Друзья Эдди Койла

Друзья Эдди Койла (The Friends of Eddie Coyle, 1970) — дебютный роман Джорджа Хиггинса. К моменту публикации книги писателю исполнилось 33 года. Хиггинс написал небольшой по размеру роман, в российской традиции скорее повесть, за шесть недель. Но по своему масштабу своего влияния на американскую литературу, не только криминальную, но и серьезную, Друзья Эдди Койла остается одним из уникальных сочетаний.

Норман Мейлер оценивал работы Хиггинса как жесткие, без признаков терпимости, о первом романе он отзывался и вовсе почти восторженно: Я до сих пор не могу прийти в себя так хорошо он написан, таким образом он интуитивно прочувствовал будущие тенденции творчества и указал на основную — ирландско-католическое наследие.

Позднее не менее восторженные отзывы давал король криминального жанра Элмор Леонард, называя этот роман лучшим криминальным творением XX века, а Хиггинса он сравнивал с Чарльзом Диккенсом. Позднее самого Леонарда будут называть Диккенсом из Детройта.

Роман рассказывает о мелком контрабандисте и осведомителе, который поставлен перед нелегким выбором — сдать подельников, избежав при этом наказания или сохранить верность друзьям. Он выбирает преданность, лишь для того чтобы его же и убили верные друзья.

Друзья Эдди Койла описывает криминальный мир Бостона и сразу же привлекает внимание своей жестокостью и реалистичными диалогами. Книга дает понять, что беспокоило автора во время работы над произведением. Хиггинс на глубинном уровне показывает взаимоотношение ключевых для ирландского католика представлений о мире — дружбы и верности своим соотечественникам, необходимости зарабатывать и формировании внутренних добродетелей.

Первые три романа Джорджа Хиггинса — Друзья Эдди Койла, Игра Диггера и Торговля Когана образуют своего рода трилогию криминальных романов, связанных едиными темами и единым пониманием. Все они вдохновлены событиями, о которых писатель узнал в момент работы помощником прокурора Массачусетса, а потому идеи, озвученные в романах, находятся под влиянием политических взглядов и социальной философии Элиота Ричардсона, под началом которого в то время работал писатель.

В этих романах писатель рассматривает проблему зла, причем в каждом с новой стороны. Преступники, показанные в раннем творчестве Хиггинса, словно ищут ответа на вопрос, можно ли получить это бесплатно?, а писатель дает однозначный и бескомпромиссный ответ — нет.

Романы Хиггинса появились почти одновременно с выходом бестселлеров Марио Пьюзо и Гая Талейса. Но в отличие от этих писателей Хиггинс пытается воссоздать человеческую речь в условиях стресса, отчего его диалоги полны народных словечек, внезапных пропусков и изуродованного синтаксиса. Читатели сразу и в полной мере оценили новизну литературного стиля Хиггинса, а его попытки внести изменения в привычные структуры детектива, были замечены и оценены по достоинству лишь спустя какое-то время.

Действие первых романов ограничено криминальной вселенной, вероятно, поэтому писателя очень раздражали заезженные характеристики автор криминальных романов или популярный писатель. По его признанию он стремился описать реакцию персонажей в момент стресса, и на его творчество повлияли главным образом Хемингуэй, Стендаль и Джон О’Хара.

Роман Друзья Эдди Койла был экранизирован Питером Йетсом, режиссером знаменитого Буллита. Одноименный фильм вышел на экраны в 1973 году, а главные роли исполнили Роберт Митчум и Питер Бойл. Фильм добавил популярности роману, и породил поиски прообразов главного героя. Многие критики того времени утверждали, что история Эдди Койла имеет очень близкое сходство с реальной историей осужденного Уильяма О’Брайена, члена банды, грабившей банки и убитого в 1967 году за три года до публикации книги. Убийство О’Брайена так и не было раскрыто, как и убийство Койла.

Добавить комментарий