vldmrvch.ru

Осужденные на успех

Ганс Гельмут Крист (Hans Hellmut Kirst), популярный западногерманский писатель, автор многочисленных романов, среди которых выделяется трилогия 08/15 (1963). Именно это произведение создало Кирсту писательское имя, ибо в нем наиболее ярко определены творческое и писательское кредо писателя, не его примере видна эволюция умонастроений, привязанностей и антипатий художника под воздействием послевоенной западногерманской действительности. 08/15 — в особенности первая книга этого романа (08/15 в казарме: авантюристический бунт ефрейтора Аша) — бесспорно, сильное антимилитаристское произведение. С убийственным сарказмом живописует автор быт гитлеровской казармы, где все построено на бездумном, тупом подчинении младших старшим и на издевательстве, глумлении над человеческим достоинством, обильно сдобренным нацистским краснобайством и демагогией. Разоблачение гитлеровской военщины стало одной из главных тем творчества Кирста.

Но вот перед нами новый роман Криста (Осужденные на успех — Verdammt zum Erfolg, 1971), не похожий на все предыдущие: действие его происходит в наши дни в Мюнхене, в преддверии Олимпийских игр 1972 года. Можно сказать, не опасаясь впасть в преувеличение, что в данном случае свет увидела незаурядная книга, написанная на злободневную тему, — место творческой личности в мире бизнеса и чистогана. Гарольд Фейн — способный архитектор, но слабовольный человек, несколько не от мира сего, — служит не крупной строительно-подрядной фирме, принадлежащей его тестю. Семья его: жена — весьма расчетливая великосветская особа, осуждающая непрактичность своего супруга; сын — студент, участвующий в неких р-р-еволюционных движениях, и дочь — единственно преданное и любящее своего несовременного отца существо (если не считать Антона — собаки архитектора).

Фейн тяготится своим существованием, окружением, но по инертности не находит в себе сил порвать со всем этим и начать новую жизнь. Единственный его искренний друг работает в магистрате Мюнхена, где руководит строительным планированием. Однажды он в приватной беседе с Фейном сообщает о некоторых планах отцов города в отношении строительства олимпийских сооружений. Гарольд Фейн, совершенно не подозревая о возможных последствиях, рассказывает Платтнеру (своему тестю) о проектах магистрата, и тот быстро скупает наиболее выгодные участки земли, предвидя многомиллионные прибыли от олимпийского гешефта. Назревает грандиозный скандал.

И тут в действие вступает детективный элемент. Жертвой неизвестного убийцы становится весьма популярная в городе дама полусвета, возле дома которой нередко по вечерам сидел в своей машине Гарольд Фейн, не спешивший после службы к опостылевшим ему родственникам. Фейн попадает в число подозреваемых и даже становится одним из основным из них, а ведущий следствие чиновник криминальной полиции хватается за эту версию, как за наиболее правдоподобную, да к тому же распаляется при этому своей неприязнью к толстосумам, к числу которых он относит и Фейна.

События развиваются в ускоряющемся темпе. Жена Фейна, порывает с ним, а ее отец выгоняет его из своей фирмы. С тенденциозных позиций проводящееся расследование все больше затягивает героя книги в юридическую паутину и грозит ему судебной расправой. Фейн остается без средств к существованию. Его одолевают ставленники Платтнера, полагающие, что архитектор похитил из сейфа фирмы важные для нее документы. На него совершается нападение, а на его квартиру — налет. В отчаянии от сознания своей неспособности спасти отца бросается в омут дочь Фейна — Хельга.

Кажется, все возможные напасти обрушились на бедолагу. На его защиту встают лишь уходящий на пенсию комиссар криминальной полиции  Келлер, адвокат Мессер и невольно-преданный Фейном руководитель строительно-планировочного ведомства Абендрот. В ходе следствия устанавливается невиновность Фейна; рассказывать подробно сюжетную линию детектива, видимо, не имеет смысла. Да и не в этом основное достоинство книги. Оно — в беспощадном разоблачении нравов и порядков в буржуазном обществе. Значит, все это подонки? — спрашивает один криминалист другого, рассматривая список причастных к делу об убийстве на улице Фауштрассе. — Все они продукт этого разложившегося общества, — отвечает другой. — Вместо заработка у них страсть к наживе. Честный, самоотверженный человек становится комической фигурой. Этот мир — клоака! А почти отчаявшийся в своих попытках восстановить справедливость адвокат Мессер в разговоре с Келлером восклицает: Что же, выходит, вокруг меня сплошные сумасшедшие? — Видимо, так, — отвечает ему Келлер. — Так полагают многие, кто в этом прогнившем мире считают себя более или менее нормальными людьми… Мы живем в такое время, когда каждый постоянно обманывает каждого, и не в последнюю очередь самого себя, чтобы делать деньги! Ныне — час гиен — час тех, кто проклят на успех.

Морально раздавленный (хотя и юридически оправданный), Гарольд Фейн уезжает на отдых. Справедливость, так сказать, восстановлена. Но ничего не изменилось в этом обществе, где на честного человека смотрят как на шута. К таким выводам приходит читатель, перевернув последнюю страницу романа Ганса Гельмута Кирста.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе