Сэйте Мацумото

Сэйте Мацумото

Сегодня мы вспоминаем японского писателя Сэйте Мацумото, основоположника жанра социального и политического детектива в японской литературе.

Киёхару Мацумото (Сэйте — китайско-японское произношение иероглифов его имени) родился 21 декабря 1909 года в Фукуока. Его родители были простыми рабочими, поэтому после окончания школы Мацумото устроился в компанию по оказанию коммунальных услуг. С юных лет увлекался литературной деятельностью, совмещая литературные пристрастия с участием в левом движении, и сотрудничеством с журналами Левый фронт и Боевое знамя. За свою деятельность был арестован в 1929 году и отбывал небольшой тюремный срок.

После выхода из тюрьмы сменил множество профессий, а с наступлением Второй мировой войны был призван, служил в медицинском батальоне на территории Кореи. После окончания вернулся на работу в газету, куда устроился работать еще до войны дизайнером рекламных объявлений. В начале 50-х годов Мацумото перевели в токийскую редакцию газеты.

Сэйте Мацумото начал писать после второй мировой войны, несмотря на отсутствие высшего или специального образования он обладал прекрасным стилем. Первый детективный рассказ (на историческую тематику) Денежные знаке Саго появился в середине пятидесятых, и почти сразу он стал заметной фигурой среди японских мастеров детектива. Первый роман начинающего писателя получил премию Клуба писателей детективного жанра, которая была учреждена классиком японского детектива Эдогавой Рампо в 1947 году.

С именем Мацумото связано возникновение в японской литературе суйри сёсэцу — острого, точно нацеленного политического детектива, основанного на реальных фактах. Эту особенность его творчества можно объяснить не только личными пристрастиями автора, но и объективной ситуацией, сложившейся в послевоенной Японии, испытавшей сложное влияние страны-победители — Соединенных Штатов Америки. Большинство из переведенных его романов так или иначе в основе интриги имеют криминальные действия с иностранным акцентом; ведущий мотив всех преступлений — коррупция, шантаж, взяточничество в экономике и политике. Этот мотив иногда становится доминирующим, и тогда произведения приближаются к чистому социально-обличительному роману, где расследование в классическом виде отходят на второй план; реже он оказывается упакованным в увлекательную детективную интригу. В любом случае остается неизменная авторская манера: подробный, неторопливый, со множеством мелких деталей рассказ бесстрастного наблюдателя, интонация которого не оставляет сомнений в нравственной позиции автора. Эта отстраненность и тон судьи, владеющего высшей истиной, осознанна. В шестидесятых годах Мацумото, объясняя задачу своего разоблачительного романа об истории создания Исследовательского бюро при кабинете министров — японского ЦРУ, скажет: Я умышленно не занимаюсь психологическим раскрытием образов своих персонажей. Вступив на этот путь, мне невольно пришлось бы заняться художественным изображением людей. От этого притупилась бы политическая и социальная острота произведения… Я стремился показать механизм событий, а не личности.

В таких романах, как Подводное течение, Поблекший мундир роль детектива-любителя сводится не к поимке преступника, а к раскрытию незаконных махинаций на высшем уровне. В первом сотрудник радиовещания Накакубо пытается выяснить, что из себя представляет таинственный фонд V — фонд Марката, созданный американцами в Японии; во втором — юрист Коити внедряется в бюро экономических исследований, чтобы понять характер военно-промышленных заказов, за которые борются японские фирмы. Само повествование и является суммарным разоблачением махинаций, аналогичных тем, что имели место в реальности.

Мацумото известен также как автор исторических романов и документальных книг о современной ему политической жизни Японии.

54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий