Сэйити Моримура

Сэйити Моримура (森村誠) стремительно вошел в ряды японских писателей детективного жанра и довольно быстро обрел популярность. В 1969 году за роман Мертвое пространство на высоте был удостоен премии имени основателя японского детектива Эдогавы Рампо. Всего перу японского писателя принадлежат 150 романов, общий тираж которых перевалил за 50 миллионов экземпляров. Ряд его романов был успешно экранизирован.

Его детективы получили известность еще во времена Советского союза, поскольку тематика этих произведений направлена на обличение правящих кругов японского правительства. Особой популярностью в советское время пользовался детективный роман Кухня дьявола, написанный в стиле документального расследования. Роман повествует об испытаниях бактериологического оружия в японской армии, надо сказать, что публикация романа в Японии сопровождалась грандиозным скандалом, поскольку роман сопровождала серия фотографий, которые подтверждали многие из фактов описанных автором, во  втором издании скандальной книги часть фотографий была удалена.

Переведенные на русский язык его произведения значительно отличаются одно от другого по тематике, изобразительным средствам, технике детективного расследования. Но есть и общее: Сэйити Моримура любит и умеет формировать характеры, выразительно показывать психологическое состояние своих героев, внимателен к увязыванию всех сюжетных ниточек и мотивировке даже случайных эпизодов. Одним словом, в хозяйстве Моримуры все лишнее лишь кажется таковым  до поры до времени, и в нужный момент даже отдаленно не напоминающие о своей связи события вдруг странным образом сближаются. Автор в некоторых ситуациях не прочь отдать дань и традиции романа ужасов, и мистицизму, и крутому боевику, и мелодраме.

Из предисловия к роману Контейнеры смерти

Контейнеры смерти ознаменовали для меня переломный момент в творчестве. До сих пор я был убежден, что назначение детективного романа — служить развлечению читателя. И даже если в нем разоблачается несправедливость, если он наполнен полезной информацией, то это делается лишь на потребу сюжету, для того, чтобы придать детективной истории реальность и достоверность.

Однако в этом произведении на первом плане не детективная занимательность, а обличение. Роман строится на материалах, подкрепленных фактами. Он не просто раскрывает истинное положение дел в атомной энергетике, но и делает достоянием общественности доклад Корпорации по развитию атомной энергетики и источников ядерного топлива относительно регенерации ядерного топлива. Разработки в этой области также велись в секретном порядке. Кстати, Контейнеры смерти дали повод одной из японских газет выступить по этому поводу с разоблачительными статьями.

Когда я работал над романом, произошла вызванная небрежностями в эксплуатации авария, закончившаяся утечкой радиоактивных материалов на АЭС в Цуруга. Авария явилась неожиданным подтверждением того, что мир, изображенный в романе, не выдумка автора.

Если при чтении романа читателя охватит тревога за Японию, за нынешней мирной жизнью и процветанием которой лежит страшный опыт минувшей войны, если перед читателем предстанет образ страны, которую пытаются втиснуть в гигантский контейнер смерти, то можно считать — цель, поставленная автором, достигнута.

В узком смысле контейнеры смерти символизируют освоение энергии атома (легко переключаемое на производство ядерного оружия), в широком — все то, что угрожает демократии и миру.

В ходе работы над романом мне довелось встречаться с оставшимися в живых участниками отряда 731 Кванкой армии; в результате появилась Кухня дьявола, книга, публиковавшаяся на страницах газеты Акахата, — произведение слишком трагическое, ошеломляющее описанными в нем фактами, чтобы считать его всего лишь побочным продуктом Контейнеров смерти. В моей писательской деятельности оно явилось первым опытом такого рода.

Я овладел новым жанром — жанром документальной повести. Контейнеры смерти открыли передо мной новые горизонты.

Я хотел бы выразить свою глубокую благодарность всем тем, кто помогал мне в сборе материала, — господину Масаки Симодзато, служащим компании Мицубиси дзюкогё и атомной электростанции Иката и многим другим людям.

Для меня большая честь, что мое произведение было включено в новую серию издательства Кадокава сётэн — Новеллы Кадокава. Я буду счастлив, если, разрабатывая новые области. смогу стать достойным помощником этой фирмы, своим новаторством привлекающей новых читателей.

Посвящаю эту книгу президенту издательства Харуки Кадокава и всем его сотрудникам, способствовавшим выходу в свет Контейнеров смерти.

Сэйити Моримура

 

Добавьте комментарий