персонажа. Драматические события детства в этих романах заставляют вспомнить, как ни странно, о Диккенсе, на которого Фрэнсис, вероятно, ориентировался, сознательно или бессознательно. Во всяком случае, та связь между героем и средой, которая выделяет Фрэнсиса в ряду его коллег, почти наверняка выдает его зависимость от диккенсовской традиции в английской литературе.

Отличие Фрэнсиса (не по уровню, естественно, а по устремленности) от великого предшественника заключается в том, что нынешний писатель придает осо6oe значение теме мужества. В самом деле, мужество – это единственное оружие героя в его битве с преступником, не считая, конечно, здравого смысла. Герои Фрэнсиса принимают вызов зла, совершенно не заботясь о поддержке со стороны. В этом стоическом мужестве его жокеев нет ничего исключительного: готовность сломать шею на глазах у равнодушных зрителей считается неотъемлемой чертой их ремесла. Но в позднейших романах Фрэнсис постарался разглядеть поглубже такой мужественный стоицизм. Об этом говорит хотя бы концовка романа.

Всю жизнь Тони Бич завидовал покойному отцу — бесстрашному офицеру и лихому наезднику, но сам не мог преодолеть страха и выйти на скачки — даже в качестве любителя. И вот, когда он одолел уже немало преступников, Бич находит старые бумаги отца, где среди записок военных лет встречает такие слова: Скоро начнется бой. Главное не показать солдатам как я боюсь. Но, господи, как я боюсь! Почему я лишен мужества моего отца? И, размышляя над откровенностью записки. Тони Бич понимает, что его отец обрел мужество в одной из битв. На этом Фрэнсис ставит точку, оставив читателю заключить, что иного способа обрести мужество просто нет.

Л. Чудова

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе